Долгий путь к пониманию Града обреченного Стр-ких

Алексей Валентиныч
Долгий путь к пониманию Града обреченного Стругацких
1. Град обреченный - как действующая модель нашего государства....
Жили люди, жили. Жили, и не выжили.
Тянули люди жилы - жилы и не выдержали.
Жили. Не жалели. Пели. Обращались к БОГУ.
Дай пожить НЕМНОГО. Дай пожить ещё НЕМНОГО.
-----------------------------------
Этот праздник не для всех;
Эх. Ни для этих ни для тех;
Эх. Господи ты лучше всех!
Итак, классический эксперимент...посадить группу товарищей в одну большую задницу, накрыть стеклянной крышкой ...и наблюдать ...смотреть
Заметьте эксперимент наставников закончился тогда, когда группе человеков все-таки удалось проковырять дырочку в этой самой заднице и утечь ...восвояси ...живучие сцуки, однако
Еще один аспект:
"...Черт знает, какие люди на свете бывают... Нет, ребята, подумал он. Все правильно и все верно: никакой нормальный человек до этой пирамиды не доберется. Нормальный человек, как до Хрустального Дворца дойдет, так там на всю жизнь и останется. Видел я их там --нормальных людей... Хари от задницы не отличишь...".
Это о том, что в конце концов сделает наш любимый прогресс с человеком ...как венец.
Вернемся к насущному: наша страна последние по крайней мере 100 лет представляет из себя какой бесконечный полигон для таких экспериментов. Чего мы только не строили: от развитого коммунизма с человеческим з... и кукурузного социализма, до совершенно ублюдочного капитализма (который и строем назвать нельзя)...и в отличие от отцов-наставников, (которые снаружи стеклянной банки), мы экспериментируем над собой же, над теми кто рядом ...дай пожить еще немного... дай пожить еще немного... нет, изгаляемся, как какие-то садюги-психопаты...выживем- не выживем...
Пили люди, пили. Пили, и не выпили.
Пилили люди липы. Все деревья выпилили.
Пили. Не жалели. Пели. Обращались к БОГУ.
Дай пожить НЕМНОГО. Дай пожить ещё НЕМНОГО.
-----------------------------------
Этот праздник не для всех;
Эх. Ни для этих ни для тех;
Эх. Господи ты лучше всех!
  За границей закон работает, а не подгоняется как у нас под определенного "деятеля"... у нас в глубинке любой мэр самого засраного Верхнеурюпинска мнит себя местным царьком и может все... И срал он на законы, на конституцию и уголовный кодекс... все уже КУПЛЕНО еще при вашей бабушке... Уганда с Камеруном нервно курят в сторонке, куда там тупым неграм до высот и шири великого российского беспредела...
У нас в России завалить неугодного человека, как два пальца обоссать... и ничего за это никому никогда не было и не будет...  Наша жизнь не стоит не цента, наша совесть стоит еще меньше... ... пребывание в Эрэфии смертельно опасно для вашего здоровья.
Я так понимаю, что в романе рассматривается не только и не столько эксперимент и социально-политическими моделями общества, сколько эксперимент над сознанием человека: взять веру человека, взять его идеологию, мировоззрение и вывернуть наизнанку, превратив белое в черное, а сухое в мокрое... и посмотреть что будет...  Рекомендую почитать всем, кто еще верит тому, что нам внушают вышестоящие и прочие партийные товарищи...
И опять же Стругацкие предугадали и построили тогда в70х модель современного идеологического хаоса: когда коммунист и фашист могут поставляться в одном флаконе или человек, ратующий за передачу власти патриарху РПЦ заигрывает с коммунистами (знаком с таким)... и понятие: "по разные стороны баррикад" теряет здравый смысл...
Ппросто понимаешь что: ВСЕ КУПИЛИ ...  В России покупается и продается ВСЕ: начиная от места на рынке и кончая креслом президента РФ, разница только в сумме.
Люди всю жизнь работают и работали... но почему как была задница ... так она ей и осталась.
История бродит по кругу ...спросите у наших историков ...но что бы они не говорили... РАЗВИТИЕ ВСЕ РАВНО ИДЕТ ПО СПИРАЛИ!!! ... поэтому Ленин-Сталин ХХI века будут по страшней мне кажется... и тут все дело в технологиях, которые не стоят на месте...
Слава богу, концлагерей и отстрела евреев пока нет...  Зато есть резня на национальной почве... торговля женщинами и детьми... охота на людей...люди одноразового использования, а нашим СИЗО позавидовал бы любой бухенвальд .
Поразили слова Германа. «Почему это произошло и как с этим жить?»  Вот и я чувствую кусочком чего-то такого общего, до предела затраханного, замордованного, опущенного всеми нашими вождями, революционерами и гребанными реформаторами, что охота им сказать: "а не зае... (утомились?) ли вы еще?!!!".  А потом бьет в голову мысля: "Господи, это мы сами и есть... мы же себя сами же туда и..."
Друзья ... даже если опираться просто статистику уже кое-где в нашем Граде обреченным каждый пятый "россиянин" - китаец, через 10-15 лет будет каждый третий, а кроме их еще Въетнам и товарищи с солнечного кавказа...+братские тюрские республики + и.т.д.  Природа она же не терпит пустоты, а мы имеем огромные территории, незаполненные никем... А Россия, она ведь в разный период была очень разной... были разные эпохи и разные масштабы... и чего будет тут дальше одному Богу известно... некого не хочу обидеть
Еще по поводу реформ я хотел добавить мысль:  чтобы ЛОМАТЬ СТАРОЕ надо сначала ПОСТРОИТЬ НОВОЕ а уж потом ЛОМАТЬ... а не наоборот

2. Град обреченных?

Некоторые мои мысли по поводу моего видения Града обреченного:
Первый раз я прочел роман в 88-89 годах, это была журнальная публикация в журнале "Нева"... мне было 15 лет, и конечно я ничего не понял, книга показалась мне нагромождением абсурдных непонятных и зловещих действий...
затем в 90е годы я перечитал роман и уже уловил в этом граде аллюзию на советский строй и государство - как жестокий и бесчеловечный эксперимент... над обществом и людьми...
Однако перечитав книгу уже в зрелые годы и будучи искушенным читателем, я уловил как мне показалось, еще более глубинный смысл: град - это аллюзия на человеческую цивилизацию в целом, ибо правильно это есть вавилонская башня, где представлены представители всех национальностей и как бы они представляют некий срез нашей цивилизации планеты Земля
Для меня важны три момента в романе:
1) Эксперимент и его материальная основа - ГРАД
2)Экспедиция - как бегство из града и как бы кульминация, поворотная точка эксперимента
3) и конечно совершенно открытый и непредсказуемый финал ... и романа и эксперимента.
Итак, для меня град обреченный, это некая  вавилонская башня - модель нашей цивилизации... цивилизации, которая зашла в тупик... в граде живут те, кто по условиям эксперимента обречены в нем жить и крутиться в бесконечном кругооборота абсурда, условностей, переворотов и прочего жестокого действа нашей истории... в том смысле, град - то символ застоя, если глубже остановки (конца) Истории, он вечен и вечно обречен стоять и люди там будут крутиться по кругу, развитие там остановилось... почему-то Стругацкие оставили там немца Фрица ... и почему первым выходит из игры именно американец Купер.
Выходом из тупика является экспедиция, то есть бегство из Града .... тернистый кошмарный путь - это бесконечный ряд препятствий и соблазнов и давление на участников растет с каждым шагом прочь от города...
ну а к финалу приходят всего двое и вот финал...
в финале и предлагается самый последний и самый трудный тест - тест: "НЕ УБИЙ".
ВОТ, что писал о финале сам Борис Стругацкий:
" Ниоткуда не следует, что Андрей «на границе» стрелял в свое зеркальное изображение. То мог быть совсем другой человек, но с похожей, разумеется, судьбой. Для авторов было важнее другое: наш «добрый малый, но педант» дошел к концу своего первого круга до такого состояния, что и думать не думает броситься в объятия неизвестности с оптимистическим криком «хинди-руси бхай-бхай!» – нет, он норовит палить из пистолета во все, что шевелится, другие варианты ему и в голову, заметьте, не приходят."
То есть Воронин проваливается на самом финальном этапе, не проходит финальное препятствие И.....
еще несколько разрозненных моих мыслей по поводу книги:
А важно то, и самый страшный момент, что Андрей после всего ада, который он прошел вместе Кацманом - после всего этого ... он открывает огонь по тем, кто идет навстречу... ПРОСТО ОТКРЫВАЕТ ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ...
все круг насилия замкнулся... поэтому и кидают их в изначальную точку...(однако не факт, что кидают обоих вместе с Изей)

То, что Стругацкие сделали с Кацманом и Андреем, не какому тургеневскому нигилисту Базарову и не снилось в кошмаре... полное изничтожение всякой надежды и веры, всякого Бога, да и дьявола тоже (уничтожение самого понятия ВЕРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ЧТО-ТО АБСОЛЮТНОЕ И НЕ УСЛОВНОЕ - НЕИЗМЕННОЕ И НЕ ПОДВЕРЖЕННОЕ ДЕФОРМАЦИЯМ ОТ СИЮМИНУТНЫХ РЕАЛИЙ - будь то вера, идеология или что-то еще).... все в мелкую капусту... по сравнению с абсурдом Града, импортные Кафка и Сартр - радостные дети на зеленой лужайке

вся это чехарда с продвижением по служебной лестнице, выключение "солнца"... беседы на кухне... все это так и дышит застоем... и эта странная география мира, откуда невозможно было вылезти - это же такая милая аллюзия железного занавеса
дело то не в ребятах... а в том, что обречены эти ребята... и те ребята, что остались в городе... и те двое, что добрались до "границы"... обречены крутиться в мясорубках адских экспериментов.. круг за кругом... поколение за поколением... по настоящему я эту книгу только сейчас понимаю... через ад 90х и ад 2010х
Кстати многие читатели считают, что наставники и разговоры с ними - это только попытка героев услышать свою СОВЕСТЬ и поговорить с НЕЮ.. ДОГОВОРИТЬСЯ так сказать
P.s. Стругацкие постепенно отсекают тупиковые пути развития... то есть и Купера и Фрица... но в финале то что?...
просто откат назад?... получается все тот же порочный круг:
новая жизнь
переворот
бегство
откат
и т д.

3.  Андрей Воронин и Изя Кацман -долгий путь к свободе?

Или долгое бегство от свободы, кому как нравиться)) Заодно, попробую еще раз объяснить - почему Воронин мой любимый герой в творчестве братьев Стругацких

Цитата
Ты меня пойми, Андрей, я ведь не предлагаю систему переустройства мира. Я такой системы не знаю, да и не верю, что она существует. Слишком много всяких систем было испробовано, а все осталось в общем по-прежнему… Я предлагаю всего только цель существования… тьфу, да и не предлагаю даже, запутал ты меня. Я открыл в себе и для себя эту цель – цель моего существования, понимаешь? Моего и мне подобных… Я ведь и говорю-то об этом только с тобой и только теперь, потому что мне жалко стало тебя – вижу, что созрел человек, сжег все, чему поклонялся, а чему теперь поклоняться – не знает. А ты ведь без поклонения не можешь, ты это с молоком матери всосал – необходимость поклонения чему-нибудь или кому-нибудь. Тебе же навсегда вдолбили в голову, что ежели нет идеи, за которую стоит умереть, то тогда и жить не стоит вовсе. А ведь такие как ты, добравшись до окончательного понимания, на страшные вещи способны. Либо он пустит себе пулю в лоб, либо подлецом сверхъестественным заделается – убежденным подлецом, принципиальным, бескорыстным подлецом, понимаешь?.. Либо и того хуже: начнет мстить миру за то, что мир таков, каков он есть в действительности, а не согласуется с каким-нибудь там предначертанным идеалом… А идея храма, между прочим, хороша еще и тем, что умирать за нее просто-таки противопоказано. За нее жить надо. Каждый день жить, изо всех сил и на всю катушку…
Конец цитаты
Вот моя главная центровая цитата из Града обреченного, в которой Кацман буквально на пальцах объясняет Воронину, почему нельзя умирать за идею, и жить ради идеи тоже нельзя, ради кого-то можно, а ради чего -то   - нельзя, это плохо, это фанатизм
из последующей сцены, когда Андрей открывает огонь на поражение по людям, которые просто приближаются к ним, мы понимаем (по крайней мере я)., что УБИВАТЬ РАДИ ИДЕИ НЕЛЬЗЯ ТОЖЕ
То есть Умирать и убивать, защищая  мать, детей, Родину,  которой ты живешь - это норма,  так оно и должно быть...
А вот  умирать и убивать за идею (это я еще про Тихий Дон говорил), за демократию, за равенство, за свободу негров южной Африки, за веру в конце концов, за ценности - это идиотизм и фанатизм
В течении всего романа, Воронин и Кацман испытали на себе и посмотрели множество идеологий:
и град обреченный
и город статуй
и дворец...
а уперлись в безжизненную пустыню, а потом их кинуло назад

Видимо потому что, начинать строить мир, свободный от идеологий и фюреров, и вождей, надо дома... и начинать надо с самого  себя и внутри себя...

Еще минуту назад все это было совсем не таким, как сейчас, – гораздо более обыденным и привычным. Оно было без будущего. Вернее – отдельно от будущего…
Андрей бесцельно разгладил газету и сказал:
– Первый? А почему – первый?
– Потому что их еще много впереди, – произнес голос Наставника.
Тогда Андрей, стараясь не смотреть в ту сторону, откуда доносился голос, поднялся и прислонился плечом к шкафу у окна. Черный колодец двора, слабо освещенный желтыми прямоугольниками окон, был под ним и над ним, а где-то далеко наверху, в совсем уже потемневшем небе горела Вега. Совершенно невозможно было покинуть все это снова, и совершенно – еще более! – невозможно было остаться среди всего этого. Теперь. После всего.