«СПАСТИ И ВЫЖИТЬ!»
Памяти подводника В. Баева
……………………………………………………………….
«Уходит субмарина в дальний путь.
Всем телом погружается в пучину.
Сомкнулись волны, не меняя суть.
Подводники – подводные мужчины!»
Г. Флейшер
«Спасти и выжить!» - эти два слова мысленно неоднократно повторял про себя мичман Василий Петрович Баев в те страшные часы, когда 23 июня 1983 года, вместе с оставшимися в живых членами экипажа оказался на глубине 40 метров в потерпевшей аварию российской атомной подводной лодке «К – 429», когда взял на себя командование кормовыми отсеками.
Атомоход затонул и лежал на грунте. Так случилось, что во время погружения в шахту вентиляции хлынула морская вода, поэтому сразу же затопило четвёртый отсек, где находился пульт управления ядерным реактором, и погибли все подводники, находившиеся в нём. Непреодолимая водная преграда разделила экипаж субмарины. Более восьмидесяти подводников вместе с командиром капитаном 1 ранга Н. Суворовым оказались в носовых отсеках, а двадцать три человека, в том числе и мичман В. Баев, остались в корме.
Ужасным стал момент отключения освещения в кормовых отсеках в результате короткого замыкания при попадании воды в преобразователи, но автоматика всё – таки включила тусклый аварийный свет.
Трудно описать те чувства тревоги и нервного напряжения, охватившие подводников, оказавшихся вместе с мичманом В. Баевым в критической ситуации, а переданное по аварийной связи сообщение о начавшемся шлюзовании экипажа из носовых отсеков через торпедные аппараты сделало обстановку совсем гнетущей. Только Василий Петрович Баев не терял самообладания. Прошедший подготовку в морском спецназе на Черноморском флоте, окончивший водолазную школу, он знал, как предотвратить нервный срыв у молодых моряков и не допустить паники. Он спокойно убедил всех, что организует выход через аварийно – спасательный люк, который служил на этой лодке для эвакуации находящихся в корме.
Первым делом, Баев заставил матросов проверить гидрокостюмы и дыхательные аппараты, отобрал, кто и за кем пойдёт в аварийно – спасательный люк. Всё это возымело действие, и вскоре в отсеках воцарилась тишина.
К тому времени к месту аварии атомохода уже подошли спасательные средства, а на одном из них находился Главком ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Горшков. Он обратился к командиру лодки с единственной просьбой, по возможности, оставить не затопленными кормовые отсеки: именно там находились самые ценные механизмы, ведь потом поднимать лодку с морского дна будет значительно сложнее. Просьбу Главкома передали в кормовой отсек, где остался только один мичман В. Баев, все находившиеся там вышли на поверхность через аварийно – спасательный люк. Мичману нужно было торопиться покинуть лодку, в кормовых отсеках резко упало процентное содержание кислорода.
Принцип работы аварийно – спасательного люка заключался в следующем: человек в гидрокостюме заходит туда, оставшиеся в отсеке люди, закрывают с помощью специального приспособления нижнюю крышку, заполняют водой камеру, выравнивают давление и открывают верхнюю крышку. Находившийся в камере подводник покидает лодку, всплывая на поверхность.
Только Баеву все эти операции необходимо было выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Нижняя крышка весила сто кг, после невероятных усилий она не закрылась: сломалась прижимная пружина. Василий вышел из камеры, подошёл к переборочной двери отсека, снял с неё пружину и закрепил её на нижней крышке аварийно – спасательного люка. Снова зашёл в него. На этот раз ему удалось закрыть камеру с первой попытки. Открыл клапан заполнения её водой, и когда она почти дошла до верхней крышки, та, не смотря на все усилия мичмана, не открывалась.
«Неужели, всё, - молнией пронеслась в мозгу мысль, - так и погибну в этом, заполненном водой стальном цилиндре!»
Но тут же вернулись хладнокровие и самообладание, ведь надо действовать, бороться и выжить. Баев стал искать выход из создавшейся, казалось бы, безвыходной ситуации,. Включил фонарь, осмотрелся, бросил взгляд на приборы: манометр показывал только две атмосферы. До отказа повернул клапан воздуха высокого давления, однако, оно в камере не поднималось. Сжатый воздух со свистом уходил в отсек, так как аварийно – спасательный люк оказался дырявым. Противодавления в таком случае создать было невозможно, к тому же не открывалась и нижняя крышка, находившаяся под тяжестью давившей на неё воды.
Баев ясно осознавал своё безвыходное положение: стучать в верхнюю крышку бесполезно – водолаз не поможет, отпадал и вариант срыва крышки тросом при помощи лебёдки со спасательного судна, это займёт слишком много времени, а запаса воздуха в дыхательном аппарате мичмана оставалось всего ничего.
Обычно в минуты смертельной опасности, когда, казалось бы, смерть неминуема, у человека появляются неограниченные возможности, которые в обыденной жизни ему не подвластны. Так случилось и с мичманом Баевым. Он ещё раз попытался открыть нижнюю крышку люка, навалившись всем телом на рычаг, вложив в это всю силу своих рук.
И чудо произошло. Он почувствовал резкую боль в ушах, на какое – то время потерял сознание, а когда очнулся, понял, что находится в седьмом отсеке, значит, ему всё – таки удалось открыть злополучную крышку, а поток воды просто выбросил его обратно из цилиндра.
К действительности его вернул звук, доносившийся из гидрофона. Он услышал голоса спасателей, запрашивающих когда он будет выходить на поверхность. Просили сообщить стуком: одна минута – один удар. Баев отстучал шестьдесят ударов.
Прежде чем снова попытаться покинуть лодку ему необходимо было отремонтировать клапан вентиляции, выровнять стальной шток на защёлке нижней крышки аварийно – спасательного люка. Сделав всё это, Баев переоделся в другой гидрокостюм и опять вошёл в стальной цилиндр люка. Проделав все манипуляции, он всплыл на поверхность ночью. Увидеть его живым уже никто не ожидал, так как лодку он покинул не через час, а через целых шесть часов!
Баева подняли на борт, у него ещё хватило сил для доклада Главкому о том, что отсеки не затоплены и верхняя крышка закрыта. Потом сказались нервное и физическое перенапряжение, и он потерял сознание.
После аварии Василий Петрович Баев получил звание старшего мичмана, но наградить его «забыли», хотя он вполне мог бы претендовать на звание Героя Советского Союза, но как сказал Главком: «На этой лодке героев не будет!»
К сожалению, В. Баев не дожил до своего сорокалетия три месяца и девятнадцать дней, он умер 13 января 2000 года.
ОН БЫЛ НАСТОЯЩИМ ПОДВОДНИКОМ, ОСОБЕННЫМ…
25 июля 2022 г. Вячеслав Прытков.