Спасти и выжить

Вячеслав Прытков
                «СПАСТИ   И   ВЫЖИТЬ!»

Памяти  подводника  В. Баева


……………………………………………………………….
«Уходит  субмарина  в  дальний  путь.
Всем  телом  погружается  в  пучину.
Сомкнулись  волны, не  меняя  суть.
Подводники – подводные  мужчины!»
               
                Г. Флейшер


«Спасти  и  выжить!» - эти  два  слова  мысленно  неоднократно  повторял  про  себя  мичман  Василий  Петрович  Баев  в  те  страшные  часы, когда  23  июня  1983  года, вместе  с  оставшимися  в  живых  членами  экипажа  оказался  на  глубине  40  метров  в  потерпевшей  аварию  российской  атомной  подводной  лодке  «К – 429», когда  взял  на  себя  командование  кормовыми  отсеками.

Атомоход  затонул  и  лежал  на  грунте. Так  случилось, что  во  время  погружения  в  шахту  вентиляции  хлынула  морская  вода, поэтому  сразу  же  затопило  четвёртый  отсек, где  находился  пульт  управления  ядерным  реактором, и  погибли  все  подводники, находившиеся  в  нём. Непреодолимая  водная  преграда  разделила  экипаж  субмарины. Более  восьмидесяти  подводников  вместе  с  командиром  капитаном  1  ранга  Н. Суворовым  оказались  в  носовых  отсеках, а  двадцать  три  человека, в  том  числе  и  мичман  В. Баев, остались  в  корме.

Ужасным  стал  момент  отключения  освещения  в  кормовых  отсеках  в  результате  короткого  замыкания  при  попадании  воды  в  преобразователи, но  автоматика  всё – таки  включила  тусклый  аварийный  свет.
Трудно  описать  те  чувства  тревоги  и  нервного  напряжения, охватившие  подводников, оказавшихся  вместе  с  мичманом  В. Баевым  в  критической  ситуации, а  переданное  по  аварийной  связи  сообщение  о  начавшемся  шлюзовании  экипажа  из  носовых  отсеков  через  торпедные  аппараты  сделало  обстановку  совсем  гнетущей. Только  Василий  Петрович  Баев  не  терял  самообладания. Прошедший  подготовку  в  морском  спецназе  на  Черноморском  флоте, окончивший  водолазную  школу, он  знал, как  предотвратить  нервный  срыв  у  молодых  моряков  и  не  допустить  паники. Он  спокойно  убедил  всех, что  организует  выход  через  аварийно – спасательный  люк, который  служил  на  этой  лодке  для  эвакуации  находящихся  в  корме.
Первым  делом, Баев  заставил  матросов  проверить  гидрокостюмы  и  дыхательные  аппараты, отобрал, кто  и  за  кем  пойдёт  в  аварийно – спасательный  люк. Всё  это  возымело  действие, и  вскоре  в  отсеках  воцарилась  тишина.


К  тому  времени  к  месту  аварии  атомохода  уже  подошли  спасательные  средства, а  на  одном  из  них  находился  Главком  ВМФ  СССР  Адмирал  флота  Советского  Союза  С. Горшков. Он  обратился  к  командиру  лодки  с  единственной  просьбой, по  возможности, оставить  не  затопленными  кормовые  отсеки: именно  там  находились  самые  ценные  механизмы, ведь  потом  поднимать  лодку  с  морского  дна  будет  значительно  сложнее. Просьбу  Главкома  передали  в  кормовой  отсек, где  остался  только  один  мичман  В. Баев, все  находившиеся  там  вышли  на  поверхность  через  аварийно – спасательный  люк. Мичману  нужно  было  торопиться  покинуть  лодку, в  кормовых  отсеках  резко  упало  процентное  содержание  кислорода.

Принцип  работы  аварийно – спасательного  люка  заключался  в  следующем: человек  в  гидрокостюме  заходит  туда, оставшиеся  в  отсеке  люди, закрывают  с  помощью  специального  приспособления  нижнюю  крышку, заполняют  водой  камеру, выравнивают  давление  и  открывают  верхнюю  крышку. Находившийся  в  камере  подводник  покидает  лодку, всплывая  на  поверхность.

Только  Баеву  все  эти  операции  необходимо  было  выполнить  самостоятельно, без  посторонней  помощи. Нижняя  крышка  весила  сто  кг, после  невероятных  усилий  она  не  закрылась: сломалась  прижимная  пружина. Василий  вышел  из  камеры, подошёл  к  переборочной  двери  отсека, снял  с  неё  пружину  и  закрепил  её  на  нижней  крышке  аварийно – спасательного  люка. Снова  зашёл  в  него. На  этот  раз  ему  удалось  закрыть  камеру  с  первой  попытки. Открыл  клапан  заполнения  её  водой, и  когда  она  почти  дошла  до  верхней  крышки, та, не  смотря  на  все  усилия  мичмана, не  открывалась.
«Неужели, всё, - молнией  пронеслась  в  мозгу  мысль, - так  и  погибну  в  этом, заполненном  водой  стальном  цилиндре!»
Но  тут  же  вернулись  хладнокровие  и  самообладание, ведь  надо  действовать, бороться  и  выжить. Баев  стал  искать  выход  из  создавшейся, казалось  бы, безвыходной  ситуации,. Включил  фонарь, осмотрелся, бросил  взгляд  на  приборы: манометр  показывал  только  две  атмосферы. До  отказа  повернул  клапан  воздуха  высокого  давления, однако, оно  в  камере  не  поднималось. Сжатый  воздух  со  свистом  уходил  в  отсек, так  как  аварийно – спасательный  люк  оказался  дырявым. Противодавления  в  таком  случае  создать  было  невозможно, к  тому  же  не  открывалась  и  нижняя  крышка, находившаяся  под  тяжестью  давившей  на  неё  воды.
Баев  ясно  осознавал  своё  безвыходное  положение: стучать  в  верхнюю  крышку  бесполезно – водолаз  не  поможет, отпадал  и  вариант  срыва  крышки  тросом  при  помощи  лебёдки  со  спасательного  судна, это  займёт  слишком  много  времени, а  запаса  воздуха  в  дыхательном  аппарате  мичмана  оставалось  всего  ничего.

Обычно  в  минуты  смертельной  опасности, когда, казалось  бы, смерть  неминуема, у  человека  появляются  неограниченные  возможности, которые  в  обыденной  жизни  ему  не  подвластны. Так  случилось  и  с  мичманом  Баевым. Он  ещё  раз  попытался  открыть  нижнюю  крышку  люка, навалившись  всем  телом  на  рычаг, вложив  в  это  всю  силу  своих  рук.
И  чудо  произошло. Он  почувствовал  резкую  боль  в  ушах, на  какое – то  время  потерял  сознание, а  когда  очнулся, понял, что  находится  в  седьмом  отсеке, значит, ему  всё – таки  удалось  открыть  злополучную  крышку, а  поток  воды  просто  выбросил  его  обратно  из  цилиндра.

К  действительности  его  вернул  звук, доносившийся  из  гидрофона. Он  услышал  голоса  спасателей, запрашивающих  когда  он  будет  выходить  на  поверхность. Просили  сообщить  стуком: одна  минута – один  удар. Баев  отстучал  шестьдесят  ударов.

Прежде  чем  снова  попытаться  покинуть  лодку  ему  необходимо  было  отремонтировать  клапан  вентиляции, выровнять  стальной  шток  на  защёлке  нижней  крышки  аварийно – спасательного  люка. Сделав  всё  это, Баев  переоделся  в  другой  гидрокостюм  и  опять  вошёл  в  стальной  цилиндр  люка. Проделав  все  манипуляции, он  всплыл  на  поверхность  ночью. Увидеть  его  живым  уже  никто  не  ожидал, так  как  лодку  он  покинул  не  через  час, а  через  целых  шесть  часов!
Баева  подняли  на  борт, у  него  ещё  хватило  сил  для  доклада  Главкому  о  том, что  отсеки  не  затоплены  и  верхняя  крышка  закрыта. Потом  сказались  нервное  и  физическое  перенапряжение, и  он  потерял  сознание.

После  аварии  Василий  Петрович  Баев  получил  звание  старшего  мичмана, но  наградить  его  «забыли», хотя  он  вполне  мог  бы  претендовать  на  звание  Героя  Советского  Союза, но  как  сказал  Главком: «На  этой  лодке  героев  не  будет!»
К  сожалению, В. Баев  не  дожил  до  своего  сорокалетия  три  месяца  и  девятнадцать  дней, он  умер  13  января  2000  года.
ОН  БЫЛ  НАСТОЯЩИМ  ПОДВОДНИКОМ, ОСОБЕННЫМ…

25  июля 2022  г.                Вячеслав  Прытков.