Мару - счастливый суффикс корабля

Николай Каланов
МАРУ (;) – нескл., ср. 1. Японское торговое судно.
2. Окончание названий торговых и промысловых судов Японии
(напр., «Ивате-мару», «Токио-мару», «Хидака-мару»)
Источник: Каланов Н. Словарь морского жаргона. М. 2011

Бывалый моряк среди десятка судов всегда определит, какое из них японское. У кораблей «Страны восходящего солнца» в конце названия всегда стоит специфический иероглиф, и название заканчивается на слово – «Мару» (;). Историки флота давно интересуются происхождением этого слова, а правильнее сказать, суффикса, в названиях японских судов. И несмотря на то, что он существует с начала XII века, единого мнения, как он появился, так до сих пор и нет. Более того, если обратиться за разъяснениями к японским толковым и этимологическим словарям, то обнаружится, что ни в одном из них «мару» даже не ассоциируется со словами «море», «океан», «судно», «корабль». У японцев этот иероглиф обозначает такие понятия, как «круг», «идущий вокруг», «шарик», а также «законченность», «высшая степень чего-либо». Например, в современной японской школе оценка «мару» означает отличное знание предмета. А государственный флаг Японии – белое полотнище с красным кругом – «солнечный диск» – называется «Хино Мару» (яп. ;;;).
Тем не менее почти все названия торговых и промысловых судов Японии оканчиваются на слово «мару»: «Ивате Мару», «Токио Мару», «Хидака Мару», «Одесса Мару» (судно построено в Иокогаме и названо в честь города-побратима). В международном морском сленге даже есть интернациональное жаргонное слово «мару-шип», которым именуются все японские суда.
Существует несколько версий относительно появления такой морской традиции. Почти все они основаны на древних морских суевериях и легендах.
Теория крепости. Самая распространённая теория состоит в том, что корабли представлялись японцам плавучими замками, и добавление «мару» к названию корабля было призвано оградить его, словно магическим кругом, от всех бед и несчастий. Постепенно «мару» стало означать не только «завершённость», но и «защищённость», «мощь». Именно поэтому ещё в XVI веке флагманский корабль флота Тоётоми Хидэёси – даймё (крупнейший военный феодал в средневековой Японии) военного и политического деятеля Японии назывался «Нипон Мару» (Nippon Maru – яп. ;;;). С тех пор по традиции в военно-морском флоте состоят корабли, в названиях которых имеется слово «мару».
Теория личности. «Мару» для японцев звучит приятно, потому что его используют как суффикс для выражения нежности и умиления. В старые времена «мару» добавлялось к именам мальчиков как пожелание родителей, чтобы их ребёнок рос здоровым и счастливым. Эта прибавка к имени показывала, что родители гордятся своим сыном, возлагают на него большие надежды. В любом случае, в использовании этого суффикса выражалась симпатия и любовь. Предполагают, что по этой же причине моряки добавляли «мару» к названиям своим кораблей.
Теория культуры. Одно из самых распространённых объяснений происхождения «морского» «мару» связано с обычаем в странах Востока прибавлять к именам пожилых и наиболее достойных граждан слова, приставки и суффиксы, имеющие значение «уважаемый» и т.°п. Возможно, это ещё одно объяснение появления слова «мару» в названиях судов.
Теория мифа. Хакудо Мару (Hakudo Maru) – так в японской мифологии назывался небесный дух, который, согласно легенде, пришёл на Землю 5000 лет назад и научил островных жителей строить корабли. И поэтому имя «мару» в названиях судов обеспечивает морякам защиту небесного покровителя в плавании.
 
Я, ты, она – вместе «мару» навсегда!

Теория суеверия. В глубокой древности японские рыбаки рисовали на носу своих судов глаза. Такой обычай был у многих народов Европы и Азии, начинавших осваивать мореплавание. Считалось, что «зрячее» судно никогда не собьётся с пути и в любую погоду вернётся в родную гавань. Со временем, упрощая изображение, вместо глаз стали рисовать круги. Добавляя к названию своего корабля «мару», моряки желали, чтобы он прибыл обратно в порт в целости и сохранности, делая символический «круг» и возвращаясь в ту точку, откуда ушёл в море. И, наконец, заменили рисунок круга соответствующим ему иероглифом «мару».
Теория торговли. В эпоху феодализма японским купцам не разрешалось иметь фамилий, а вместо них в обращении пользовались названиями магазинов, принадлежащих торговцам. Они добавляли к наименованию своих магазинов суффикс «мару» как признак «совершенства», который применялся исключительно в рекламных целях. У купцов, как правило, были суда и лодки, которые имели те же названия, что и магазины. К этой «торговой» версии примыкает ещё одна. Суда, которые занимались каботажными перевозками, использовали в качестве основной тары бочки, а они называются «мару». Это слово и стало составной частью названий торговых судов.
Теория предсказания судьбы. Японские прорицатели используют термин «мару» в гадании, где он символизирует «совершенство», «целостность», «законченность», что в общем-то очень подходит для отражения сущности корабля как «маленького отдельного мира».
В мировой истории наиболее известны следующие японские суда с суффиксом «мару». Например, судно «Komagata Maru» (яп. ;;;), которое в 1914 году перевозило индийских иммигрантов в Канаду. На берег не было разрешено сойти пассажирам азиатского происхождения. Это привело к нашумевшему политическому скандалу, связанному с нарушением прав человека. В 2004 году на основе этих событий был снят фильм под названием «Komagata Maru».
Другим стал «Montevideo Maru» – японский корабль, торпедированный во время Второй мировой войны американской подводной лодкой. Он затонул за 11 минут, что привело к гибели более 1000 австралийских военнопленных и гражданских лиц. Эта трагедия считается самой крупной морской катастрофой в истории Австралии.
Но самой известной в мире, с окончанием названия на «мару», стала японская рыболовная шхуна «Фукурю Мару № 5» (яп. ; ; ; ; ;), которая 1 марта 1954 года оказалась в районе испытания американской водородной бомбы «Кастл Браво» на атолле Бикини. По иронии судьбы «Фукурю Мару» в переводе звучит как «Счастливый дракон». Весь экипаж шхуны – 23 человека – получил тяжёлые лучевые поражения. В 2007 году это судно сделали музеем в выставочном павильоне Токио как печальный памятник человеческой агрессии и глупости.
Прошло немало веков со времени появления именной приставки «мару», но многие японцы продолжают верить, что этот иероглиф на борту судна поможет морякам в тяжёлой работе и будет способствовать выгоде морских перевозок.
Как дань этой древней традиции в 1900 году министерство морского флота Японии в особой директиве рекомендовало судовладельцам при регистрации торговых судов добавлять к названию «священную» приставку «мару». Однако в 2001 году это положение было отменено, и на некоторых японских судоходных линиях вошли в моду европейские названия. В результате «мару» стало исчезать из судовых названий.
Но скоро такая тенденция привела к тому, что хозяева судов с «нестандартными» для японцев названиями стали испытывать трудности как при эксплуатации лайнеров, так и при наборе экипажа. Оказалось, что соотечественники не желали связываться с судном, не «освящённым» сакральным словом «мару». После этого японские судоходные компании стали советоваться со своими акционерами по поводу названия кораблей, а в печати появились призывы в защиту старого морского обычая.
Исследования и споры о происхождении и целесообразности добавления «мару» к названиям судов продолжаются, но какими бы ни были выводы, это древнее слово продолжает жить на бортах судов как символ верности моряков «Страны восходящего солнца» своим вековым традициям.

Спасибо, что прочитали - продолжение в книге.
Мои каналы в интернете
http://kalanov.ru/
https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
http://proza.ru/avtor/kalanov
https://vk.com/kalanov2015
https://ok.ru/profile/570599594390
https://www.facebook.com/nikolay.kalanov/
https://zen.yandex.ru/kalanov
https://www.youtube.com/channel/UC9z-wa20a3lgk7MVxecesbw
http://gorizont.moscow/kalanov-nikolaj-aleksandrovich
https://rutube.ru/channel/26768920/
https://www.facebook.com/groups/sea.literature/people
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Подписывайтесь на мой канал  Каланова Николая - https://zen.yandex.ru/kalanov