Дед, Сэмик и репетиторство

Инга Шим
По непослушанию, мой белокурый шпиц СЭМИК, даст фору любой дикой обезьянке и выведет из себя даже самого добродушного и флегматичного хозяина.
 
Послушным он становится только при первых звуках музыки, особенно классической, и особенно оперной.
 СЭМИК фанат Кристофа Глюка. Услышав первые звуки из оперы "Орфея и Эвридики", он  поднимает голову с глазами полными от слез и начинает жалобно скулить.
Возможно, что в проплывающих узорчатых облаках, СЭМИК встречает своих предков и ведет с ними беседы.
 И в результате, тут же получает, вместо заслуженного очередного нагоняя - поцелуй.

В последнее время мне достается за неумение воспитывать собаку. Так уж повелось, что в нашей многочисленной семье я - «девочка для битья».
И поэтому, утренний телефонный звонок, не предвещал ничего хорошего.

- Признавайся, что ты еще вчера сгрыз, побывав в гостях? – озабоченно спрашиваю я.

  Но СЭМИК на удивление не опускает виновато голову, а продолжает весело вилять хвостом у телефона.
 Мне кажется, что собачка чувствует энергетику звонка. С родными пока этими наблюдениями не делюсь -  они и так частенько крутят пальцем у виска.
 Мол, любовь- любовью, но у фантазий тоже есть предел.

Звонила старшая сестра.

 Мы обычно обходимся без утренних приветствий и вечерних пожеланий ко сну.
  Каждое слово сразу несет смысловую нагрузку.

- Ты должна подготовить Вадика к вступительным экзаменам!

 И по приказному тону сестры стало сразу понятно, что до июля месяца наша с Вадиком жизнь уже четко расписана.  И, конечно же, обдуманы и просчитаны любые доводы для отступления.
 
-Интересно, а какой предмет я знаю лучше любого десятиклассника, можно поинтересоваться?

- По физике у меня была твёрдая тройка, а по химии так и совсем слабая. Конечно знакома с умножением и делением, но тангенс с котангенсом точно перепутаю.

  А уж, Большой Медведицей, так для меня усыпано все небо.

- Не ерничай, тоном, не терпевшим возражений, прервали меня на конце провода. Ты подготовишь Вадика в театральный институт. Пускай пойдёт по дяди Вениным стопам.

Я присела на пуфик.

- Вадик и театральный ВУЗ?
-У вас какая средняя температура в семье?

  -И при чем здесь дяди Венины стопы?
- С каких это пор, пятнадцатилетний стаж соседства стал серьезным поводом для родственных связей?
-Не остри! Некогда!  Дядя Веня когда-то без блата поступил, а тоже не Ален Делон.

- Так пусть он его и подготовит!-судорожно сопротивлялась я.

- Ты что, с ума сошла? Он же конченный алкоголик!  Теперь он может научить только пить,- вздохнула сестра.

-  У Вадика совсем нет слуха и голоса - аргументировала я первой пришедшей на ум мыслью.

 -Проснись!  Он будет поступать не в консерваторию!

- Но, по-моему, все артисты танцуют и поют.

 - А Вадим не будет петь. Его будущее амплуа мачо!

 И все-же моя сестра не сильно верила в свою идею. Так как другом конце провода, видимо на всякий случай, для отступного, пошли какие- то помехи.

- Артист с фамилией Безарновский?
 Его же сразу нарекут Бездарновским.  Вот если бы он носил нашу фамилию - Орлов. Или в крайнем случае Орлов- Безарновский.

 Но, как известно, для прекращения любого бреда нужно согласиться с этим бредом. Что я поспешила и сделать.

Безусловно, Вадик, как и я, не верил в мамину авантюру. Но женские характеры у Орловых такие, что спорить бесполезно. И мы обоюдно решили сделать вид, что согласны.

Опытом поступления в театральные заведения никто из нас похвастаться не мог. И как это практически осуществляется, судили только по отрывкам из кинофильмов.

 Но нет на свете более покладистого человека, чем мой племянник.  Поэтому, все мои «ноу-хау» принимались без возражений.

А они выражались в том, что обычный сухой газетный текст сначала читался как трагическое известие. А во-втором варианте, как выдержка из юмористического рассказа. 
Разрабатывать громкий голос помогали проходящие мимо моих окон электрички.
Наверное, люди из окон проезжающего поезда даже слышали наш ор.
  А в лесу мы пересвистывались с птицами. Но большую часть времени занимали танцы.  Танцевали все подряд и везде.
Со стороны - развязанная тетка, краснеющий закомплексованный парень и без перерыва лающая собака - трио выживших из ума.

Время шло, а способности племянника никак не раскрывались.
 
И даже СЭМИК ходил за нами с потухшим взглядом, не общаясь даже с проплывающими облачками.

Было ясно, что репетитор из меня никакой.

 Дядя Веня не просыхал и помочь нам могло только чудо.

Чудо явилось в виде нашего прадедушки.

 То есть прадедушкой он был только для меня, а племяннику уже прапрадедушка.
 
Когда маленькому Вадику пришлось звать прапрадеда, то могло бы показаться, что ребенок заикается. И тогда на семейном совете решили, чтобы не получилась путаница с другими живущими дедушками, называть просто - Дед.

Если быть честными до конца, то Дед даже не был родным нам по крови.
 
Бедного мальчишку после войны приютила наша вдовствующая прабабка и уж как-то так случилось, что он остался с ней до конца ее жизни, хотя разница у них была большая.
Прабабушка прожила недолго, и примерно лет в сорок, Дед остался вдовцом.
 Взрослые дочери жены к тому времени уже разъехались из отчего дома, и ему пришлось остаться хранителем семейного очага.
 
 Но, ничто не вечно под луною. Сначала к Деду вернулась моя разведенная тетя, а потом перебралась и вся наша большая семья.
 
Дед обожал всех, особенно маленьких.

 Сколько ему лет точно - никто не знал. Так как, если судить по паспорту, то где-то разменял девятый десяток, а если по его многочисленным воспоминаниям, то под сто точно.
Рассказывая детворе очередную байку, он на голубом глазу сыпал датами, называя безошибочно по именам и отчествам всех знаменитых артистов, ученых и президентов всех стран.

 И еще обожал Дед пословицы:

- Кому пироги да пышки, кому желваки да шишки.
 
- Хвалилась синица море спалить.

А разговаривал, так просто прибаутками:

– Ишь опять в дорогу, а ведь не близкий свет.

-  Да клади –клади гостинцев-то побольше, не стесняйся, пригодится. Осенью и воробей богат.

Нравоучениями Дед тоже не скупился.

Больше всех доставалось Вадику, пока еще первому праправнуку:

- Дал Бог орехи, но не дал зубов.

-Цепляйся за жизнь внучок, у тебя на пальцах аж двадцать ногтей.

-На свидания научись сначала ходить с природой, а девки само собой подтянутся…

Приставал он и ко мне.

-  Ну что экскурсовод, показала народу в музее Панорамы Севастополя мою фотографию?

- Дед, как же я ее найду среди тысячи экспонатов?

-Так что-искать-то, если она сразу же первая висит на всю стену, -откровенно возмущался дед.

- Первая на всю стенку висит фотография Брежнева, пыталась образумить завравшегося солдатика я.

Но такой мелочью деда было не пристыдить.

- Правильно, соглашался он, - сначала Леонид Ильич Брежнев, а потом сразу я.

Даря внуку старые сломанные часы объяснял:
- Внучок, ты проверь 27 мая 1962 года в Смоленске проходила сельскохозяйственная выставка.

-Нет ты проверь, проверь.
Я же на ней выступал.  Мне тогда часы и подарили. Это тебе не современное барахло, а спецзаказ!
Сейчас таких не выпускают!
 
- А эта бритва из Симферополя. 
Пятого июля 1967 года, в 18 :00 помню, должен был начаться концерт для подводников, а Магомаев не приехал.
- Мы с ребятами у моря в карты в это время резались.  Так представляешь прислали за мной волгу.
Она прямо на пляж въехала, такая спешка была…
Схватили меня, переодели во все королевское.

- Почему королевское?
-Так другого костюма не нашлось. За день до этого премьеру Гамлета играли, вот костюмы и остались.

 Да вы меня не отвлекайте.

 Слышали бы вы овации зала! Рукоплескали!
 Магомаев потом мне телеграмму прислал, благодарил.
 
Так и написал, мол наслышан о вашем пении, спасибо, что не подвели…

- Знаешь Дед, говорю я,-  правильно, что ты не женился, все равно никто бы не выдержал тебя в долгую…

За огромный срок холостяцкой жизни многие молодухи подбивали к нему клинья, но Дед был непреклонен.

- Лучше моей Марусеньки не будет, так чего вкус портить- отбивался он от беспардонных вопросов.

Злые языки распускали слухи, что дед просто импотент, не зря же сошелся в свое время со старухой и своих детей не заимел.
 Но были и другие мнения, мол если сделать анализ ДНК, то за гробом пойдет не одна дюжина детей.

 Дед и тут отбрехивался:

- И без вашего ДНК есть кому хоронить. Вон скоро пятое поколение женить буду.

 А свадьбы дед любил. Пел он на свадьбах много и красиво.
 
Жаль голос с годами становился все более дребезжащим, больше похожим на женский. Но все же слушать его было приятно и частенько у присутствующих слезы катились из глаз.

А еще Дед разбирался в живописи и «имел особый трепет» к Сальвадору Дали.
 Правда картины его одобрял не все, но обожал усы художника и все время старался отрастить себе такие же.
 Но закручивать не получалось. Усы щеткой торчали во все стороны, а отдельные отросшие пряди просто ломались.
 
Вот такое чудо явилось к нам на подмогу.

Племянник, с безразличным видом ко всему происходящему, лежал на диване, а я ходила взад и вперед по комнате, пытаясь придумать что-то новенькое.

 Голова готова была разорваться от напряжения, но идеи прятались от меня, как никогда.

 Первым, как всегда, что-то почуял СЭМИК. Он с радостью начал прыгать возле двери и через несколько секунд в ее проеме нарисовался Дед.

- У мамы совесть есть, в такую даль тебя посылать? -  пожалел деда праправнучек.

- Да нет, - хитро улыбаясь заступился за мою сестру Дед.

- Сам услышал. Через пять дней первый тур, а абитуриент не готов.

- Спокойнее, сейчас я научу тебя, как ошеломить комиссию. Подумаешь Москва! Мы тоже слезам не верим! И пусть она заплачет от твоего таланта.

-Давай декламируй, чему эта философенка тебя столько времени учила.
 
-Не трусь! Дед поедет с тобой! Комиссия! Да видели мы их! Они под стол ходили, когда мне сам Качалов руку жал. И Яблочкин совет брал, как «На дне» лучше играть.

- Какая Москва? Дед, открой свой паспорт. Пожалей нас, пожалуйста. Похороны в этом году не запланированы, у нас другие планы…

- Вот паникерша. Иди гуляй со своей собачкой. Оставь мужчин в покое, женщина!

СЭМИК не переносил повышенные тона.  Ушки его прижались к голове, и я вспомнила, что бедняга сегодня даже не гулял.

- Идем, идем мой дорогой, а вам счастливо позаниматься!

Мой голос предательски выдавил резко возникшую ревность.

Кто оценит три месяца моей жизни?
 А после этого в один голос будут подкалывать – «старая дева, старая дева».
Думают женихи за каждым деревом караулят.
Нет их, нет! Если бы были, так СЭМИК всех бы их уже давно пометил.

В порыве ярости я даже не заметила, как проскочила несколько кругов огромного стадиона, пока бедный шпиц не остановился, как вкопанный.

- Ой, прости дорогой, тебе тоже досталось.
Ну иди, иди ко мне на ручки.

В один прыжок, СЭМИК оказался у меня на груди.
 
А когда мы вернулись хохот, раздающийся из нашей квартиры был слышан уже в коридоре дома.
 Я тихо открыла дверь и на цыпочках, минуя комнату, прошла на балкон. Видимость была отличная. Хотя не сомневаюсь, что деда не смутило бы даже появление всех соседей из нашего дома.

Дед делал приседания!!!

А Вадик читал стихи Маяковского.

И только подойдя ближе, я увидела, что Дед только хихикает, а это Вадим, копируя деда, старческим голосом декламируя стихи. И, одновременно приседая, согнувшись в три погибели старается произвести  дедовскую походку. Руки, ноги и все тело парня тряслись, как у незастывшего холодца.

 Боже, как похож! Неужели сестра оказалась права? И парень действительно одарен лицедейством?

 До этого момента, звездой «оперы и балета» считался только Дед.
А еще говорят- не родная кровь. Родней не бывает!

Любовь, отданная этим человеком всем нам, уже давно течет у каждого в крови.

 Уставший СЭМИК поднял голову и заскулил, разговаривая с проплывающими по небу небольшими облачками.

А у меня впервые мелькнула мысль - может у Вадика что-то и получится?

Но так быстро я тоже не сдаюсь.

 Нахмурившись и, как можно строже, предупреждаю племянника:
-  Имей в виду, если ты поедешь с Дедом- он поступит, а ты нет!
Посмотри фильм «Старшая сестра» и решай сам!

А через четыре дня – мы с сестрой, дедом и Сэмиком провожали будущую гордость семьи в Москву.

Когда поезд скрылся я подколола Деда.

- Так почему же ты не поехал с ним?  Сопровождал бы его на турах?

 Серо-голубые глаза Деда искренне смотрели на меня

- Не хотел составлять ему конкуренцию, там и так большой конкурс.

- Может и правда, зачем лишняя конкуренция? -  подыграла сестра.

И широкая улыбка осветила лицо нашего юмориста. Дразнить нас было для него лучшим лекарством.


Прошло уже много лет. Вадик, кстати, в тот год поступил. И даже, еще будучи студентом, снялся в эпизоде в известном сериале.

 Но вдруг на третьем курсе бросил учебу и резко поменял профессию.
 
Сейчас он повар в престижном ресторане.

А вот Дед все же разрушил счастье нашей большой семьи. Умер -  как раз в канун праздника.

 И когда мы после похорон стали копаться в его документах, то увидели множество нестыковок.

 Года четыре он себе точно приписал, наверное, что бы не было такой устрашающей разницы с Марусей.

Трудовая книжка была толщиной с романа «Война и Мир».
Многие годы Дед работал водителем автобуса в экскурсионном бюро. Был и завхозом в картинной галерее.

Я собираюсь досконально изучить его трудовой путь, но пока, как говорится, руки не доходят.

Наш СЭМИК уже совсем-совсем старенький. Даже врачи удивляются- ведь собаки столько не живут. А я, прижимая ели бьющееся сердечко животного к себе, часто поднимаю голову к небу.

 И, разглядывая в проплывающих облаках черты Деда, начинаю просить его о поддержке и послании жизненных сил нашему любимцу.

- Дед,-  говорю я,-  так сильно, как СЭМИКА мы любили только тебя!