Где-то я уже слышала это...

Ольга Благодарёва
*****
Диптих

  Когда своих нет мыслей и ума,...
  Цитирую других и я сама!..

  Да, нередко (сами того не замечая!) мы... "теряем СВОЁ лицо", повторяя за кем-то их слова и поступки!..

  Чаще всего это известные люди, выдающиеся личности: писатели, политики, древние философы и мудрецы.

***
1
   
  Из глубин моей памяти почему-то постоянно всплывают на поверхность строки из стихотворений любимых поэтов.

  С ранних детских лет люблю стихи, поэмы и сказки А.С.Пушкина, поэтому обязательно вспоминаю его произведения.
 
  Просыпаюсь иногда очень рано, выхожу на свой открытый всем ветрам и дождям балкон, и... сразу же тут как тут пушкинскую Татьяну вспоминаю:

"Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод..."*

  Гуляя в прекрасный зимний день в своей любимой берёзовой роще, непременно вспоминаю его же:

"Мороз и солнце;
 день чудесный!.."

  Ну, а скоро, когда начнётся наша прекрасная – тёплая и яркая! – дальневосточная золотая осень и наступит пора "бабьего лета", тут же память услужливо выдаст:

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса..."

  А чуть позже...

"...приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора..."
...

"Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе..."**

  Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.***

  Вот и у меня – так же! Каждую осень вдохновляюсь! :)

***
  С грустью смотрю на увядающий букет (бывших ещё совсем недавно прекрасными и горделиво-шикарными!) моих любимых красно-бордовых роз, на их опадающие нежные шелковистые лепестки, и... всплывает: 

"Как хороши, как свежи были розы!.." ****

  Почему-то сразу... себя вспоминаю: молоденькой, свеженькой, хорошенькой!..

  И... совсем тоскливо становится!..
   
  Поэтому я предпочитаю любоваться на розы... "вживую": на кустах! Пышно цветущие, радующие глаз... до первых морозов!

  А потом, срезанные "во спасение", они снова наводят грусть!..

***
2
  Почти ежедневно мы вспоминаем, повторяем чьи-то фразы и словечки, особо не задумываясь над этим: "Проснулся – уже праздник", "У природы нет плохой погоды". 
   
  Я уже не говорю про "Любви все возрасты покорны", "Красота спасёт мир" и пр., изрядно поднадоевшие из-за частого их применения.

  Но кроме этих я часто вспоминаю бабушкины словечки и выражения, с их неповторимым кубанским колоритом (т.н."суржиком").

  Смотрит бабуля что-то по ТВ или радио слушает. Внимательно так! А потом... спрашивает у нас: "Шо вон/а казал/а?" Или: "Половину ничого нэ поняла!"
   
  А бывало, рассердится на нас, внуков – озорников и непосед, за что-нибудь и незлобиво так ругается: "Вот гимно из-под жовтой курицы!" или "Енто хто тут вертится, як гимно в полонции!?"

  Про людей спесивых и гордых, но ничего из себя не представляющих, бабушка насмешливо говорила: "При злыднях та ще и з перцем!" или "Ну ты и пундыкОвая!"

  Не совсем понятно, но смешно, правда?

  И ведь на всю жизнь ТАКОЕ запоминается и всплывает из глубин памяти, при случае ("к слову!").
   
  (2022 г.)   


  Примечание

* и ** Отр. из романа "Евгений Онегин".

***Поэт неспроста был рад осени и считал её временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяжённостью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень.

****Эту строку из стихотворения в прозе И.С.Тургенева кому только ни приписывают: и поэту Ивану Мятлеву (1834 г.),***** и Игорю Северянину, позаимствовавшему её для своего стих-я "Классические розы" (1925 г.), и даже князю Константину Романову ("Розы")!******

  И.С.Тургенев: "Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти..."
  Видимо, он имел в виду стихотворение "Розы" И.П. Мятлева (1796-1844), которое тот написал ещё в 1834 г. Впервые оно было напечатано в 1835 г., но без указания автора.

*****Вот начало стих-я И.Мятлева "Розы":

"Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!.."

******А вот отрывок/начало/ из стих-я К.Романова "Розы":

"Во дни надежды молодой,
Во дни безоблачной лазури
Нам незнакомы были бури, –
Беспечны были мы с тобой.
Для нас цветы благоухали,
Луна сияла только нам,
Лишь мне с тобою по ночам
Пел соловей свои печали.

– В те беззаботные года
Не знали мы житейской прозы:
Как хороши тогда,
Как свежи были розы!.."

!!!
   
  Он подписывал свои произведения криптонимом "К.Р.", за которым скрывался второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук русского императора Николая I.
  Это стих-е К.Р. посвятил жене.