Моя спо-шная работа по философии от 22. 04. 2020 г

Кристина Досифея Кузнецова
Вариант 5

1. Сопоставьте понятия «истина», «ложь», «заблуждение», «мнение», «вера».

2. Раскройте проблему отчуждения и идеала коммунизма в марксистской философии.

3. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы:
а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?
б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия?
"Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…" "Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть".
Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы:
 а) Как называется наука о священном учении?
б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом?
в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?
г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?
 "Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…"

1. Сопоставьте понятия «истина», «ложь», «заблуждение», «мнение», «вера».
Истина – это философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету. Иначе истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания. Это утверждение, подтвержденное опытным путем, ясное представление о чем-либо, практически полезное знание.
Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нем знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии. Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределенностью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины:
1) Общественная практика. Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени. Например, ученые вынесли утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» - это истинное суждение.
2) Соответствие законам природы. Фундаментальные законы сами по себе истинны. А истинное суждение не может нарушать другую истину. Например, вы бросаете яблоко с 10 этажа. Суждение о том, что фрукт полетит в небо – это ложь, потому что не соответствует закону притяжения.
3) Логичность. Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут. Например, студент Вася не пришел на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, ясность, полезность, необходимость, экономность, эстетичность. Самая распространенная классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть. На ноль делить нельзя, день рождения только раз в году – вот примеры абсолютных истин, их в мире не так много.
Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
Зимой холодно (да, но случается и плюсовая температура, так что это суждение относительно), вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов) – примеры относительно истинных знаний.
Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека. Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца. А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей, с точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами. Частный случай субъективной истины – это правда. Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».
Истину нельзя потрогать или увидеть, люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.
Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь – это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносиологически ложь определил еще античный натурфилософ Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно.
Ото лжи стоит отличать бессмыслицу (бред, чепуха, ерунда, набор слов) или абсурд. Также не следует путать ложь и заблуждение: ложь – это сознательное и преднамеренное искажение истины; заблуждение можно представить как извращенное, иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение не просто иллюзия, в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически – ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому – вечные и абсолютные (мир стоит на трех китах и черепахе и проч.).
С психологической и этической точек зрения следует различать ложь сознательную и ненамеренную (нечаянную).
Ложь – заявление, рассчитанное на обман, иногда говорящий умалчивает или искажает, коверкает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает совсем другое, чем то, что он говорит. Отсутствие лжи является одним из признаков нравственного поведения, которое по Канту характерно тем, что оно, с одной стороны, согласно закону, с другой – его мотивацией является достоинство человека. Нравственный закон возникает в результате обобщения человеческого поведения.
Мнение – это умозаключение, или совокупность логически взаимосвязанных умозаключений, достоверность, истинность которых не является доказанной, а нуждается еще в проверке. Это суждение, выражающее чувственное отношение к чему-либо – оценку, взгляд и т.п. Это точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в виде гипотезы.
 Этой позиции придерживаются осознанно, и оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах или данных. От убеждения мнение отличается отсутствием эмоционального компонента, если мнение основано на фактах, оно является аргументом (доводом). Погруженность в практику жизни обеспечивает мнению конкретность, импульсивность, нестандартное «поштучное» существование, «следование» за реальностью, возможность бессловесной трансляции и др.
Мнение (греческое «доха») – термин античной философии, обозначающий обыденное, недостоверное представление, в отличие от достоверного – истины.
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон) делят знание на истинное, основанное на разумном познании, и мнение, возникающее из чувственных впечатлений, дающих только видимость знаний.
Атомисты (Демокрит, Эпикур) связывают мнение с отражением чувствами явлений, а истину с познанием сущности вещей (атомов и пустоты) с помощью разума.
Софисты (Протогор, Горгий, Гиппий) отожествляли мнение с истиной.
Платон делит мнение на доверие и догадку и связывает их с чувственными впечатлениями о вещах, а истину с разумным созерцанием духовных сущностей, идей.
Аристотель мнение связывает с эмпирическим методом познания, постигающего единичное и случайное, а научное знание с познанием всеобщего и необходимого. (Философия, практическое руководство)
Скептическое отношение к мнению лишь в середине 20 века сменилось на осознание, что мнение самодостаточно и обладает возможностью особого жизнепонимания (https://iphlib.ru, электронная библиотека ИФ РАН, «Новая философская энциклопедия», «Мнение», Н.Т.Абрамова).
Вера – это не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.
Проблема веры и убеждения (мнения) в познании. Соотношение их со знанием может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно-личностных факторов. Огромное значение этих факторов в познавательном процессе, по-видимому, не отвергает ни одна гносеологическая теория. В гносеологии признается особо важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для дальнейшего развития научного познания , принятия практических решений исследователю необходима определенная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно возрастает роль субъективного фактора в познании в случае принятия принципиально новых решений. Перед исследователем остро встает вопрос о выборе тех или иных мировоззренческих и методологических посылок. Поэтому для мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической стабильности исследователь на различных этапах творческого процесса может использовать как веру, так и убеждение.
Предметом веры – в отличие от убеждения – могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т.е. не имеют значения объективных истин. В той ситуации, когда однозначно обоснованных и проверенных на практике знаний оказывается недостаточно при формировании той или иной гипотезы, при принятии практических решений исследователю приходится руководствоваться верой в правильность избранного пути, верности выбранных исходных посылок. Таким образом, вера в отличие от убеждения имеет в качестве своего предмета гипотетические положения. Эти положения формируются на основе познания и практической деятельности человека. Но содержание веры нельзя непосредственно вывести из этих предпосылок. Между логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания. Проблема состоит в том, как объяснить основание выбора, дать ему естественное или сверхъестественное толкование. С точки зрения персонализма, основание веры носит не гносеологический, а этико-религиозный характер. Каждое частное верование возможно лишь в силу приобщении человека к фундаментальной вере – вере в Бога.(rgrtu-640.ru, Знание и вера. Вера и мнение.)
С моей точки зрения люди на данный момент просто не способны познать логически то, что составляет предмет веры, как был бы неспособен что-либо понять средневековый человек, если бы перед ним поставили современный компьютер с выходом в интернет. Сталкиваясь в жизни с чем-то нестандартным, непонятным, неизученным, люди иллюстрируют басню И.Крылова «Мартышка и очки»; в поисках истины они копят мнения, в чем-то заблуждаясь, что-то принимая на веру, отстаивая своё – лгут, вводят в заблуждение других. А жизни неважно, что о ней думает человек, отсеивая дрязги, истина рано или поздно торжествует, и очередные крохи познания ложатся в мировую копилку знаний.

2. Раскройте проблему отчуждения и идеала коммунизма в марксистской философии.
На ранних этапах марксизм формировался в основном под влиянием Гегеля и Фейербаха. Для Маркса субъект есть реальный человек. В 6 тезисе «О Фейербахе» Маркс выразил сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Человек ведет себя в соответствии с потребностями и интересами, которые формируются в зависимости от разнообразных условий его жизни. Важно то, что каждый из нас, приходя в этот мир, встречает структуру общественных отношений уже готовой и вынужден приноравливаться к ней, подчиняться ей; усваивать ее как единственно возможную, не предполагая, что общественное бытие, как и мы сами, его составляющие, как и наши мысли, способно изменяться под нашим влиянием, повинуясь определенным историческим закономерностям.
Вся история человечества может быть рассмотрена как поиск оптимального решения проблемы взаимоотношения человека и общества. В марксизме под отчуждением человека понимается, прежде всего, утрата человеком своей социальной сущности и низведение жизни человека до уровня простого биологического существования, когда человек перестает воспроизводить свою социальную сущность. Причину отчуждения марксизм усматривает в социально-политических и экономических отношениях, в рамках которых человеческая деятельность и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Таким образом, сам процесс отчуждения может рассматриваться как социально-политический процесс. В работах К.Маркса и Ф.Энгельса раскрыты основные моменты, порождающие отчуждение.
• Отчуждение деятельности человека от человека в процессе труда, из которого человек выходит опустошенным и обедненным.
• Отчуждение условий труда от самого труда. Рабочему противостоят не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно видно в отчуждении управления производством от производителя. Однако это не только отчуждение от управления производством, но и обществом.
• Отчуждение результатов труда от рабочего.
• Отчужденность социальных институтов и норм, предписываемых ими. Социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу, и противостоят человеку как самостоятельная и чуждая ему сила.
• Отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества таких притязаний и ожиданий, которые не соответствуют действительным возможностям общества, что нередко является причиной отклоняющегося поведения.
Буржуазное общество в представлении К.Маркса есть глубоко извращенный дегуманизированный мир, «мир навыворот», в котором человек рассматривается как социальное средство, а не самоцель. Опираясь на труды по классической политэкономии, Маркс констатировал, что антропологическим идеалом общества, основанного на частной собственности, является примитивный «экономически человек»: «аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга, и аскетический, но производящий раб». В нем не существует понятия человека вне его роли на производстве, вследствие чего вместо людей в нем представлены персонифицированные экономические категории – «капиталисты» и «рабочие».
Выход из сложившегося положения К.Маркс видел в «полной эмансипации всех человеческих чувств и свойств» посредством создания коммунистической «действительной коллективности», основанной на ликвидации всех форм вынужденного труда и утверждении принципа творческой самодеятельности. Главным и необходимым условием ликвидации принуждения человека к труду К.Маркс считал упразднение частной собственности. Обратим внимание, что в понимании К.Маркса подлинный коммунизм есть общество, в котором происходит «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека». Ниспровергнуть обесчеловеченные общественные отношения должна социальная революция, организованная пролетариатом. Пролетариат является самым угнетенным классом, «духовная и физическая нищета» которого не может не породить человеческого протеста. В основе пролетарской революции, по Марксу, лежит «противоречие между его человеческой природой и его жизненным положением, являющимся откровенным, решительным и всеобъемлющим отрицанием этой самой природы». Самим ходом истории пролетариат вынужден учредить свою человеческую диктатуру над обществом, в рамках которой он экспроприирует частную собственность, ликвидирует разделение труда и упразднит классы. К.Маркс подчеркивал, что интересы пролетариата совпадают с интересами всего человечества: «По принципу своему коммунизм стоит выше вражды между буржуазией и пролетариатом».
Обязательным условием формирования коммунистического общества он считал универсальное развитие производительных сил, на базе которого было бы возможным универсальное развитие общения людей. Он констатировал, что попытки учредить коммунизм, игнорируя отсутствие объективных предпосылок, приводят к формированию грубого коммунизма, основанного на примитивном всеобщем уравнении и распространении ущербной категории рабочего на всех людей. Ликвидация отчуждения при коммунизме в ходе всестороннего и планомерного контроля над производством должна была стать в представлении К.Маркса триумфом самосознания и самоорганизации человека как практически-деятельного субъекта истории.               
Путь преодоления отчуждения настолько же прост, насколько и сложен – это демократизация всей общественной жизни, управления, и развитие духовного и культурного уровня человека. Маркс полагал, что человек должен так устроить мир, чтобы он мог познавать и усваивать в нем истинно человеческое, чтобы мог чувствовать себя человеком, одновременно совершенствуя и развивая себя и свои понятия о человеческом и человечности, свои жизненные идеалы.

3. Вопросы:
Аб) чтобы вырос колос пшеницы, зернышко должно упасть в благодатную почву и прорасти – пакеты с мукой не падают нам с потолка. То есть у бытия, у существования чего-либо должен быть первоисточник, который послужил возникновением, укоренением и развитием этого бытия, и субъект, который произвел действие – ветер или человек. Земной мир устроен очень сложно и очень гармонично, круговорот воды в природе – пример выстроенных замкнутых систем, разум, который это создал, должен быть воистину совершенством,  и кроме Бога, нет в человеческом понимании разума идеальнее. В этом же смысле рассматривается и сам человек – в отличие от животных в нем заложено сознание и понятия идеального: совесть, этика, благородство помыслов, стремление к совершенству. Поддаваясь низменным страстям, уподобляясь животным в борьбе за место под солнцем, люди становятся хуже зверей, превращаясь в двуногих существ без чести, стыда и совести, способных на любое преступление ради удовлетворения своих желаний. Это называется расчеловечивание. Имею мнение, что совесть – это ипостась Бога, и как нематериальна совесть, но без сомнения она существует, так и Бог есть первоисточник нашего духовного, а также материального существования. Религиозная литература повествует, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Христианские богословы указывают, что после ослушания первых людей у нас остался только образ, а до подобия нужно дорасти, нужно совершенствоваться. Люди, углубляясь в изучение мира, наносят ему вред, как несоздатели его - так дети наводят беспорядок в благоустроенном жилище взрослых, ломая и пачкая интерьер. А Создатель такой сложной системы как наша Вселенная (которую ученые изучают, используя открытые законы именно земной физики) не может быть несовершенен и проигнорирован человеческим сознанием.
А) богословие – это наука о священном учении.
Б) человеческий разум не настолько совершенен, чтобы понимать божественные замыслы. Многое должно восприниматься на веру, на доверие.
В) бог раскрывает свои замыслы через божественные откровения, которые не подлежат человеческому домыслу.
Г) Фома Аквинский допускает изучение мира путем философских дисциплин. Постигая свой материальный и духовный мир, человек, по сути, должен прийти в восхищение от совершенства разума, его создавшего.

27 июля 2022 года
К. В. Кузнецова ©