Монументальная деструктивность

Анастасия Павленко
Спустя пару десятилетий в Самарканде вновь решили украшать город монументальными работами. Охватить их все - сделанные или находящиеся в процессе создания - сегодня не представляется возможным, учёта как такового никем не ведется. Но то, что стало доступным взору, вызывает вопросы.


Монументальное искусство берет начало от латинского monumentum - воспоминание, память, памятник, и, в свою очередь, от moneo - напоминаю. Это искусство, которое призвано выразить в мозаике, сграффито, панно, скульптуре, барельефе глубокую идею. По своей сути, монументальное искусство своеобразное послание потомкам. Оно создается в гармонии с окружающей архитектурной средой, пейзажем.

В советское время школа монументального искусства была очень сильной, в том числе развивалось оно и в Узбекистане, в частности, Самарканде. Решением Союза советских художников Узбекистана в нашем городе была организована целая монументальная мастерская, которая выполняла заказы государства на протяжении нескольких десятков лет. Художники вместе с архитекторами украшали улицы Самарканда и районных центров памятниками, мозаичными и чеканными панно. Работали в этом направлении Э. Алиев, Н. Караев, Н. Бандзеладзе, В. Дегтярев, В. Иванив, М. Эсанов, А. Исаев, Н. Каланов и многие другие. Вспомнить хотя бы монументальную мозаику на ДСК Наримана и Лили Караевых, которая по сей день впечатляет своей мощной энергетикой и силой идеи строителей коммунизма, или глубоко философскую «Гирлянду веков» у школы №2, созданную известными художниками Юрием Цыгановым и Иваном Влащиком.

Однако с того периода многие монументальные работы, яркие доминанты города были разрушены. Уничтожены из-за узколобости представителей администрации города и чиновников, став жертвами невежества, конъюнктуры и алчности. Так, сгинули памятники «Свободы» Э. Руша и Гагарину В. Дегтярева, разобрали стену с великолепным панно «Шелковый путь» А. Исаева на улице И. Каримова, там же исчезла удивительная скульптурная композиции кулола. В неизвестном направлении исчезла огромная чеканка Э. Алиева в вестибюле гостиницы "Самарканд". Счет идет на сотни произведений. А ведь это всё было результатом титанического труда, долгих поисков, споров с художественными советами и, конечно, финансовыми тратами народных средств.


К сожалению, ушла в небытие и сама монументальная мастерская Самарканда, а художники, работавшие в этом направлении, лишившись госзаказа, переключили внимание на более утилитарные вещи, украшая рестораны и свадебные залы. И вот сейчас, спустя годы, возможно, из-за близости международного саммита ШОС, который обещает стать мероприятием планетарного масштаба, благоустроители города начали вспоминать о монументалистике.

Сегодня возводятся стелы с панно на трассе М-37, улице Дагбитской, памятник Рудаки на одноименной улице, стрит-арт на торце дома, недалеко от аэропорта и другие. Не сказать, что таких работ много, но заметна очевидная тенденция к увеличению произведений монументального искусства, хотя пока еще сложно определить – искусство ли это или что-то другое.

- Монументальные произведения всегда отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, - говорит председатель областного отделения Творческого союза художников Узбекистана Нуриддин Каланов. – Эти произведения при масштабировании должны быть выразительными, в них всё должно быть гармонично – от композиции до цветового решения. Вступая в синтез с архитектурным или природным ландшафтом, они становятся своеобразным центром ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно отображают время и мысли эпохи, людей, проживающих в ней. Поэтому монументальное искусство всегда очень трудоемкий процесс, требующий от художников не только знаний профессиональных, но и осознанного миропонимания, огромной фантазии и художественного вкуса.

И заслуженный деятель культуры, конечно, знает, о чем говорит. Мозаика, посвященная Авиценне на перекрестке улиц Рудаки и Ибн Сино, созданная им в соавторстве с М. Эсановым, а также знаменитое сграффито на торце дома на улице Регистанская, известны всем самаркандцам и гостям города. Одна из последних работ Н. Каланова – стела на улице Магистральная напротив аэропорта, тоже выполненная в технике сграффито, сегодня встречает всех прибывающих на поезде в Самарканд.


Данные работы, по словам Н. Каланова, были выполнены после тщательной подготовки эскизов, обсуждений с коллегами по цеху, художественным советом. Может, поэтому они и вызывают у зрителя чувство уважения и трепета от соприкосновения с чем-то значительным, глубоким? А что же мы видим в нынешних монументальныхработах?

Закрывая безобразно втиснутые на Чупанате промышленные комплексы, на трассе М-37 декорируются возведенные здесь стены. Есть интересные решения, но авторы, в большинстве своем, далеки от понимания того, что такое монументальное искусство. Бесконечно тиражируемые всемирно известные исторические памятники Самарканда выполняются в стилистике кричащего дизайна ресторанов и свадебных залов. Слабая композиция усугубляется цветовым несоответствием. Апогеем данного украшательства становится материал, из которого они создаются – пенопласт. Да, пенопласт сегодня в топе отделочных материалов у коммунальных служб и некоторых современных скульпторов, однако его ограниченные по времени свойства совсем не вяжутся с теми идеями «вечности», на которые претендует монументальное искусство.

Возможно, ни у инициаторов – администрации города, ни у авторов – студентов и преподавателей СамГАСИ, ни у финансистов данных идей, среди которых торговые центры, рынки и крупные предприятия, в мыслях не было создавать что-либо монументальное, величественное, на века. Просто захотелось чего-то необычного, красивого для неискушенного обывателя, а потому без особых требований к композиции, цвету и материалу. Возможно. Однако такой подход уничижает само понятие монументального искусства, опуская его до уровня оформления ясельной группы детского сада или, как сказала выше, очередного вычурного ресторана. И это очень прискорбно, потому что могло быть иначе, идея могла найти профессиональный подход и стать не мимолетным капризом «в угоду», а поистине отражением времени с его противоречиями и достижениями.


«Искусство всегда было своего рода индикатором «психологического здоровья» социума, - писал в одной из своих статей профессор кафедры дизайна, рисунка и живописи ЧОУ ВО «Международный институт дизайна и сервиса» Эдуард Медер. - Разнообразие, не регламентируемое ничем, кроме сиюминутных предпочтений заказчиков и авторов, ведет к унификации глобальной среды обитания. Еще одним не очевидным следствием такого рода самодеятельности в среде становится печальный факт девальвации ценности самого монументального искусства - по причине элементарной безграмотности, аляповатости множества «произведений», мусорной визуальностью захламляющих городскую среду и, безусловно, деструктивно воздействующих на восприятие среднего горожанина, некритично воспринимающего эти проявления «как должное».