Подводные лодки типа И641

Александр Митрофанов 2
Военно-техническое сотрудничество СССР-России и Индии продолжается уже несколько десятилетий. Значительное внимание уделялось и военно-морскому флоту, включая подводные лодки.
Не вникая в более удаленные этапы истории нынешних индийских ВМС, обратим внимание на 1834 год, когда появился Индийский флот Его Величества (Her Majesty’s Indian Navy), превратившийся в 1934 году в реальный Индийский флот, хотя и под полным британским контролем.
С тех пор, как составная часть британского Royal Navy, индийский флот участвовал в Первой опиумной войне 1840, второй Англо-Бирманской войне 1852 года, Первой и Второй мировых войнах.
Если в наследство от Британской Индии молодому государству достался довольно мощный надводный флот, то подводный пришлось создавать с нуля, хотя еще в сентябре 1947 года моряки британской Индии представляли Британскому Адмиралтейству план создания местного подводного флота.
После предоставления независимости индийцы пытались приобрести подлодки типа “Oberon” или “Porpoise” в бывшей метрополии, но англичане предлагали только устаревшие типа “A” или “T” времен Второй мировой войны. Тем не менее, согласно заключенному в 1962 году межправительственному соглашению, несколько индийских офицеров прошли в Англии теоретическую и практическую подготовку и получили квалификацию подводников.
В 1965 году между СССР и Индией был подписан контракт на поставку подводных лодок проекта И641 (модифицированный согласно индийским требованиям проект больших дизель-электрических ПЛ проекта 641, по классификации НАТО “Foxtrot”). Строительство велось на ленинградской верфи «Ново-Адмиралтейский завод» (с 1972 года Ленинградское адмиралтейское объединение).
Проект И641 был разработан в 1965 году ленинградским ПМБ «Рубин» (главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н. Кормилицын). По сравнению с головным проектом был увеличен запас пресной воды и установлен кондиционер большей холодопроизводительности. Все оборудование устанавливалось в экспортном тропическом исполнении.
8 декабря 1967 года заказчику была передана первая субмарина S23 “Kalvari”. Теперь этот день отмечается в Индии как День подводного флота.
Всего в 1967-1974 годах индийский ВМФ получил 8 лодок проектов И641, на многие годы ставшие рабочими лошадками флота и школой подводников. Четыре последних лодки (тип “Vela”) строились по проекту И641К. В 1974-1979 годах две лодки (“Kursura”  и “Kalvari”) прошли модернизацию по проекту И641М на Дальзаводе (Владивосток).
В Советском Союзе для обеспечения деятельности индийских лодок в 1968 году была построена плавучая база подводных лодок INS “Amba”, а в 1972 году - спасательное судно INS “Nistar”.
В Висакхапатнаме была построена база подводных лодок, которая 19 мая1971 года была официально введена в строй как INS Virbahu. Позднее, аналогичная база INS Vajrabahu была построена в Бомбее (Мумбае). 21 декабря 1974 года в Висакхапатнаме вступил в строй Учебный центр INS Satavahana, где готовились и кадры подводников.
Боевое крещение И641 получили в ходе индийско-пакистанской войны 1971 года. Перед лодками стояла задача блокады пакистанского побережья (две ПЛ действовали в Аравийском море и две - в Бенгальском заливе). К этому времени из-за слабости ремонтной базы и неопытности экипажей только “Kursura” находилась в удовлетворительном техническом состоянии.
Если первая лодка проходила средний ремонт во Владивостоке, то в дальнейшем эти работы выполнялись уже как в СССР, так и в Индии на построенном с помощью советских специалистов судоремонтном заводе в Висакхапатнаме. Индийским подводникам и ремонтникам пришлось испытывать большие трудности из-за длительных задержек с поставками запчастей из СССР и малым сроком службы аккумуляторных батарей советского производства. Пришлось «каннибализировать» часть лодок, как источник запасных частей для других и налаживать производство более качественных отечественных батарей по лицензии шведской фирмы «Тудор».
Последняя из «фокстротов» S26 “Vagli” была списана 9 декабря 2010 года после 36 лет службы. S20 “Kursura” в 2004 году была превращена в музей.

Основные ТТХ подводных лодок проекта И641
(индийская классификация - типы “Kursura” и “Vela”)

Длина наибольшая - 91,3 м
Ширина - 7,5 м
Осадка - 6,0 м
Водоизмещение надводное - 1952 т
Водоизмещение подводное - 2475 т
Глубина погружения рабочая - 250 м
Максимальная глубина погружения - 300 м
Скорость надводная - 16 узлов
Скорость подводная - 15 узлов
Скорость под шноркелем - 9 узлов
Дальность плавания, миль:
надводная (8 узлов) - 30 000
под шноркелем (7 узлов) - 16 000
подводная (2 узла) - 400
Автономность - 90 суток
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации - 575 часов
Главная силовая установка:
3 х 2000 л.с. дизеля 3Д42М;
1 х 2700 л.с. электродвигатель типа ПГ-102;
2 х 1350 л.с. электродвигателя ПГ-101;
1 х 140 л.с. электродвигатель экономического хода ПГ-104;
4 х 112 аккумуляторных батарей типа 46СУ
3 шестилопастных гребных винта
Экипаж, человек:
офицеры - 12;
мичманы - 10;
матросы и старшины - 56.
Вооружение:
6 - 533-мм носовых ТА;
4 - 533-мм кормовых ТА (4 - 400-мм на ПЛ типа “Vela”);
22 торпеды;
32 мины МТД взамен торпед.
Электронное вооружение:
РЛС обнаружения надводных целей «Флаг»;
станция радиотехнической разведки «Накат»;
ГАС - МГ-200 «Арктика», МГ-10 «Кола», МГ-13 «Свет-М»;
Прибор управления торпедной стрельбой «Ленинград-641».
Перископы:
командирский ПК-8.5;
зенитный ПЗНГ-8.



История службы лодок проекта И641

S20 “Kursura”

25 декабря 1968 года заложена на Ново-Адмиралтейском заводе по заказу правительства Индии.
5 сентября 1969 года временно вошла в строй Балтийского флота под названием Б-402.
18 декабря 1969 года в Риге передана ВМС Индии под названием S20 “Kursura”.
Так как Суэцкий канал был закрыт из-за арабо-израильского конфликта, то переходы новых индийских лодок из Риги в Индию длиною в 19 тысяч миль совершались вокруг мыса Доброй Надежды.
20 февраля-11 мая  1970 года перешла в базу в Висакхапатнам с заходом в Ла-Корунья (Испания) и Порт-Луи (Маврикий) и вошла в состав 8-й эскадры подводных лодок.
С началом индо-пакистанского конфликта 1971 года была перебазирована в Бомбей, откуда 13 ноября вышла в боевой поход, продолжавшийся до 4 декабря. Район патрулирования находился к югу от Карачи, контактов с кораблями противника лодка не имела.
1977-1979 - прошла модернизацию на Дальзаводе по проекту И641М.
24 апреля 2000 года выведена в отстой, а 27 сентября следующего года выведена из состава ВМФ.
24 августа 2002 года установлена в качества мемориала в музее города Висахапатнам.

S21 “Karanj”

24 января 1968 года заложена на Ново-Адмиралтейском заводе по заказу правительства Индии.
2 июля 1969 года временно вошла в строй ДКБФ как Б-405.
4 сентября 1969 года в Риге передана ВМС Индии.
1970 год - вошла в состав 8-й эскадры ПЛ (Висакхапатнам).
1970 год - получила серьезные повреждения при столкновении в ходе учений.
С началом индо-пакистанского конфликта 1971 года была перебазирована в Бомбей, откуда 30 ноября вышла в боевой поход, продолжавшийся до 20 декабря. Район патрулирования находился к юго-западу и западу от Карачи. С 8 до 12 декабря четыре раза лодка выходила в атаку на транспортные суда, но пуск торпед не производился, так как не удавалось определить национальную принадлежность цели.
В 90-х годах “Karanj” прошла модернизацию с установкой новых РЛС и ГАС отечественного производства. В начале 2000-х годов использовалась для тестирования нового индийского электронного оборудования.
В 2003 году субмарина была выведена из состава флота и позднее отправлена на слом.

S22 “Khanderi”

5 октября 1967 года заложена на Ново-Адмиралтейском заводе по заказу правительства Индии.
19 сентября 1968 года временно вошла в состав ДКБФ под названием Б-401.
6 декабря 1968 года в Риге вошла в состав ВМС Индии.
1969 год - выполнила переход в Висакхапатнам вокруг мыса Доброй Надежды. При этом совершила заход в порт Матади, пройдя 80 миль вверх по течению реки Конго.
1969 год - вошла в состав 8-й эскадры подводных лодок.
1971 год - во время индо-пакистанского конфликта вела патрулирование в Бенгальском заливе.
198? - первой из индийских лодок прошла средний ремонт в Висакхапатнаме.
18 октября 1989 года выведена из состава ВМС. Утилизирована, ограждение рубки установлено в Музее подводных сил ВМС Индии в Висакхапатнаме.

S23 “Kalvari”

27 декабря 1966 года заложена на Ново-Адмиралтейском заводе по заказу правительства Индии.
26 октября 1967 года временно вошла в состав ДКБФ под названием Б-51.
8 декабря 1967 года в Риге передана ВМС Индии.
1968 год - совершила переход в Индию, вошла в состав 8-й эскадры подводных лодок (Висакхапатнам).
1971 год - во время индо-пакистанского конфликта вела патрулирование в Бенгальском заливе.
1977-1979 - прошла модернизацию на Дальзаводе по проекту И641М.
31 мая 1996 года выведена из состава флота, позднее утилизирована.
27 февраля 2001 года ограждение рубки установлено в музее подводного флота в Висакхапатнаме.

S40 “Vela”

28 сентября 1971 года заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения по заказу правительства Индии.
28 января 1972 года спущена на воду.
В мае 1972 года по внутренним водным путям переведена в Северодвинск для проведения испытаний.
10 октября 1972 временно введена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота под названием Б-546.
Весной-летом 1973 года продолжались сдаточные испытания на Балтике.
31 августа 1973 года передана ВМС Индии в Болдерая (Рига).
Осень 1973 года - совершила переход в Индию, где первой вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок Западного военно-морского командования в Мумбае (Бомбей).
В 1990 году в ходе маневров столкнулась с эсминцем D52 “Rana”, погибло 17 подводников. После ремонта в 1992 году вошла в состав 8-й эскадры подводных лодок Восточного военно-морского командования (Висакхапатнам).
В 2003-2004 годах принимала участие в совместных учениях с ВМФ Сингапура м Великобритании.
25 июня 2010 года, после начавшегося еще в 2005 году и так и незаконченного ремонта, выведена из состава флота, став подводной лодкой, находившейся на активной службе самое длительное в мире время (37 лет). По одним данным утилизирована, а по другим планировалась стать музейным экспонатом.

S41 “Vagir”

29 апреля 1972 года заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения по заказу правительства Индии.
19 мая 1972 года зачислена в состав ВМФ СССР, для проведения испытаний во Владивостоке сформирован экипаж.
7 июля 1972 года спущена на воду, начата программа испытаний на Балтике.
Осенью 1972 года переведена по внутренним водным путям на Белое море для проведения испытаний.
5 июля 1973 года временно включена в состав ВМФ СССР под названием Б-470.
Лето-осень 1973 года - продолжение испытаний на Балтике.
3 ноября 1973 года передана ВМС Индии.
1974 год - совершила переход в Индию, где вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок Западного военно-морского командования в Мумбае (Бомбей).
7 июня 2001 года исключена из состава ВМС Индии. Вероятно утилизирована.

S42 “Vagli”

1 февраля 1973 года заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения по заказу правительства Индии.
5 февраля 1973 года зачислена в состав ВМФ СССР, на Тихоокеанском флоте начато формирование сдаточного экипажа.
19 апреля 1973 года спущена на воду.
Июль-сентябрь 1973 года - выполнение програмы испытаний на Балтийском море.
В октябре переведена переведена по внутренним водным путям на Белое море для продолжения испытаний.
Декабрь 1973 года - продолжение испытаний на Балтике.
16 декабря временно вошла в строй ДКБФ под названием Б-464.
10 августа 1974 года передана ВМС Индии.
Осенью 1974 года совершила переход в Индию, где вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок Западного военно-морского командования в Мумбае (Бомбей). Согласно некоторым источникам, переход до Владивостока совершила по Северному морскому пути.
9 декабря 2010 года исключена из состава ВМС Индии после почти десятилетнего, но так и не законченного, ремонта на верфи Hindustan Shipyard.
5 ноября 2012 года передана правительству штата Tamil Nadu для превращения в экспонат Музея морского наследия Тамил-Наду (Tamil Nadu Maritime Heritage Museum) в порту Mamallapuram.

S43 “Vaghsheer”

12 марта 1974 года заложена на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения по заказу правительства Индии.
27 марта 1974 года спущена на воду.
В мае 1974 года переведена по внутренним водным путям на Белое море для проведения испытаний.
20 сентября 1974 года вступила в строй и временно вошла в состав Краснознаменного Северного флота под названием Б-522.
Осень 1974 года - по Северному морскому пути совершила переход их Кольского залива во Владивосток.
24 декабря 1974 года - передана ВМС Индии.
Совершила переход в Индию, где вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок Западного военно-морского командования в Мумбае (Бомбей).
6 января 1975 года исключена из состава ВМФ СССР.
30 апреля 1997 года исключена из состава ВМС Индии. Вероятно, позднее утилизирована.