А власти за Безумова

Валентина Газова
 Помещик Пётр и мать его Марья Голицыны перекосили у соседа своего Безумова сено. По распоряжению Земскаго Суда заседатель Климов отправился в поместье Голицыных, объявил им распоряжение Суда об отобрании от них сена, и велел накладывать последнее на телеги, но Голицын начально в азартном положении ругал его всякими непристойными словами и кричал, что будто он не заседатель, а разбойник и грабитель, собирает разбойничью партию для грабежа, и сверх того оный Голицын азартным образом ухватил его за грудь, и тряс и тащил, и потом, схватя лежащее отёсанное весло, взмахнувшись, хотел им ударить, но бывший здесь солдат Дронов, ухватил Голицына за весло, и ударить им не допустил, и то весло из рук выхватил, но Голицын приказал людям своим взять колы, и бить его, Климова, до смерти, кои все были на то готовы, почему он, видя их азартные поступки, и предписания данного выполнить не мог...
 В виду такого казуса, был командирован на место другой заседатель, Мисюрев, приехавший в то время, когда помещиков не было дома, а по отъезде их из усадьбы, ими было сделано общее распоряжение запереть ворота и никого на двор не пускать. Приказание это было в точности исполнено, и Мисюрева крестьяне во двор не пустили.

 Тогда уже на место явился в полном составе Земский Суд, с исправником во главе, а когда и их крестьяне, согласно данного приказания не впустили, исправник приказал собранным понятым крестьянам выломать ворота, и когда это приказание было исполнено, взошёл в усадьбу, схватил караульных людей, коих и начал бить кулаками, таскать за волосы, а затем заковал в железа, а на одного надел цепной стул, все были взяты под караул, где и выдержаны полтора месяца, на остальных же людей напал такой страх, что все они разбежались в лес. Возникло дело об оскорблении чинов полиции и Уголовная палата постановила следующий приговор...
 Голицына выдержать в городе Скопине под караулом одну неделю - а Марьи Голицыной, учиня в присутствии Уезднаго Суда строгий выговор, велеть ей в оном же присутствии у обиженного заседателя Климова испросить христианское прощение, а потом ей делать делать подтверждение, что она впредь невежеств против членов Земскаго Суда чинить не отваживалась...
 Касательно же дворовых их, Голицыных, людей, которые оказываются виновными в неоткрытии запертых ими, в небытность господ их, у дома господскаго ворот и в непускании во двор членов Земскаго Суда и понятых, почему оных людей следовало бы наказать по законам, но как они при взятии их со двора были биты, и сверх того им тогда же связаны были назад руки, кованы в железо, а на одного из них надет был цепной стул, и содержимы полтора месяца в тюремном заключении, - то сие вменить им в наказание и сделать им строжайшее подтверждение, чтобы они впредь исправника и прочих Земскаго Суда членов во всякое время на двор господский впускали и безпрепятственно, соблюдая при том к ним должное уважение. И так виновными оказались крестьяне оттого, что вполне точно и аккуратно выполняли приказание господ своих.

 Дело Ряз. Угол. Пал. 1818 г. № 189.


 Во владении Долгоруковых находилась лесная дача. половины которой была признана решением судебных мест, вступившими в законную силу, собственностью князей Несвицких. Крестьяне же Долгоруковых, и во главе их начальство - управляющий, старосты - решили не уступать собственность своего помещика новым владельцам, и на представляемые доводы о том, что решению суда следует подчиниться, управляющий отвечал:" А дубинка-то на что?" Спорная лесная дача формально отведена новым владельцам, проложены межи, и кн. Несвицкие распорядились рубкою леса. Выехали на место крестьяне под предводительством одного из кн. Несвицких; их встретили противники. Дело по обычаю родной старины началось взаимною перебранкою. Затем началась стычка, обратившаяся в настоящее сражение. Борьба была русская, упорная и окончилась полным поражением кн. Несвицких. Предводитель их был унесён с поля сражения весь израненый. Участь его армии была такая же, оставшиеся способные сопротивляться взяты в плен. Душою и героем победы был староста, воодушевивший крестьян возгласом "Стойте дружно."
 Через три дня в имение кн. Долгоруковых приехал наличный состав Земскаго Суда для взятия виновных. Изступление крестьян дошло до высшей степени; одна из женщин ударила в набат, собрались со всего села крестьяне, вооружались древокольем и представляли из себя такую грозную силу,  что, приехавшие начальники "жизнь свою едва могли спасти бегством". 
 Результат этого дела обычны: суд, батожьё, плети и т. д.

 Дело Ряз. Угол. Палаты 1824 г. № 210.

 Материалы собраны начальником архивной комиссии Рязани Александром Дмитриевичем Повалишиным долгое время были запрещены цензурой.
 Изданы только в 1903 году стараниями князя Николая Сергеевича Волконского на 450 страницах. 
 Переизданы в 1995 году при содействии архиепископа Касимовского и Рязанского Симона.
 Прошу модераторов не удалять мою статью, т. к. долго эти материалы были запрещены цензурой.