Пожалуйста, прости - часть 20

Мирослава Завьялова
(начало повести здесь
  http://proza.ru/2021/11/29/1681



Стихотворение наизусть я выучила не очень хорошо и торопилась в класс, надеясь до урока повторить ещё немного. Литературу поставили первой, а затем русский язык с диктантом и проверочными заданиями. Случившийся бойкот продолжал не давать мне покоя. 

- Ира, подожди! - и я крайне удивилась такому обращению. Мишка чаще называл «Полькой», очень  редко по имени, и то - Ирка. Как и другие мальчишки. Маркин обычно восклицал: эй, Полякова! В общем, культура у нас в классе и не ночевала, иногда шутила Лариса. Повернувшись, с удивлением увидела Веньку Грабова. 

Веник сбивчиво бубнил и повторял одно и то же несколько раз. Уловив проблему, я оторопела. 

- Вот, смотри, - Грабов вытащил краешек книги. «Нерв», сборник стихов Высоцкого. По красному названию вились какие-то загогулины, но не это было самым страшным. На обороте фотография автора оказалась много раз перечёркнута красным фломастером. Хорошо, хоть рожки не нарисовали, мелькнула глупая мысль, но более умной не нашлось. Венька смотрел на меня несчастными глазами. 

- Когда заметил это? - спросила наконец я.

- Да дома уже. Забыл сразу Оле отдать; вы мне фломастеры подарили, потом бойкот этот… Кто мог поступить так? … подло? 

- Кто бы ни поступил, главное не это. Как Оле книгу отдавать? Короче, Венька, ничего никому не говори. Надо думать.

К нам подошла Лариса, чуть позже Венера. Узнав о случившемся, они долго возмущались. Но пора было идти в класс. Мишка уже сидел за партой, и не успела я сесть на своё место, как он ткнул меня в спину и вместо приветствия заявил:

- Ну, рассказывай давай. Что случилось? Стоят там, с Веником, такие несчастные… 

Он хохотнул, но я посмотрела серьёзно.

- Ладно, шучу. 

- Не видела тебя нигде, - уклонилась я от ответа. 

- Угу. Умею, знаешь, таким невидимым быть. Как этот… человек-невидимка! 

- Герберт Уэллс? Читал? - заинтересовалась я.

- Читал, читал. Ты не ответила на мой вопрос. Полька! Что можно знать Венику, мне разве нельзя? 

- Можно, - тихо ответила я, оглядываясь по сторонам. Морозова ещё не пришла, и я решилась. Чуть нагнувшись в сторону Мишки, шёпотом торопливо рассказывала  о случившемся. Маркин смотрел на нас со своего третьего ряда, сидевшая рядом Оля улыбнулась мне, но улыбка опять показалась грустной. И взрослой. Заволокина изображала безразличие ко всему, и ко мне в том числе, но у неё плохо получалось. Заприметив несколько раз её недобрые взгляды, я через парту перегнулась ближе к Мишке и прошептала:

- Что теперь делать? 

- Балбес Веник. Придумаем, не переживай. Только молчать всем, понятно?! И не подавайте виду. 

Венька чувствовал себя виноватым, но приказ «не подавать виду» выполнял неукоснительно. Я замечала его взгляды в сторону Венеры и с интересом наблюдала, что дальше. Кажется, Венере Грабов тоже нравится. Вот и сейчас он без устали рассказывал девчонкам с первых парт смешные анекдоты, и они хихикали, а Венера улыбалась довольно. И Оля тоже улыбалась, но опять как-то невесело.  И часто бывала задумчивой. Немного другой она стала после болезни. Или я ошибалась…

С испорченной книгой вопрос решился настолько интересно и быстро, что я удивлялась смекалке одноклассников. И, конечно, возможности. Точно такая же книга оказалась в семье Игоря Маркина. Подарок его отцу; он известный в городе детский кардиолог, заведующий отделением больницы, припомнила я. Такие всегда получают хорошие  подарки. Испорченную книгу Игорь забрал домой, а Веньке отдал свою. 

- И твой отец не против? - не удержалась я. По просьбе Маркина все, кто знал про книгу, остались после репетиции. Ненадолго, услышали мы, но в итоге задержались очень сильно. 

- Представь себе, не против, - насмешливо отозвался Игорь, - он сам приклеил фотографию Высоцкого. На место испорченной. Так что всё нормально. Но вернуть книгу Сурковой надо не просто так. 

- А как? - удивились девочки. Мы сидели в первом ряду: Лариса, я, Венера и Галя. Грабов подпирал стенку справа, Мишка слева, Маркин расхаживал по сцене, как будто вёл урок. 

- Надо узнать точно, кто испортил книгу! - воскликнула  Лариса, - только как?

- Мы примерно знаем, кто это сделал, - Маркин остановился и одобрительно посмотрел на Ларису, - а  насчёт узнать… у меня есть план.

Примерно через час мы выходили из школы, полные решимости действовать. Честно, мне не очень верилось, что удастся изобличить «преступника». Но Лариса, запоем поглощавшая детективы, уверяла, что всё получится. 

- Да никто не признается! - возражала я, - а примерно мы и так знаем. 

- Нет, Ира! Ты не читаешь детективы и метод дедукции не понимаешь! Принесу Агату Кристи, начни хотя бы с неё. Мисс Марпл умней любого следователя, - Лариса засмеялась и серьёзно добавила, - знать, это уже хорошо. А признаться мало кто может, сама понимаешь. 

- Главное, человек поймёт, что рано или поздно про него все узнают, ну, про его преступление, - поддержал Мишка, и, заметив мой взгляд, добавил, - мне сейчас в твою сторону, по дороге объясню. 

Маркин фыркнул, девчонки захихикали. Но Мишка уверенно направился от почты налево, и я послушно зашагала за ним по тропинке. Грабову точно по пути с Венерой и Галей, тут уж без вариантов. А наши староста и режиссёр остались стоять на месте. 

- Что ты хотел объяснить? - поторопила я одноклассника. Мой дом уже близко, а он всё молчит!

- Ни одна преступная тайна не может сохраниться, - таинственно произнёс Мишка, сворачивая  к моему подъезду. Я еле поспевала за  ним. 

- Может! Тайну сохранить легко, - я запнулась, видя, что надо мной едва не смеются. Обидно…

- Бабушка моя так говорила, - улыбнулся Мишка, - и про каких-то журавлей… Ивиковы, кажется. Я спрашивал, что это значит, а она смеётся только. Сам читай, говорит. 

Дома первым делом я спросила у папы, не знает ли он, что это за Ивиковы журавли. 

- Это легенда. Не помню, кто написал, но суть такова: поэта Ивика убили, но перед смертью он увидел в небе журавлей и сказал, что они - свидетели. И преступники не уйдут от возмездия. 

- Как журавли могли назвать имена преступников? - изумилась я. 

- Там целая история. Ира, найди в библиотеке книгу и прочитай, - папа отвернулся к телевизору, а мне не терпелось узнать, каким же образом журавли назвали имена убийц. 

После первого урока на следующий день я рысью понеслась в библиотеку. 

- Ивиковы журавли? - удивлению Татьяны Петровны не было предела. - Это балладу написал Василий Андреевич Жуковский, точнее, перевёл с немецкого. Фридрих Шиллер замечательный автор, запомни и это имя тоже. Книга сейчас на руках, может, другие баллады Жуковского дать? 

Я честно призналась библиотекарю, что хотела больше всего узнать, как именно журавли раскрыли тайну преступления. Татьяна Петровна улыбнулась. Библиотекарь она была замечательный! Наверное, самый лучший. Ходила всегда в белой блузке и чёрной юбке, и обязательно с красивой брошкой на груди. Мелкие седые кудри аккуратно уложены на голове, косметикой не пользовалась. Всех встречала с доброй улыбкой и не бывало ещё такого случая, чтобы она не смогла помочь. На наши репетиции Татьяна Петровна не приходила, но спектакль собиралась посмотреть обязательно.

- Наверное, эту балладу тебе читать рановато, но на вопрос постараюсь ответить. Поэт Ивик, тяжело раненный преступниками, призвал журавлей стать свидетелями. Люди переживали смерть любимого поэта. Вскоре артисты поставили спектакль, трагедию, где  пели о том, что убийцы обязательно ответят за злодеяние. И тут появились журавли! Они громко кричали и кружили над толпой народа. Один из убийц не выдержал: «Ивиковы журавли! Ивиковы журавли!» 

Татьяна Петровна взмахнула рукой и указала вверх, словно там летали воображаемые птицы:

- «И небо вдруг покрылось тьмою; И воздух весь от крыл шумит; И видят… чёрной полосою станица журавлей летит.» *

Я как будто смотрела маленький спектакль, и очень хотелось продолжения. Но тут раздался звонок на урок. В дверях я столкнулась с Германом Николаевичем, одетым в военную форму. Мы улыбнулись друг другу. Настроение улучшилось. Я поняла главное, и дело не только в журавлях. Любое зло обязательно будет наказано. И это правильно! Значит, мы делаем всё правильно. И нам придут на помощь тоже какие-нибудь «журавли»… 

Всё решалось на большой перемене. Времени хватит, утверждали Игорь и Лариса. Как-то они сблизились в эти дни, и мне даже стало казаться, что Маркин ведёт себя по-другому. С Ларисой. Над нами он по-прежнему подшучивал и продолжал отпускать колкие замечания. Мишка вернулся из столовой первым, и я решилась рассказать ему про Ивиковых журавлей. То, что успела узнать. 

- Здорово, молодец! Теперь читать не нужно, - засмеялся Мишка. 

Вскоре пришли девчонки, принесли мне булочку, от которой Мишка немедленно отщипнул большой кусок и отправил себе в рот. Это было обычным явлением в нашем классе. Лариса открыла окно для проветривания кабинета, но выгонять никого не стала. 

- Пожалуйста, делайте так, как договорились. Не привлекайте внимания, это главное! Егоров, ничего смешного! Метод дедукции, это вывод от общего к частному. Книги нужно читать! 

- Детективы? - уточнила Венера. 

- Да! Всем принесу, будете читать и изучать. 

Всё происходящее напоминало ещё один спектакль. Что-то много их в последнее время. В класс вошла Оля. 

- Куда это все разбежались, – улыбнулась она, – я ещё булочек купила. Ира, ты в столовую почему не приходила? 

Соврав, что нужно было срочно к старшей пионервожатой, я с благодарностью приняла угощение. Вторую булочку выхватил ловкий Мишка, а третью Оля сама протянула Грабову, который, оказывается, тоже остался без еды.

- Не лопнешь, Егоров? - поддела я одноклассника. 

- Есть хочется всё время. Расту, наверное, - отшутился Мишка, а я посмотрела на часы. В класс пришли уже практически все. Скоро звонок. Всё начиналось с Веньки. 

- Оля! Суркова! Я Высоцкого тебе  отдам, сейчас… - Грабов рылся в портфеле специально долго, потом забубнил, - сколько дней таскаю, всё забываю…

- Прочитал? - спросила Оля, - хочешь, ещё читай, мне не к спеху. 

- Вот она! - воскликнул Венька и высоко поднял книгу над головой, затем подошёл к третьей парте, - спасибо большое! 

Мельком окидывая взглядом класс, я видела, что никому нет дела до Веньки, Оли и книги. И только один человек внимательно следил за происходящим. И мы следили, но делали это незаметно для всех. И для этого человека тоже. 

* - перевод В.А.Жуковского


(продолжение следует 


http://proza.ru/2022/08/03/675