Поступок

Юрий Шель
Элиста. Красивый город Калмыкии. Удивительно подлетать на маленьком самолете «Бомбардир» к Элисте. Летом в огромной степи при снижении высоты самолет отражается, как в зеркале. Сначала маленький, а потом, при заходе на посадку, он все больше и больше, и вот в нескольких метрах от земли тень от огромного воздушного лайнера уже больше его самого.

Я летал туда около около десяти раз, и не переставал восторгаться этим городом. Много хорошего я видел в Элисте. Добродушные, гостеприимные люди.

Повсюду пагоды. Особо впечатлил огромный золотой Будда в хуруле. В Храме к Будде можно подходить только спиной и разутым. Вокруг храма находятся обрядовые барабаны, которые можно вращать. На память у меня до сих стоят на шкафу оригинальные фигурки калмыка и калмычки в национальных одеждах. А какая вкусная там баранина! А кроме нее, вкусная местная экзотика: берюги, махан, и дотур. Жил я в гостинице на улице Хрущева, и удивлялся, что еще есть в России улица его имени. Но у меня в Элисте была трудная задача.

Я защищал женщину по пяти статьям части 4 ст. 159 УК РФ.

Смысл ее обвинения был в том, что она брала несколько раз в долг у своих знакомых большие деньги, и не отдавала этот долг. Все деньги она относила в какую-то национальную секту, что, конечно, ее не оправдывает. Суд проходил тяжело, потому что потерпевшие были очень раздражены. Они часто выкрикивали в ее сторону оскорбления: воровка, негодяйка и еще хуже. Но в ответ с ними ругаться было глупо. Наоборот, приходилось искать компромисс, попытаться примирить обозленных людей. Но две из пяти потерпевших были непреклонны, твердо требовали посадить подсудимую.
 
И судебная практика была именно такая. Нельзя избежать реального срока. Что делать адвокату? У подсудимой была дочь семи лет и не было мужа. По закону можно было применить 82 статью УК РФ и отложить наказание до достижения ребенком 14 лет. Если подсудимая до этого возраста своего ребенка не совершит новое преступление, то судимость снимается. Но судья дала мне понять, что так в Калмыкии не принято, и она это делать не будет. Я подошел к ней после одного из заседаний и сказал:

- Вас называют самостоятельной и смелой судьей. Вы никого не боитесь. При чем здесь судебная практика? На кого Вы оглядывайтесь, если есть закон, который дает Вам право это применить? Ведь только судьи формируют эту практику. Если такая решительная и красивая судья не может это сделать, то Вы все равно останетесь красивой.

Она внимательно смотрела на меня жгучими черными глазами:
 
-Но уже не решительной? Я правильно Вас понимаю, адвокат?

Я, стараясь быть спокойным, ей говорю:

-Именно так.

Больше мы с ней не разговаривали. В прениях государственный обвинитель просил суд приговорить подсудимую к пяти годам колонии общего режима. Я не смотрел на судью, хотя сердце сильно стучало. В этот момент каждый адвокат очень волнуется и боится, что сейчас в зал суда зайдет конвой, и на твою подзащитную наденут наручники. И вот судья дочитала приговор до того момента, где назначается наказание.

И звучат слова: "суд приговаривает подсудимую к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима". Ну, все, приехали, это катастрофа.

И тут раздается продолжение: «Но суд считает возможным применить статью 82 УК РФ, и освободить подсудимую от наказания до достижения ребенка возраста 14 лет». Я выдохнул. Вот это молодец! Но общий крик недовольства и оскорблений потерпевших и зрителей с новой силой раздался снова. И я уже не мог подойти к судье, чтобы сказать ей спасибо.

Такой приговор был необычным случаем для Элисты. Суд также отменил подсудимой домашний арест, и осужденная вместе с дочкой уехала работать на хорошую работу с высокой зарплатой на Ямал. Там она этим заработком быстро погасила ущерб перед потерпевшими.

Гособвинитель обжаловал приговор. Верховный суд Калмыкии, не смотря на жалобу прокурора, приговор оставил без изменения. Так в столице Калмыкии появилась новая судебная практика.