Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 56

Виктор Квашин
Глава 56. Финал великой империи

Меня «Лаобайгар» тоже выбил из равновесия, наутро пришлось приводить себя в порядок радикальными мерами в виде ледяного душа и крепкого чая. Бедная Лира…

Однако, что же там дальше про «Русский полк» в Ханбалыке?

Вот что сообщает архимандрит Палладий: «О Русском полке в Пекинской гвардии упоминается в истории впервые под 1330 г., когда взошел на ханский престол Тутемур. Он первый устроил Русский полк или поставил особого темника 3-й степени над Русским отрядом … Русский полк подчинен был главному заведованию высшего военного совета в Пекине. Тогда же для него устроен был лагерь или поселение на север от столицы…

В следующем 1331 г. отменено темничество русского полка и учреждено командирство с пожалованием серебряной печати. По тогдашнему военному устройству, эта перемена в управлении присоединяла русский отряд к ближайшим ханским. В то же время приписано было к полку 600 новых солдат (неизвестно откуда явившихся), которые отправлены были по домам (?), с тем чтобы к 1-му числу 7 луны (т. е. по минованию летних жаров) они вернулись в лагерь. К тому же времени относится распоряжение о выдаче земледельческих орудий и хлеба вновь поступившим на пограничную стражу(?) солдатам из Асу и Русских.

Под 1332 г. три раза упоминается о доставлении Русских в Пекин. В 1 луне этого года князь Джанчи представил 170 человек Русских. Тогда 1000 Русских снабжены были платьем и хлебом. В 7 луне Яньтемур препроводил в Пекин 2,500 Русских. В 8 луне князь Аргиянили доставил 30 человек с 103 подростками. Какие князья, откуда и как Русских доставляли в Пекин, по китайской истории невозможно добраться.

Наконец в 1334 г. знаменитый временщик Баян назначен был командиром гвардии, состоявшей из Монголов, Кипчаков и Русских. Это есть последнее указание о Русских в Пекине, в истории дома Юань».

Получается, что состав русской гвардии всё время изменялся, то есть, пополнялся. Хотя не факт, что все вновь прибывшие русские влились именно в гвардию. Ведь говорится и о «пограничной страже», которую сам Палладий поставил под вопрос. Но если они все шли в гвардию, то уже получается около четырёх тысяч. Понятно назначение командиром такого соединения темника.

Бретшнейдер приводит сведения из «Юаньши»: «… в жизнеописании Бояна говорится про него, что он был назначен в 1334 г. начальником лейб-гвардии, состоявшей из Монголов, Киньча (т. е. Половцев) и Русских».

Кто такой этот Баян или Боян? Википедия даёт довольно подробную его биографию. Оказывается, он был действительно знаменит. По-монгольски имя его звучало Баян Чинсан, а по национальности он был меркитом. Отличился в сражениях Монгольского улуса с Чагатайским, за что получил звание «багатура». При императоре Хайсане (1307-1311) Баян занял видное положение при дворе, а позже был назначен губернатором провинции Хэнань.

При императоре Туг-Тэмуре Баян по-прежнему занимал ведущее положение. Затем помог взойти на трон Тогон-Тэмуру, который в 1334 году назначил Баяна командиром императорской гвардии, состоявшей из монголов, кыпчаков, русских и алан. То есть, над всеми гвардейскими войсками.

В 1339 году он был назначен великим канцлером империи Юань.

Почему Палладий назвал Баяна «временщиком», я не смог отыскать.

Интересно о национальном составе гвардии. Бронников по этому поводу пишет: «Что касается гвардии (сувей), в состав которой вошел русский полк, то она подчинялась напрямую императору, первоначально дислоцировалась в столице империи и занималась главным образом охраной государя и его резиденции. Подразделения гвардии назывались полки (вей). Всего в 1271-1337 гг. было создано 34 вей разной численности, как правило, из представителей одной этнической группы: монголов, маньчжуров, корейцев, но большая часть из китайцев или «сему» из гвардии свиты императора «всюду верные».

Мы видим, что тут уже появились и китайцы (надо полагать, ханьцы), и корейцы. А «сему» – это «цветноглазые», к которым относились все «не китайцы» и «не монголы» из западных стран: уйгуры, кыпчаки, карлуки, таджики, персы, аланы, тибетцы, индийцы, тангуты, арабы, сирийцы, армяне, различные западноевропейцы, а также русские. Это множество национальных подразделений на самом деле вполне возможно.

Но вернёмся к командующему «имперской гвардии».

Историк Алексей Волынец пишет: «Инициатором создания «русского полка» в пекинской гвардии стал монгол по имени Баян. Благодаря китайским летописям мы знаем, что в середине XIV века «русским полком», охранявшим дворец императора в Пекине, командовал учёный, знаток конфуцианской философии Иляньчжэнь Бань. По национальности он был тангутом». То есть, Баян и Бань, которых могли путать из-за транскрипции при переводе с китайского, могли даже командовать одновременно – первый всей гвардией, второй – русским соединением.

Разбираясь, кто такой на самом деле Баян, С. Н. Марков рассуждает: «Нас не спасает и упоминание о временщике Баяне. По времени он не может быть знаменитым Стоглазым Баяном, завоевателем Южного Китая. Стоглазый Баян, в действительности командовавший аланами, действовал ещё во времена Кубилая, в восьмидесятых годах XIII века. Был ещё Баян, по возрасту моложе своего стоглазого тёзки. Марко Поло знал этого второго Баяна, как главного ловчего великого хана … Через сорок с небольшим лет после отъезда Марко Поло главный псарь Баян мог быть ещё жив». Интересно, так этих Баянов набирается уже трое!

Перелопачиваю снова всю литературу. Ага! Лира всё-таки не зря прислала мне книгу Е. И. Кычанова о тангутах. Обнаружился любопытный абзац: «Как знаток и умелый комментатор китайских классиков прославился Иляньчжэнь Бань. Вначале он служил в личной охране императора Жэнь-цзуна (1312-1321 гг.), а с 1319 г. перешёл в академию Ханьлинь. С 1322 г. он командир тангутского отряда императорской стражи, затем эконом наследника престола и один из высших чиновников Ганьсу. Одно время ему было поручено командование русским сторожевым отрядом в императорской резиденции. Иляньчжэнь Бань скончался в 1354 г. в Центральном Китае. Ему посмертно был пожалован княжеский титул».

Таким образом, по жизнеописаниям и по времени получается, что всеми гвардейцами разных национальностей командовал изначально Баян (или Боян), который позже стал канцлером, а русским полком командовал «одно время» тангут по национальности, учёный и чиновник высокого ранга Иляньчжэнь Бань. Заодно мы узнаём, что был ещё и «тангутский отряд императорской стражи».

Вот практически всё, что можно было понять из всего написанного про «Русский полк в Ханбалыке». Что было дальше с этими русскими никто не знает. Человек точный, следующий исключительно фактам, архимандрит Палладий выразил это так: «Из всех этих отрывочных сведений нельзя составить отчетливого понятия о положении и судьбе Русской дружины в ханской службе, о числе Русских, затерявшихся на отдаленном востоке».

Глубокий и дотошный исследователь, но ещё и писатель Сергей Марков пытается всё-таки представить вероятные события, в которых участвовал «Русский полк» после 1334 года. «Русские невольники разделяли с китайским народом все те тяготы, которым он подвергался во время правления хана… В частности, они пережили бедствия 1334 года, когда погибло не менее тринадцати миллионов душ», – пишет Марков, имея в виду, по-видимому, великие потопы при разрушении дамб на реке Хуанхэ с последующим голодом, мором от эпидемий и стихийными восстаниями. Мне сомнительно, что элитные войска «переживали эти бедствия с народом», скорее они подавляли бунты или, по крайней мере, охраняли от восставших хана и государственные учреждения. Простой угнетённый народ люто ненавидел всех, кто помогал монголам, конечно и русских с их необычным внешним видом. Это, как мне кажется, противоречит мысли Маркова о том, что «кто знает, может быть, русские люди принимали участие в освободительных восстаниях против монгольского владычества в Китае».

А вот далее я с Марковым соглашусь: «Русские люди были свидетелями свержения ненавистного господства дома Юань в Китае. Может быть, последний великий хан увёл с собою своих русских невольников? Ответить на этот вопрос пока невозможно».


Наверное, не имеет смысла фантазировать о судьбе Светлана и его сослуживцев, не обладая совершенно никакими данными об их участи после 1334 года. Но «дочитать» до финала историю монгольской империи Юань следует. Оставалось ей не так уж много…

Создатель «Русского полка» каган Туг-Тэмур на самом деле не был всесильным. Реальная власть находилась в руках двух ярких военачальников Эль-Тэмура и Баяна, которые, собственно, и подняли его на трон. А Эль-Тэмур ещё и «помог», вероятно, скоропостижно скончаться единокровному брату Туг-Тэмура Хошиле, когда тот потребовал своего права на трон. По-видимому, не без участия этих двух вельмож погиб старший сын Туг-Тэмура через месяц после объявления его наследником.

В годы правления Туг-Тэмура участились крупные восстания. В южную провинцию Юньнань Туг-Тэмуру пришлось послать стотысячную армию, которая справилась с повстанцами только весной 1332 года. В это время монгольский принц Элуй-Тэмур организовал заговор против Туг-Тэмура, который успели своевременно раскрыть.

В том же году Туг-Тэмур, будучи тяжело болен, назначает своим наследником не своего сына, а старшего сына своего брата Хошилы Тогон-Тэмура. И в сентябре 1332 года Туг-Тэмур умирает в возрасте двадцати восьми лет. И чего бы ему болеть такому молодому?

Я сообщаю эти сведения, чтобы мы могли почувствовать, в какой обстановке находились русские воины, нёсшие службу непосредственно у палат, в которых происходили все эти заговоры и прочие интриги. Следим дальше.

Жена Туг-Тэмура Будашири не утвердила трон за Тогон-Тэмуром. В качестве императора в октябре 1332 года был назначен шестилетний Иринджибал, младший брат Тогон-Тэмура. Императрица сделала это по указанию великого советника Эль-Тэмура, который не желал видеть на троне Тогон-Тэмура. Будашири получила звание вдовствующей императрицы и регентши, то есть, правительницы при малолетнем монархе. Но… спустя два месяца молодой император умер.

Теперь императрица решила выполнить волю мужа и возвела на трон Тогон-Тэмура, которому исполнилось тринадцать лет. Это случилось в 1333 году. В 1336 году Будашири была возведена в ранг Великой вдовствующей императрицы и оставалась регентшей в течение более семи лет, практически управляя империей.

В 1340 году, когда возмужавший молодой император взял власть в свои руки, он начал расследование по поводу несправедливостей, чинимых его покойному отцу, по поводу обид, нанесенных ему Великой вдовствующей императрицей. В середине 1340 года он лишил Будашири всех титулов и сослал. В ссылке она была убита в возрасте тридцати трёх лет.

Никогда не думал, что так увлекательно и вместе с тем жутковато разбираться в интригах царствующих особ! Вероятно, всё это в какой-то мере становилось известно Светлану Голосееву и его сослуживцам, а может быть, даже отражалось на их судьбах.

Тогон-Тэмур оказался последним императором монгольской империи Юань. Его тронное имя Ухагату-каган по-монгольски означает «Обладающий умом». Скорее всего, ум у него был, так как он увлекался механикой и занимался конструированием механических приспособлений. Он не просто исповедовал буддизм, но был учеником Кармап – перерождённых лам, мастеров медитации. Кармапа III специально посетил Ханбалык, чтобы принять участие в коронации своего ученика. Он дал ему эликсир долгой жизни, который, согласно тибетским источникам, позволил Тогон-Тэмуру прожить дольше, чем всем остальным императорам династии Юань – сорок девять лет! Следующий Кармапа три года был наставником императора.

Китайские источники, возможно, желая унизить Тогон-Тэмура, сообщают, что император проводил время на охотах, за сексуальными практиками и в саду.

Так или иначе, но реальное управление страной осуществляли канцлеры. Наибольшей властью обладали Баян и его племянник Тогто. В 1340 году в результате заговора Баян был казнён, а 1355 та же судьба постигла Тогто. После этого дворцовые интриги привели к полной потере контроля над государством.

А в государстве было плохо. Разливы рек наносили колоссальный урон сельскому хозяйству. Соответственно, казна не досчитывалась налогов. Приходилось печатать лишние деньги, что приводило к инфляции и убыткам всех остальных жителей страны. Некоторые крупные монгольские полководцы на севере старались вести независимую от столицы политику. Для ремонта дамб согнали тысячи крестьян и без того голодных и недовольных.

А народ бунтовал, и чем дальше, тем больше. Во многих провинциях возникли крупные повстанческие армии со своими руководителями, которые утверждали, что у власти в стране стоят «подлость и лесть», что «воры стали чиновниками, а чиновники — ворами». Ну ничего за столетия не меняется в мире!

Как водится, под стихийное недовольство подвели идеологическую базу. Появились «истинные наследники трона», различные тайные общества. Особенно популярна была идея пришествия Майтрейи – «Будды будущего», что будет означать начало счастливых времён. Тайное буддийское «Общество Белого лотоса» призывало к борьбе с монгольскими захватчиками и формировало «красные войска» (цвета Майтрейи).

Правительственные войска не справлялись с подавлением восстаний. Вместе с тем, руководители повстанческих армий, конкурируя за власть, воевали меду собой. Там очень сложная история с этими межповстанческими отношениями. В итоге победил Чжу Юаньчжан, выходец из бедной крестьянской семьи, лидер армии «Красных повязок». Он разгромил правительственные войска и в 1368 году взял Ханбалык. В том же году Чжу Юаньчжан провозгласил себя императором новой династии Мин и правил новым Китаем ещё тридцать лет.

А что же Тогон-Тэмур? Он с супругой и двором бежал в северную столицу династии Шанду. Через год вынужден был бежать ещё дальше на север, в Инчан, расположенный в южной части Монголии, где в 1370 году и умер. Его сын Аюширидара сразу же вступил на престол, провозгласив эру Северной Юань. Это уже другое государство, созданное из осколка великой империи.

И больше мне нечего добавить к судьбе Светлана Голосеева, моего славного пращура, основателя нашего рода.