Из песни слов не выбросишь, или Кони сытые бьют ко

Виталий Уйманов
Продолжение темы «О Культуре – 2. Осторожно - пешеходы!» (https://www.stihi.ru/2017/12/23/3919)
               ____________
               
Известно, что такое направление как импрессионизм главенствовало в живописи менее 20 лет. Потом оно обратилось в историю (славную!), а на смену пришли другие веяния.  В отличие от импрессионизма, русский авангард оказался бессмертен! Напомню, что в заметках «О Культуре - 2. Осторожно, пешеходы!» я рассказывал о том, как некий заросший искусствовед поделился на ТВ-Культура тем, что всмотревшись в дорожный знак "Осторожно, пешеходы!" неожиданно увидел его связь с картиной  1920 г.  художницы-авангардистки Варвары Степановой. На картине, как и на дорожном знаке, изображены фигуры бесполых человечков, у которых вместо голов кружочки, а вместо тел, рук, ног - палочки. При этом ведущий глубокомысленно поддакнул: "Да, сильно! Вот он прорыв из прошлого в современность!».
 
С зарождения и расцвета русского  авангарда  прошло 100 лет, а идеи его, в отличие от импрессионизма, живут! Днями директор ГТГ (её внешность и норов навязчиво ассоциируются у меня с лошадью Пржевальского)  поведала, что внутренний дворик здания Третьяковки на Крымском валу будет отдан под современную скульптуру. Для начала там установили сваренную из металлических балок скульптурную группу, изображающую человечков  (см. ил.). Теперь уже меня, как и того замшелого «искусствоеда», поразило сходство с упомянутой картиной 1920 года её современной интерпретации - опять, спустя столетие, человечки-палочки! Да, вот он, «очередной прорыв из прошлого в современность! Сильно!». При этом автор композиции и вторившая ему «лошадь»  посетовали на отсутствие в Москве абстрактной скульптуры, способной заменить «истуканов с детальным изображением шнурков на ботинках и пуговиц на одежде». Как они правы! Ведь только теперь мы можем проникнуть в суть человека и сполна насладиться её осмыслением, рассматривая голые железные конструкции, не отвлекаясь на бытовые подробности!  Невольно приходит на ум старый анекдот, где солдата спрашивают, о чём он думает, глядя на кирпичи (в нашем случае - на железки).               
А если серьёзно, то, наряду с происходящим сознательным упрощением, обеднением, обездушиванием отображения действительности в искусстве, обращает на себя внимание одновременно вымывание просветлённых, одухотворённых, красивых лиц из «культурной среды». Уж я и не говорю о теперешнем директоре ГТГ. Так, продолжая «лошадиную» тему, директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Лошак (кстати, рекомендованная самой Антоновой и, потому, уже достойная уважения как человек и специалист) на днях поделилась на ТВ своим впечатлением от какого-то скандального спектакля: «Я так ржала!».  Жаргонное слово в сочетании с её «лошадиной» фамилией сформировали законченный образ.               
Конечно,  эта сфера жизни сложна и многообразна. Но всё нагляднее проявляется процесс смещения самих понятий «искусство» и «культура»  в область «бездуховной» коммерции, а «носители» этих понятий всё чаще перерождаются в каких-то безликих, неинтересных людей. Ожидаю упрёков в предвзятости, необъективности моих рассуждений, малозначимости приведённых фактов, на основе которых невозможно делать обобщения. Может быть, но рассказанное - только часть того, что мы постоянно наблюдаем в повседневной жизни. Ведь известно, что дьявол кроется в деталях.
                ____________               

Как говорится, из песни слов не выбросишь: буквально сейчас на ТВ–Культура упомянутая Лошак участвует в «шоу» Швыдкова, где обсуждается, нет, не набивший оскомину вопрос: «Россия – Европа или Азия?», а пути достижения самоокупаемости музеев и театров и, очевидно,  связанную с этим животрепещущую проблему преодоления цензурных ограничений при постановке в театрах «эротических трагедий».      
Поневоле вспомнились слова из давней песни (Марша артиллеристов): «Кони сытые бьют копытами!».
               
17 -18.11.19.