Егорыч

Людмила Хрящикова
В проходную Краснослободского ПЭС вошёл мужчина преклонных лет и, поздоровавшись с людьми, находящимися там, последовал дальше.
- Дед, ты куда? – окликнул его охранник. – Посторонним на территорию предприятия вход воспрещён.
- Это я-то посторонний? Я – посторонний?! – у мужчины от обиды мелко задрожали губы. – Это предприятие – мой дом!
- Генка, пропусти деда. Он свой. Это Егорыч, - сказал один из мужчин охраннику.
И дед, кивнув мужчине в знак благодарности, пошёл к директору предприятия электрических сетей, обещавшему выделить ему машину для перевозки урожая, убранного с приусадебного участка.

Я хочу рассказать о человеке, чьё имя хорошо знакомо людям среднего и старшего возраста. Этот человек уже давным-давно на пенсии, но его дела, его отношение к работе помнят и поныне в сёлах и деревнях нескольких районов, и не только их. Я горжусь тем, что знаю этого человека.

Колька, Коля, Николай, Николай Егорович, Егорыч – так называли в разное время человека, всю свою жизнь проработавшего в РЭС, ПЭС – по-разному называли предприятие, обеспечивающее электроэнергией десятки населённых пунктов. Выучившись «на электрика» в Краснослободском училище, Николай поступил в техникум здесь же, в Краснослободске, но, проучившись там два года, понял, что специальность, которую он здесь получит, связана только с сельским хозяйством. Поэтому он поступает в техникум в Беднодемьяновске, учится там заочно, а сам работает сначала дежурным, а потом электромонтёром в РЭС.
Незаметно летели годы. Вот Николай Егорович уже мастер участка, вот – старший мастер. В своей родной деревне он стал незаменимым человеком. Когда на деревенской подстанции случалась мелкая авария, в любое время суток и в любую погоду шёл ликвидировать её именно он. Помочь с проводкой в каком-либо доме – звали Николая.

Его маленькие дочки всегда не любили непогоду, боялись её, потому что знали, что папа сегодня опять будет допоздна «на аварии», придёт домой уставший, а, сев ужинать, коротко скажет: «Все дойки в колхозах работают. Молоко не пропадёт. Всё сделали, как надо».

Сделать, как надо, как положено – это главная цель всей жизнедеятельности Николая Егоровича. Он всегда гордился тем, что «тяп-ляп» его бригада – его «ребятишки» (так он всю жизнь называл электромонтёров) никогда не работала. Мастера и его «ребятишек» всегда, во все годы отличали высокий профессионализм, крепкая дружба, взаимовыручка, дисциплина и соблюдение техники безопасности. «Дома вы работайте, как вашей душе угодно, а на работе всё делайте на совесть. Ведь вы служите народу! Не позорьте наше предприятие!" – всегда говорил он. Это его жизненный принцип, которому он никогда не изменял.

А бригада стала его второй семьёй. Всегда Николай Егорович находил для ребят слова поддержки, утешения, помощи. Выйдя на пенсию (а как он не хотел уходить «с работы» - словами не передать!), он всегда успевал навестить больного товарища, проводить его в последний путь, каждый год навестить могилу. Всегда.
Порядочность, честность, правдивость и бережное отношение ко всему, что связано с его работой, всегда отличали Егорыча. Однажды он проходил мимо строящегося административного здания на территории ПЭС и увидел, как строитель, его односельчанин, бросает с высоты кирпичи и довольно похохатывает, видя, как они бьются.

- Лёшка! Ты чего же, зараза, делаешь? Вот я тебе! – и Николай решительно двинулся к новостройке.
- Ладно, не буду больше! – ответил Лёшка.
А вечером пришёл к Николаю «на разборку».
- Чего хочешь со мной делай, - ответил Николай решительно.- А добро портить я ни тебе, никому другому не дам!
На протяжении многих лет Николай Егорович возглавлял бригаду, боровшуюся за звание « Лучшая бригада электромонтёров РЭС». Так его имя стало известно в Республике Мордовия и за её пределами. Много лет подряд не было бригады сильнее той, что работала в Краснослободском районе. А сколько раз бригада Егорыча защищала честь Мордовии в Ульяновске, Иваново, Тольятти, Калинине… И всегда входила в десятку сильнейших бригад.  Все награды с тех соревнований бережно хранятся в доме Николая Егоровича.

Но… Соревнования соревнованиями, а дело, а каждодневная, рутинная, но такая нужная работа, «чтоб у всех был свет», всегда была у него на первом месте. Глядя на нынешних электромонтёров, разговаривая с ними, слушая их жалобы на тяготы работы, он говорил:
- Вам работать сейчас намного легче, чем нам было. Какая у вас техника! Какая связь! У нас не было мобильных телефонов. Идёшь, бывало, в дождь или в пургу по полю – обрыв ищешь… Найдёшь – надо назад идти, телефон искать, чтоб сообщить о найденном обрыве и отключить ток. Потом опять идёшь – обрыв ликвидировать… Сколько мои ноги походили! Экватор бы обогнул! Так что вы не плачьте! И деньги вам платят неплохие. Работайте, как надо!

Ежегодно Николай Егорович встречался со своими сослуживцами на демонстрациях, посвящённых Первомаю и Дню Победы. Ведь тут собирались его товарищи, без которых он не мыслил своей жизни.
Однажды из села, в котором живёт старшая дочь Николая Егоровича поступил сигнал дежурному ПЭС:
- У нас в селе на подстанции из трансформатора уходит масло.
- Почему вы так думаете? – спросил дежурный.
- Трава под трансформатором бурая, маслянистая, - был ответ.
- Ерунда какая-то! А кто звонит?
- Дочь Широкова Николая Егоровича.
- Выезжаем! – дежурный бросил трубку.
Сообщение поступило вовремя. Беды не произошло. И всё потому, что Старый мастер многому научил и своих дочек. Вырастил их неравнодушными людьми, такими, каким был сам. Рядом с такими людьми, как Широков Николай Егорович, жить легче.