Футболист Андрей Чередник

Александр Щербаков 5
Алексей Валентинович Чередник родился 15 сентября 1960 года в городе Сталинабад (в 1961 году переименован в Душанбе). Его родители: отец – из-под Волгограда, мать – из-под Пензы переехали в Таджикистан в голодные 30-е годы. Чередник: «Фильм был тяжелый – «Ташкент – город хлебный». Так мои деды и бабки, чтобы не умереть с голода, там и поселились». Семья Чередника жила неподалеку от стадиона «Динамо», там будущий олимпийский чемпион пропадал целыми днями. Алексей воспитанник футбольной школы «Энергетик» (в 1970 году переименована в «Памир»).

Первым тренером молодого спортсмена был Владимир Иванович Максаков, большой энтузиаст футбола. Интересно, что начинал Чередник как вратарь, но потом был переведен на левый край защиты. Чередник: «Наверное, тренеры увидели, что я был маленький и злой - мне был – все равно, кто передо мной на поле – старший, младший. Вот и сделали из меня защитника». С 1974 года Алексей играет за молодежку «Памира», а с 1977 года за дубль. В основе «Памира» Чередник дебютировал в 1979 году, из-за того, что защитник Вячеслав Мосягин получил перед игрой травму.

Чередник: «У меня было немало недостатков – например, техники не было. Но желание, борьба, цепкость, скорость, футбольная злость в совокупности делали из меня футболиста». Интересно, что его родители, до поры, до времени, не особенно интересовались успехами своего сына на футбольном поприще. Отец говорил ему: мол, где ты там целыми днями пропадаешь? Зато когда Алексей стал играть за основной состав «Памира», отец стал его самым преданным болельщиком, не пропуская ни одной игры в Душанбе. С 1983 года Чередник выступает за «Днепр».

- Судьбоносной для меня оказалась поездка в сезоне 1982 года по маршруту Запорожье – Никополь. Но поначалу эмоции были отнюдь не положительные. В Запорожье я получил красную карточку, хотя ничего там не было – можете представить себе, как судьи на выездах «убивали». Однако там меня ожидал еще более крутой поворот. Началось с того, что утром в день игры в моем номере объявился один из тренеров московского «Динамо» Петрашевский, и взял быка за рога: предложил написать заявление в клуб, которому нужен был защитник на место сходившего Маховикова. Написал не раздумывая! А уже когда я сидел на трибуне и смотрел матч местного «Колоса» и «Памира», ко мне подошли «гонцы» из «Днепра», - Алексей Чередник.

Чередник вспоминал, как прошла его встреча с представителями «Днепра» в «Волге». Тренер Колтун сидел впереди, а сам футболист оказался зажат на заднем сиденье между начальником команды Жиздиком и главным тренером фактурным Емецом. Все втроем поочередно они стали «обрабатывать» молодого футболиста, естественно пообещав материальные блага: трехкомнатную квартиру, машину без очереди и неплохую зарплату. Они стали подсовывать ему заявление на переход, но Алексей воскликнул: «Как я это могу сделать? Я утром с «Динамо» договор «подмахнул»!» На это Емец улыбнувшись, сказал, что все уладит без проблем. Чередник написал заявление о переходе уже в «Днепр».

Из «Памира» Чередник ушел не без скандала. Сразу после приглашения в «Днепр» Алексей подошел к главному тренеру своей команды Гулямхайдарову и все рассказал. Тренер попросил футболиста, чтобы тот доиграл до конца сезона, и его без проблем отпустят. Чередник согласился, и поставил в известность Емеца. Тот был не против: «Надо так надо. Мы подождем». Футболист честно выполнил данное обещание, но когда пришел, после окончания сезона первой лиги, писать заявление, начальник команды Маруфи предъявил ему постановление Федерации футбола. Согласно этому постановлению, родившемуся в тот год, свободные переходы игроков можно было делать только в пределах одной республики.

.
- В «Памире» я сказал, что вообще завязываю с футболом, и уехал в Днепропетровск. Однако заявить меня в чемпионат СССР 1983 года «Днепру» не удалось. Все оказалось настолько серьезно, что даже вмешательство председателя КГБ Чебрикова, выходца из Днепропетровска, не помогло. В итоге я остался без золотой медали чемпионат страны-83. Играл за дубль. Под чужими фамилиями. Чаще всего под фамилией Бобриков, - Алексей Чередник.

Вспоминая о собраниях в «Днепре» Алексей говорил, что они были довольно продолжительными – по часу, полтора, и иногда об одном и том же. Начальник команды Жиздик в глазах Чередника был спокойным рассудительным человеком, а вот главный тренер Емец вспыльчивым, но с прекрасным чувством юмора. Алексей вспоминал, что «Днепр» играл в рациональный футбол и часто выигрывал за счет бойцовского характера. В 1986 году после 11-го места в высшей лиге был уволен Емец. На тренерском мостике его заменил Кучеревский.

Чередник за спиной Протасова.
Безусловно, произошли изменения. Как говорил Чередник, стало больше демократии. Кучеревский был сильным психологом. Например, если в предыдущий день некоторые игроки нарушали режим, то он свободно, по просьбе капитана мог отменить утреннюю тренировку. Знал, что благодарные футболисты на вечерней тренировке отработают за троих. Команду в те годы поддерживало производственное объединение «Южный машиностроительный завод», и проблем с разными материальными благами у футболистов не было. Когда в 1986 году этот завод возглавил Леонид Кучма, то он сразу же познакомился со всей командой. Чередник: «К футболу Кучма не был равнодушным: может, на матчи не ходил, но поддержка была отличная, предприятие делало все, чтобы «Днепр» оставался конкурентоспособным».
- Меня впервые вызвал Бышовец в олимпийскую сборную – мы тогда были в Малайзии, а мне звонят, что в газетах вычитали о моем приглашении. Говорю: «Вы что, шутите?» А в национальную сборную я не попадал, скорее всего, потому, что в свое время отказал «Динамо». У Валерия Васильевича ведь как было: если не хочешь у меня играть, значит, нигде не будешь, - Алексей Чередник.

Чередник вспоминал, что сборы у Бышовца перед Олимпиадой 1988 года не были какими-то особенными, разве только мешочки с песком к ногам привязывали на тренировках. Вообще главный тренер олимпийской сборной не был приверженцем тяжелых нагрузок, у него все строилось на работе с мячом. Алексей вспоминал о Бышовце, как о человеке интеллигентном, который никогда не позволял себе кричать на своих подопечных. Но и свои «заскоки» у тренера тоже были: он заставлял игроков учить английский язык и водил в театр, что вызывало внутреннее сопротивление у людей.

Первый матч на Олимпиаде сборная СССР провела 18 сентября против хозяев турнира сборной Республики Кореи. Матч закончился вничью 0:0 – наша команда не смогла реализовать свое преимущество в нескольких моментах. Следующий матч в подгруппе сборная СССР провела против сборной Аргентины 20 сентября. Чередник: «Это была для нас ключевая игра в групповом турнире». Наша команда в обоюдоострой борьбе вырвала победу у аргентинцев – 2:1. Голы у нас забили Добровольский и Михайличенко. В той игре Чередник получил травму – повредил бедро, и в следующем матче участие не принимал. В последнем матче группового турнира сборная Союза обыграла сборную США (4:2).

В ; финала была обыграна сборная Австралии со счетом 3:0. 27 сентября в полуфинале наша команда в тяжелейшем матче, с дополнительным временем, победила сборную Италии – 3:2. Голы у сборной Союза забили Добровольский, Нарбековас и Михайличенко. В финале сборная СССР победила сборную Бразилии со счетом 2:1. Голы забили Добровольский и Савичев. Чередник в том матче участие не принимал из-за дисквалификации.

- Мы выиграли у бразильцев потому что, во-первых нечего было терять. Во-вторых, накануне матча Бышовец перевез команду на корабль. Никаких тренировок, только концерты – Сюткин, Лещенко. Это разгрузило психологически. Победу отмечали сутки. Подкалывали Кеташвили, который упал на траву после первого дополнительного тайма и вопил: «Это победа!» Забыл, что нужно играть еще 15 минут. Дали нам тогда по 12 тысяч рублей и 6 тысяч долларов. Постоянно слышу, что Олимпиада – не уровень. Но вот столько лет хотел СССР после Мельбурна выиграть – получилось только у Бышовца, - Алексей Чередник.

В том же году Чередник в составе «Днепра» выиграл золото чемпионата СССР. Это была вторая и последняя победа днепропетровского клуба в союзных турнирах. Алексей считает, что это была долгожданная и закономерная победа, ведь «Днепр» показывал стабильную игру, несмотря на то, что два сильнейших игрока клуба (Протасов и Литовченко) в 1987 году ушли в киевское «Динамо». В том сезоне на счету Алексея три мяча забитых за родной клуб. Также он, как и в прошлом году стал №2 в списке 33 лучших футболистов сезона. На заставке команда «Днепр» 1988 года.

В национальную сборную страны Чередника стали привлекать только в 1989 году, когда ему было уже под тридцатник. Но сыграл он там только в двух товарищеских матчах – против Болгарии и Нидерландов. Приглашал Лобановский его и на сборы в Италию. На отборочный матч Кубка мира 1990 года против сборной ГДР днепропетровский футболист попал в заявку, но на игру не вышел – «шлифовал скамейку запасных».

- А потом я и Лютый опоздали на сбор, и на мне поставили крест. Мы вдвоем из-за нелетной погоды опоздали в сборную на пару часов. К Лобановскому зашли, объяснили, мол, нелетная погода, задержка в аэропорту, это легко проверить. Но тот ничего и слышать не хочет: раз опоздали, значит, «не живете интересами сборной». И просит Чубарова (администратор) купить нам обратные билеты и отправить домой. Так закончилась моя «карьера» в сборной СССР. Было не особенно обидно. В сборной Лобановского было ощущение, будто попадаешь на чужую территорию, где тебя не слишком-то и ждут. Сборная формировалась на базе «Динамо», а футболистов «Днепра» Лобановский явно недолюбливал. Как, впрочем, было и наоборот, после того, как были призваны в «армию» Протасов и Литовченко, - Алексей Чередник.

В 1990 году Чередник уехал играть в Великобританию играть за «Саутгемптон». Как вспоминал Алексей, его переезд за границу получился случайным. 1 ноября 1989 года «Днепр» в Инсбруке встречался, в рамках Кубка европейских чемпионов, с австрийской командой «Сваровски Тироль». На трибунах сидели скауты из английского клуба, которые «положили глаз» на советского игрока. Когда команда «Днепра» вернулась в Москву, главный тренер Кучеревский сказал Череднику, чтобы тот, не заезжая домой, вылетал на просмотр в Англию. Тем же вечером агент, занимавшийся переходом, встретил его в аэропорту «Хитроу».

На следующий день Чередник вышел в составе дубля «Саутгемптона», и с его передач были забиты оба гола. Англичанам советский футболист понравился, и ему было предложено еще пару дней потренироваться с командой: тренеры хотели посмотреть на его выносливость, скорость и технику.

- Потом наступила непонятная пауза. Интересуюсь у агента: что мы здесь делаем, может, пора мне домой, возвращаться, раз все молчат, как воды в рот набрали? А агент показывает свежие газеты, где пишут, что на просмотр в «Саутгемптон» приехал русский футболист Чередник, которого не прочь видеть в своих рядах еще «Уимблдон», «Куин Парк Рейнджерс»… Агент предложил отправиться в столицу: может, там повезет больше. Следующую ночь провели в лондонском отеле, а утром – стук в дверь. На пороге главный тренер «Саутгемптона» Николс и адвокат клуба, у которого в руках папка с контрактом на четыре года, - Алексей Чередник.
Чередник стал первым советским футболистом в английской премьер-лиге. Сначала все было неплохо – он постоянно выходил в основном составе, учил с женой английский: у него был учитель, который приходил трижды в неделю. Уже через три месяца Алексей понимал язык, а через полгода стал вполне сносно изъясняться. В общем, проблем больших не было. А потом сменился главный тренер клуба, с которым у Алексея отношения не сложились. Тренер Брэдфорд не видел русского футболиста в составе.

Самому же Череднику, новая примитивная тактика тренера не нравилась, о чем он ему и сказал однажды в глаза: «Мистер Брэдфорд, вы ввели в заблуждение боссов «Саутгемптона», назвавшись футбольным тренером. На самом деле – вы тренер по регби». Естественно, после такого заявления, больше чем на игру в дубле Чередник рассчитывать не мог. Расторгнуть контракт Алексей не пытался – ведь зарплату платили исправно. К тому же чтобы порвать отношения с клубом, надо было найти другой. Он вспоминал, что варианты существовали, но все упиралось в рабочую визу, которую тогда получить было ох как не просто. Кстати, традиционное прозвище у игроков клуба было «святые», так как «Саутгемптон» был основан членами Молодежной ассоциации церкви Святой Девы Марии.

- Осенью 1993 года вернулся домой. Сразу, как только закончился английский контракт. Был еще полон сил, находился в отличной форме, и Прокопенко пригласил в «Черноморец». Но, к сожалению, «полетел» мениск, пришлось лечь на операцию. Пока восстанавливался, Прокопенко уехал тренировать «Ротор», а в Одессе главным тренером стал Буряк, который начал омолаживать команду, - Алексей Чередник.

В 1996 году Чередник «повесил бутсы на гвоздь». На тот момент ему было 36 лет. Последней его командой «Кривбасс», которую он непродолжительное время тренировал. Тренировал запорожское «Торпедо». С 2000 по 2001 года – тренер-селекционер «Днепра». С 2001 года работает селекционером «Шахтера».
В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Футбол-Хоккей», «Советский спорт», sports.ru, Russia-matches.ucos.ru.