По чему тоскуют на чужбине бывшие евреи Винницы

Нил Крас
Чего у нас им не хватало?
И что' в дорогу их позва'ло?
О чём они сегодня ту'жат?

И — с Винницей чего-то дружат … 

Не потому ль, что на чужбине
сложились плохо их судьбины,
и не предвидится просвет? 

Нет! Нет … и — НЕТ!               
               


9 июля 2022-го года на сайте «Винница. Старый фотоальбом.» Сергей Жуковский опубликовал фотографию, сделанную его отцом — Юрием Оскаровичем Шехтманом: «Передача олимпийского огня в Виннице. 1980 год.» Фотография вызвала много откликов (более 25-ти), одним из которых был отклик-вопрос:
«Чому більш за всіх по совку тужать євреї/іммігранти ? Мабуть тому що совок їм точно більше не світить ))»

Как, безусловно, полагала вопрошавшая, её вопрос — глубокий (по-английски,  penetrating  question – пенетрирующий, проникающий вглубь, сквозной) — и посему поразит не в бровь, а в глаз всех евреев-эмигрантов, выступающих на страницах винницких сайтов.  И решив, что ослеплённым (в прямом и переносном смысле) сим «вопросом на засыпку» читателям сайта (евреям, разумеется, в первую очередь) не до ответов на её вопрос, тут же выдала предположительный по виду («мабуть») её же, евреев уничижающий, ответ. Да ещё настолько остроумный, что сама после этого двічі розявила рот у кривій усмішці: emotions - )).

Однако публикатор фотографии не спасовал и не промолчал, а деликатно и по делу ответил - только прикидывающейся любопытной - всезнайке: «Татьяна Булгакова, чому ви рахуєте що хтось по чомусь тужить? Всі живуть своїм життям. А під цими фото більше всього вподобайок поставили українці, які пам’ятають це свято в нашому рідному місті. Але коли ви нетутешня, то вам важко зрозуміти і ви шукайте якусь окрему націю.»
Т. Б. , в свою очередь, ответила, что она — местная. А я дополнительно вычитал, что Т. Б. - выпускница винницкой школы №32 и Винницкого политехнического института - по специальности «Промышленное и гражданское строительство (ПГС)» … 
… которая, начнём с этого, не понимает, на мой взгляд, отличия слов «иммигрант» и «эмигрант». Ибо для неё, которая «тутешня», то есть, винничанка (!) - евреи, эмигрировавшие из Винницы, никак не могут быть иммигрантами, каковыми они являются для израильтян, североамериканцев, немцев, пр. «Можливо, за нею тужить Тлумачний словник української мови ...», - позволим и мы себе кое-что предположить.

Это было вступление. А теперь посмотрим, по совету Козьмы Пруткова, в корень.

*****

Почему инженер-строитель задала означенный выше вопрос после публикации именно этой фотографии — мне не ясно. На переднем плане фотографии изображены были молодые люди не еврейской внешности: один — без сомнений, второй — скорее всего (лица не видно). Фамилия одного указана его одноклассницей (из Израиля): Загоруйко. А в толпе (задний фон), где в 1980-м году, конечно, было немало евреев, некачественный отпечаток не позволяет рассмотреть ни единого лица.
И в откликах на фотографию евреев было, как выражались в «Моей Виннице», кот наплакал, на что указал Т. Булгаковой и публикатор С. Жуковский. Единственная «улика» - еврейская фамилия фотографа, но ведь он-то сам никогда из Винницы не уезжал, и сын его, и внуки — все, все остались винничанами!
         
Но всё же Т. Б., если её вопрос выразить не языком черносотенцев и неофашистов,  п р а в а'. Потому что таки действительно: на винницких сайтах среди иностранцев - авторов сообщений и комментирующих таковые имеет место бросающееся в глаза преобладание лиц еврейской национальности (согласно их бывшему советскому паспорту). Среди покинувших город винничан число украинцев, полагаю, не меньшее, чем евреев. Но из винничан-украинцев, ставших иностранцами, так называемыми участниками винницких сайтов являются единицы, а уж активных участников — одна-единственная единица (правда, первой величины!). Это - вы все со мной согласитесь - Ludmila Bilous из Nederland.
         
Но играть только на чужих полях эмигрировавшим винницким евреям показалось недостаточным —  и они создали в странах, избранных ими для «послевинницкой жизни», свои сайты. Здесь, по понятным причинам (значительное количество бывших винничан в небольшой по территории стране), впереди планеты всей —  израильские иммигранты из Винничины. У них —  две своих крупных площадки для информации и обмена мнениями о местах своего рождения, детства, учёбы и трудовой деятельности. Эти два сайта носят вполне определяющие их содержание названия: «Винница — наше детство» (более 6 000 участников!) и «Винничину не забываем» (с нарастающим числом участников, перевалившим уже за полторы тысячи!). Интересно, что на этих сайтах, особенно на «незабываемом» в большом (а, возможно, и в большем) количестве участвуют нынешние жители Украины — украинцы, причём на родном им языке — и это воспринимается всеми участниками вполне естественно, как и должно сие быть (о языковых сварках на винницких сайтах не мне вам рассказывать).
         
Права'-то Т. Б. - права', только вот сформулировала свой вопрос зло и явно по-антисемитски. Спросила бы то же самое, но по-иному, например, так: «Отчего, мол, среди участников винницких сайтов столь много уехавших из города евреев, почему они на этих сайтах столь активны?»
И если бы не добавила бы к сему свой паскудный ответ, то получилась бы сия моя статья без вот этого громоздкого предисловия.
         
Замечу, что не раз толчок к появлению моих статей исходил из вопросов винничан. Самый показательный образец — статья «Дедушка, а маланцы - это кто такие? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) », написанная в ответ на вопрос (не ко мне, а ко всем участникам сайта «Історія Вінниці») винничанина Віктора Маслія: «А чому вони в оголошенні пишуть жиди, а не євреї? Тоді що євреїв ще не було?».
И вот уже пять с половиной лет эта публикация — самая востребованная на моей странице в Прозе.ру. И рекомендуется к прочтению во многих странах мира, где есть сайты на русском языке. Переводов статьи на украинский и другие языки я пока нигде не видел, но это — дело времени. Потому что именно ТАК (под таким углом) сей «филологический» (ставший политическим) феномен никто до того не рассматривал.

А вопрос «Чому більш за всіх по совку тужать євреї/іммігранти?», хотя и содержит в себе конструктивное (плодотворное) ядро (семя), окутан толстой бородавчатой антисемитской кожурой, под которой ещё — зловонный слой из шелухи лжи. Оттого и семечко (в Виннице говорили «семячко») никто и не заметил. Пишу с уверенностью о том, что не заметили: один, даже дельный, ответ публикатора фотографии на столь отвратительную провокацию — не в счёт. Сотни, если не более, прочитавших сей пасквиль в полторы дюжины слов, не ответили Т. В. ни единым словом. Если промолчали даже только от простого равнодушия (а не от согласия с нею), то всё равно мне приходится снова повторить еврея Александра Аркадьевича Галича (родившегося в 1918-м в Екатеринославе - нынешнем Днепре и умершего в 1997-м в вечном Париже): «…Люди мне простят от равнодушия, я им — равнодушным — не прощу!»
         
Почему?
Потому что не «по совку» тужат евреи-иммигранты (теперь — израильские евреи, американцы, немцы типа меня, пр.) и не «тужат», что можно понимать как горюют, скорбят, сожалеют. И если всё-таки печалятся, то уж никак не «по совку».
         
«Совок» — порицательное [неодобрительное, осуждающее] название Советского Союза, советского человека и советской действительности в целом: Совок (сленг) — Википедия (wikipedia.org) . 
Т. Б., следовательно, считает «евреев-иммигрантов» кручинящимися о почившем в бозе СССР, о бывших советских людях (советском народе — новой исторической, социальной и интернациональной общности людей, возникшей в СССР на основе победы социализма, в морально-политическом и духовном облике которых закрепились такие общие черты, как социалистический патриотизм и интернационализм, высокая общественно-политическая и трудовая активность, непримиримость к эксплуататорам и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран — как вам нравится это определение, взятое из советской агитки?). Или, на худой конец, горюнящимися по советской действительности в целом: дефиците всего и везде, очередях за всем, инструктаже в райкомах партии при поездке на отдых в Болгарию (с сопровождающим группу кагэбэшником) ?.. Продолжать? Или вам уже ясно, какую бредятину выхаркнула из себя Т. Б.? Причём, я подчёркиваю: антисемитскую, а не какую-либо иную, чушь!

***

Я словами «антисемит(ка)», «по-антисемитски» не разбрасываюсь. Приведу один свежий пример. Надеюсь им немного пояснить свой взгляд на антисемитизм.
В ноябре 2021-го года на сайте «Старые фото Винницы» винничанин Сергей Савельев — довольно активный участник дискуссий на городских сайтах, опубликовал, по его собственному признанию, после долгих колебаний воспоминание, связанное (по месту событий) с бывшим кинотеатром «Жовтень».

Сергея Савельева я критиковал, он — меня. Но в моём представлении он всё же никак не смещается, так сказать, в сторону условного «правого сектора». И не только потому, что выступает противником идеи назвать одну из улиц города именем С. Бандеры. Однако некоторые сдвиги вправо в его выступлениях на сайтах заметны.
На мой взгляд, это совершенно допустимо: в одной из самых демократических стран Европы, в ФРГ, в каждой из крупных политических партий есть так называемые крылья — правое и левое. То есть, отклонения в либеральную и радикальную стороны при сохранение единства генеральных целей партий. Одним словом,  не следует относить С. Савельева к тем,  л ю б о е  высказывание которых надо встречать в штыки (крайне враждебно, неприязненно). Основное правило во всех подобных случаях гласит: намного важнее, по большей части, не то, КТО то или иное написал, а ЧТО' именно написано.
Я сам - по ряду вопросов - отъявленный радикал. Лгун или лгунья, к примеру, какими бы чарующими прочими качествами они не обладали, для меня — пропащие люди, не пригодные ни для чего.
Не подумайте, что я в этом оригинал. Во всех демократических государствах политик, уличённый во лжи, может тут же ставить крест на своей политической карьере и искать себе место где-то в частном бизнесе. В ФРГ немало глав федеральных и земельных министров вынуждены были уйти - из-за вроде бы пустячной неправды, высказанной ими - в отставку. То же — при обнаружении плагиата (в защищённых ими диссертациях): федеральные (!) министр обороны (!), министр высшего образования (!)…

Но возвратимся к Сергею Савельеву и его первой пробе пера в мемуаристике.
Так вот С. Савельев рассказывает о неком дяде Мише — еврее, который в будочке, приставленной к зданию кинотеатра, заправлял сифоны газированной водой. Он-то и сдал контролёрам театра Сергея с дружками, научившихся проникать в зал кинотеатра с чёрного хода. И заодно «накрутил уши» Валику — дружку Сергея. Безбилетники решили дяде Мише отомстить. Раздобыли винтовку, патроны (это в 1965-м году!). И стреляли по дяде Мише и его будочке. К счастью для всех, промахнулись. Были за это наказаны. [В рассказе, вызвавшем поток одобрительных откликов, есть ещё много художеств, характеризующих рынок и другие замостянские места, пр. Но это —  вне фабулы моего комментария.]

Суть последнего — в реакции некоторых евреев на эту первую попытку С. Савельева изложить свои воспоминания в литературной форме. Не решаясь сами дать ему отповедь, они с укором спрашивали меня, почему я молчу, когда, мол, такое явное проявление антисемитизма появляется на винницком сайте. Полагали, видимо, что мне-то, уже набравшему за десятилетие с лишним приличное количество недоброжелателей на всех уровнях (от малограмотных «простых» винничан до учёных историков и местного руководства), в любом случае жилетку (бывшую белоснежной) всё-равно не отстирать. А вот они, расшаркивающиеся на все стороны, останутся  чистенькими, с нисколько не подмоченной репутацией.

Мой ответ был однозначен: я не вижу тут никакого антисемитизма. Причём — по многим причинам. Главная из них: описаны, похоже — правдиво, события, имевшие место (без какого-либо восторга, касающегося оценки опасных проделок пацанов). Кроме того, хотя  «Конченным жлобом дядя Мішя конечно не был, иногда, под настроение, мог угостить пацанов стаканчиком газировки без сиропа. В долг, дескать, потом отдадите.», газировщик являлся, по описаниям, приличным мошенником. И уважения ребят не вызывал.  Как бы выразился очередной классик мировой литературы, которого великие знатоки таковой уже наметили «сбросить с пьедестала» (только вот замены никак не найдут), тот «дядя Мішя»  не был «самых честных правил». А подчёркнутый С. Савельевым еврейский акцент (особое произношение некоторых звуков русского языка) дяди  — опять же  - «социалистический реализм» - единственно допустимый в СССР  художественный метод литературы, на котором был ещё со школы воспитан новорождённый писатель С. Савельев в его молодые годы.

С другой стороны, кто читал мою статью «И кочегары мы, и плотники, таки да - V (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) », тот помнит, что я «поднял руку» на саму Дину Рубину за её утрированное (местами не отличимое от антисемитского) описание послевоенной жизни винницких евреев. А ещё прежде — на известного комедианта-еврея за его пошлое изображение израильских врачей: Размышления с гариками об антисемиситуации в Укр (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

[Если кто-то верует беспечно в то, что среди евреев нет продажных особей, мерзких типов, подлецов и, представьте себе, антисемитов, пусть он включит компьютер, войдёт в интернет и послушает некоторых пресловутых политологов, печально известных завсегдатаев «круглых столов», подивится так называемым аналитикам и экспертам, одиозным интервьюерам - флюгерам, подстраивающимся под «заданное» мнение или «нужного» человека. И так далее. А ведь многие из них — Моисеева рода и когда-то в их советских паспортах стояло клеймо «еврей».]

*****

Почему же вброс Т. Б. я расцениваю как антисемитский?
По двум основным причинам.

Во-первых, потому что он касается не отдельного человека, а нации в целом. Да и евреями я подавляющее число послевоенных винничан - «инвалидов 5-й группы» (5-я графа в «Личном листке по учёту кадров» - национальность) могу считать лишь с определёнными оговорками. Винницкие (как и других регионов СССР) евреи были насильно лишены двух не отделимых от понятия еврейства компонентов: религии и языков (древнееврейского —  иврита, на котором положено разговаривать с Б-гом, и восточноевропейского-еврейского — идиша - языка бытового, официального, литературного). Тут коммунистически-кагэбистская власть не останавливалась ни перед чем. Ни перед фактическим запрещением синагог (еврейских общих), ни перед закрытием всех (до единого!) просветительских заведений с обучением на еврейском языке, ни перед ликвидацией всех еврейских театров, издательств. В 1961-м году начали, правда, в Москве издавать литературный и общественно-политический журнал «Сове'тиш ге'ймланд» (на идиш - «Советская родина»), но тираж его быстро падал (идиш уже почти никто не знал) и в 1991-м году это просоветское издание, естественно, закрылось. Ну и никак не должны быть забытыми злодейские убийства лидеров еврейской культуры и состряпанные опять же по заказу любителя «бифштексов с кровью» судебные процессы («Разгром Еврейского антифашистского комитета» и «Борьба с космополитизмом», а также «Дело врачей») в 40-50е годы прошлого столетия.

Во-вторых, потому что грязный вброс Т. Б. — насквозь лживый.
Государственный антисемитизм был негласно отменён (существовал тоже негласно, но ещё как ощутимо!) в 1985-м году — и Т. Б. ни «совка», ни положения евреев в СССР, примерно с 1942-го (в течение более четырёх десятилетий), не знает. Она это время, по молодости своей, могла чуточку захватить только в детстве. Как и сам «совок», который, по её (квази)глубокомысленным суждениям, бывшим винницким евреям «точно больше не светит». И об этом, допускает она, евреи-экс-винничане горько тужат (скорбят до слёз).

Конечно, Т. Б. не знает (её никогда это не занимало), что евреев - как нацию - власти в означенные выше годы притесняли. Хотя слово «притесняли» никак не выражает всей гаммы (совокупности) запретов, ограничений и унижений, которыми лицемерная советская  «рабоче-крестьянская» (коммунистическо-кагэбистская) власть подвергала еврейское население страны. Страны', не в шутку утверждавшей, что в ней «вольно дышит человек». Правда, я тут, укоротив цитату, как говорили в Виннице, «смахлячил» («схитрил», или, что вернее, «сплутовал»: полное предложение в песне звучит «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!»).  Это правда: ни лирический герой песни, ни кто-либо другой — действительно  н е  з н а л и.

А о том, чтобы мы этого не знали, побеспокоились те же силовые структуры государства с пониженным содержанием кислорода свободы во вдыхаемом всеми воздухе. Счастливчиков, получивших возможность посетить другие страны, группами водили по ним люди, сотрудничавшие с так называемыми «органами безопасности», по имперским российским понятиям — тайные сотрудник Департамента полиции МВД. Отлучишься даже на миг от группы — получишь минимальное наказание: пожизненный статус невыездного за рубежи СССР. Бывало наказание и побольнее …

[Если бы я был уверен, что Т. Б. хотя бы частично знает и понимает былое отношение к евреям в СССР, то мне, по отношению к ней, «предпоследних» слов бы не хватило! Но я исхожу из представления о её неосведомлённости. И о глупости, позволившей ей, тем не менее, по этому поводу высказаться. То есть, выношу свой вердикт, учитывая предполагаемые смягчающие обстоятельства. И не ругаю её последними словами.]

Несколько детализирую обозначенное выше. Евреи не имели национального административного образования (даже минимального, типа национальных округов, созданных для других, совсем малочисленных — в сотни раз, в сравнении с евреями, народов), а так званая - добровольно-принудительно сварганенная по указке «гения всего человечества» - Еврейская автономная область на Дальнем востоке, где евреи до того  н и к о г д а  не поселялись, являлась издёвкой «вождя всех народов». В местах, где проживало большинство из трёх миллионов евреев (Украина, Белоруссия, Россия), не существовало ни единой школы с еврейским языком обучения, ни других учебных заведений (в Виннице до войны 1941-1945 годов были такие и школы, и средние специальные учебные заведения, а сразу после Октябрьского переворота 1917-го года —  и Педагогический институт).

При приёме в высшие учебные заведения количество зачисленных евреев ограничивалось столь низким процентом, что он уступал таковому царского времени! В некоторые вузы евреев просто так, безо всяких объяснений, не принимали. Об этом евреям-выпускникам средних школ было известно — и они из Винницы направлялись в Сибирь, где «еврейский вопрос» не был настолько «заострён», как после его «заточки» в Украине. Кстати, УССР в этом отношении была «впереди республик всех».
 
Попасть еврею, положим, в Московский физико-технический институт можно было только при предъявлении рекомендаций ведущих академиков. Но не всякий (даже гений) силён в добывании подобных свидетельств о его необычайном таланте.
Существовали вузы, военные академии, пр., куда евреев вообще близко не подпускали. Нельзя было себе, например, представить, что какой-то еврей, будь он семи пядей во лбу, подаёт документы в Институт международных отношений. Мечтавших об этом окружение сразу же «аттестовало» как мишигас (безумец).

Нигде я не встречал (и даже не слышал о таковых) евреев-секретарей райкомов КПСС, не говоря уже о более высоких партийных должностях. В первое послевоенное время они (понятно, что не  п е р в ы е  секретари) на районном уровне ещё встречались, но - после организованной советским последователем «фюрера» травли евреев - след их простыл. В огромной стране со времени перелома в битве на Волге до начала перестройки в 1985-м году был один-единственный (показательный!) в 1970 - 1987 годах — первый секретарь обкома КПСС Еврейской автономной области Лев Борисович Шапиро (1927-2021) — уроженец местечка Середина-Буда в Сумской области (искать упоминание о нём среди известных людей этого ныне городка в украинской и российской ВикипедияХ — пропащее дело!). До сих пор! — се ля ви…

Не было ни одного (в Украине — ручаюсь головой!) еврея - ректора вуза. Не было ни одного еврея - народного судьи (при государстве телефонного права и антисемитской установке партии — совершенно «соответствующая природе вещей» ситуация). Если кто демагогически пропищит, что судей-то выбирали, мол, это  (выбор судей, именовавшихся народными) - воля народа, то я гаркну в ответ: можно ли было считать выборами то, что происходило без выбора. То есть, кандидаты в судьи  н а з н а ч а л и с ь  партийными органами, проверялись «на вшивость» в НКВД, МВД, КГБ —  и были всегда (!)  е д и н с т в е н н ы м и  кандидатами в любом избирательном округе города или района страны.
 
Что касается прокуратуры, то там евреи встречались. Как правило — помощники прокуроров, редко — их заместители. Если сами прокуроры (районные, городские, областные и — выше) «согласовывали» (чего-с изволите?) свои действия с партией и её «охранкой», то можете себе представить «важность» роли помощников прокуроров. Подготовка материалов для шефа, всяческие бумажные дела — вот их основные служебные обязанности; они ничего не решали.
И в «Моей Виннице», и в книге о Казани, статьях я уже писал о СССР того периода (сталинско-хрущёвско-брежневского) и приводил достаточно примеров.

***

Но у вас есть также немало примеров … для возражения мне. Тут, там, ещё где-то, и — ещё … евреи что-то возглавляли. В Виннице, разумеется, тоже такое наблюдалось. Об этом я подробно рассказал в книге воспоминаний. И объяснил этот феномен в ряде статей: например, в этой: Разобраться в чём-то винницком (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Но кто читает столь объёмные статьи, знакомство с которыми требует работы собственной мысли?

Объясню в который раз, но — буквально в нескольких словах.
Еврейская жизнь в Российской империи определяла обязательное получение начального образования детьми (особенно мальчиками) из любых, по доходам, семей. Отсюда — долг каждого состоятельного еврея способствовать (в первую очередь, материально) созданию начальных школ (хедеров) для детей из бедных семей (пример: школа в знаменитой усадьбе Боруха Мошковича Львовича, содержавшаяся на средства этого мецената). Результат — среди мальчиков-евреев неграмотных не было ни единого (исключая умственно отсталых), среди украинского сельского населения — я приводил эту страшную цифру (Винница 1911-го года (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) — 65%.

Грамоте учили не только ради умения читать и писать. Одновременно обучали религии и логике жизненных поступков, умению размышлять и принимать верные решения в любой ситуации. Отсюда — особое мировоззрение религиозных евреев.
Так создавалась основа для реализации мечты сотен тысяч евреев, стремящихся к получению высшего образования, для выявления особо одарённых детей, которым — иногда усилием общины, собиравшей необходимые средства —  представлялась возможность получить высшее образование. И здесь речь — не о богатых семействах, чьи дети могли обучаться даже за рубежом. Речь идёт о детях простых евреев-ремесленников. Пример: винницкий профессор Б. С. Шкляр — сын столяра из Белоруссии, которому в царское время помогли получить гимназическое образование (в Баку!). Отрывок из его воспоминаний  тут: Шкляр Борис Соломонович "Лоскутки моей жизни" — OurBaku.
 
В смысле возможностей для получения всех видов образования, первые два десятилетия после свержения царизма были для евреев бывшей Российской империи периодом, какового они не знали со времён массового «переселения» туда из разорванного на части Королевства Польского (уже в составе Речи Посполитой), вернее, после вынужденного принятия нового подданства. То есть, - одного столетия с четвертью.

Тогда-то и появилась еврейская интеллигенция, «захватившая» в той же Виннице школы, больницы, институты, техникумы, руководящие места почти во всех отраслях хозяйства. Приведенные тут и ранее (в книгах и статьях) факты о послевоенном времени и евреях-руководителях того времени — из моей памяти. Эти данные нигде не публикуют, но они имелись, потому что повсюду регулярно (после начала гонения на евреев в 40-е годы) затребовались цифры, списки и тому подобное о ещё оставшихся евреях на руководящих должностях. На совещаниях так называемых активов области, города, хозяйственных отраслей посланцы из вышестоящих органов не стеснялись (в присутствии последних евреев-руководителей) потрясать в воздухе такими списками и с возмущением вопрошать: «Доколе?». Но заменить евреев было некем, часто — только другими евреями. Однако подобное «святотатство» не допускалось даже в самых острых ситуациях. Посадить еврея на освобождённое от другого еврея же место — это было бы пренебрежением, попранием политики партии, что приравнивалось к государственной измене!

Я уже приводил случайно опубликованную сводку о национальном составе студентов Винницкого медицинского института. Повторю её: в декабре 1934 г. в Винницком медицинском институте обучалось 546 студентов. Из них — 250 евреев, 242 украинца, 20 русских, 14 поляков...» (http://www.reabit.org.ua/files/store/Vinn.1.pdf, стр. 654). Через 20 лет и далее относительное число студентов-евреев снизится с 45,8% до максимально допустимых 2-3%. «Евреев после Холокоста стало меньше», - объясните вы. «Но не в 15-20 раз», - отвечу я вам.

А пока выпускные альбомы обоих винницких вузов, всех средних учебных заведений были полны портретами еврейских лиц и подписанных под ними еврейскими фамилиями. Немного позднее в таком же количестве появились евреи-преподаватели этих же вузов и техникумов. Сейчас публикуется много старых школьных фотографий. Видели вы хоть одну такую, где бы не было учителей-евреев? В единичных сельских школах — допускаю, но нигде больше.

Конечно, в семье — еврейской или иной, где отец или мать уже получили высшее образование, желание отправить детей в вуз, в целом, выражено отчётливее, чем в семье, где родители —  малообразованные. Но в те первые два десятилетия советской власти, когда комиссары ещё не расставили народы по их - комиссарским - р-революционным представлениям, было иначе.

[1. Старший (русский) брат, 2. - старший младший брат из коренной национальности (республики союзной, минимум — автономной), 3. самый младший брат - из коренных национальностей прочих нацобразований (национальный округ, автономные области, среди которых была Еврейская АО с евреями, но  т о л ь к о  тамошними и там!).
Все они - из третьеразрядных - имели пёстрый национальный состав, почему и угодили на последнее место. Результат: евреи, которых в Еврейскую АО наскребли и свезли со всего СССР аж 17,7 тысяч человек - 16,3% от общего населения области - 108, 4 тысяч человек, составляют сейчас там  м е н е е  д в у х  п р о ц е н т о в  от всего населения! Слава Б-гу, в Законе уже более 20 лет отсутствует прежнее советское понятие — титульная нация.]
 
Евреи шли всегда в описываемый нами совковый период СССР по третьему разряду и попадали в руководители только тогда, когда их заменить было некем. Как только появлялся кандидат, который пусть и формально (по анкетным данным, образованию и прежним должностям) мог считаться более-менее подходящим, чтобы возглавить учреждение, руководителю-еврею давали понять, что пора…

В Виннице — самый яркий пример: директор медицинского училища Абрам Григорьевич Лойферман. Из семьи малоимущего портного (я бывал несколько раз в квартире этого бедняка, перешивавшего старые одёжки). Молодого Абрашу я опознал на фотографии 1-го выпуска Винницкого медицинского училища. Фото было опубликовано в фундаментальном издании Областного краеведческого музея, заносчивые сотрудники которого не могли, само собой понятно, унизиться и попросить меня просмотреть фотографии, в которых они не смогли отгадать «кто есть кто» (а музей был со мной в переписке!). Получив, при помощи милейшего человека, этот купленный им на аукционе том, я опознал (и не только на сей фотографии) целый ряд лиц, за что не удостоился даже простой благодарности. [Тоже понятно: директор музея патронирует позорное, на мой взгляд, заведение — Мемориал фюрера в Стрижавке, о чём я не перестаю звонить во все колокола. К тому же, экскурсоводы - музейные и прочие - вешают на уши посетителям вопиющую лапшу, замешанную на лжи, которую я документально опроверг. И т. д., и т. п.]

Возвратимся к А. Г Лойферману —  то фото см.: Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - III (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Сын бедного портного, как и его родная сестра, стали врачами, а А. Г. возглавлял училище до и после войны — суммарно 34-е года. Убрали заслуженного врача УССР с должности коварно. Я уже был к тому времени в Казани, деталей не знаю, да и человека, который помог вывести меня с няней в последние дни перед захватом города нацистами, не мог бы я, в любом случае, представить преступником, достойным многолетнего тюремного заключения. Повторю лишь в который раз: партия и подмятая ею юстиция (правосудие  н и к о г д а  не было в СССР свободным!) не брезгали ничем. Метко расставил акценты Роберт Иванович Рождественский (1932-1994): «… Полстраны – угодники. Полстраны – доносчики.» и так далее (см. «Позапрошлая песня»).

В совке, который, к счастью (именно так!) евреям «точно більше не світить», «светило» описанное выше любому, еврею — быстрее всего. Среди подозреваемых он был всегда в первых рядах, а там уж - при надобности выбить нужные показания - в мастерах, которые умеют раздуть муху до размеров слона, недостатка не было. «Кадры решают всё», - когда-то провозгласил верный последователь Ленина (особо ревностный продолжатель того «всё», что связано с резолюциями «Повесить!», «Расстрелять!»). И партия кадры стукачей, лжесвидетелей, пыточников готовила конвейерным методом. В итоге, как заключал поэт: «Полстраны уже сидит. Полстраны готовится.»

***

Евреям «светило» в совке, который - подчёркиваю жирной чертой - сотворили не они: «их там было», но в творческие лаборатории «совкизма» «эпохи расцвета застоя» (выражение Г. В. Хазанова), их уже давно не допускали, отобрав пропуска и соответствующие льготы. Правда, надо признать, что у фундамента «совкизма» и совка стояли и евреи, одним из них (возможно, самым «просовковым») был уроженец села Кринички на Украине историк-академик АН СССР Исаак Израилевич Минц (1896-1991) — выпускник Института красной профессуры (1926). Но во время окончательного развития (оформления) «совкизма» и совка он уже был вытеснен из первых рядов формовщиков новой исторической общности людей — советского человека. Это произошло, можно сказать, в период брежневской стагнации страны и общественных отношений. И. И. Минца лишили в то время многих привилегий, но - по старой памяти - дружки помогли ему заполучить (отхватить) Ленинскую премию (1974) и звезду Героя социалистического труда (1976). В эпоху земляка Минца - орденомана Брежнева (114 наград, среди которых пять звёзд Героя) и не такое бывало…
 
Но мы не можем позволить себе надолго отвлечься от изречений Т. Б., которые ныне так же актуальны, как когда-то — выдаваемые на-гора разоблачения мирового империализма академиком И. И. Минцем.

***

Возвращаюсь к словам Т. Б. — дипломированного строителя ложных концепций, по которым следует понимать, что, как в той песне, евреям «молодым везде у нас дорога», а евреям-старикам «везде у нас почёт».  Мол, так было в совке. По-иному сказать: евреям светило везде и всегда, особенно в зловещие для них годы конца сороковых - начала пятидесятых. Они поднимались по служебной лестнице выше облаков, туда, где всегда пригревает солнышко. Правда, для этого им следовало поступиться какой-нибудь мелочью, чем-то пустяковым пожертвовать, чего, однако, не требовалось от лиц других национальностей.

Одной из жертв - не поверите! -  была фамилия при рождении (как правило, отцовская). Хрестоматийный пример: подающего надежды мальчика из Баку (Гарика Вайнштейна) КПСС, «скромно» представлявшаяся народу как «ум, честь и совесть нашей эпохи», заблаговременно превратила в Гарри Каспарова — и он вошёл в историю как величайший шахматист, слава богу и КПСС, не под еврейской фамилией. Об этом знают многие.

Но то, что Надежда Сергеева Надеждина - создательница и бессменная руководительница в течение более трёх десятилетий Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», продемонстрировавшая всей планете высо'ты русского народного танца, родилась с фамилией Бурштейн, что её дед был министром по еврейским делам Литовской республики (погиб в оккупированном вермахтом Вильнюсе) — кто знает?
А многие ли ведали, что упомянутый выше Александр Аркадьевич Галич — поэт, драматург, киносценарист и бард — родился как Гинзбург, что его отца звали Арон, а мать - Фейга? [Почитайте о нём тут: Галич, Александр Аркадьевич — Википедия (wikipedia.org)  и тут: Галич Олександр Аркадійович — Вікіпедія (wikipedia.org) ].

Несть числа примерам подобного рода на всех уровнях «совковой» диктатуры. Лично мне известны подобные случаи во всех городах, где мне приходилось жить. Я писал об идентичном казусе в моей семье (не по моей, правда, инициативе: в отношение себя я был непреклонен и при женитьбе на уроженке села Макаровка Иванинского района Курской области даже не подумал взять её фамилию, и при «добрых советах» — стать коммунистом). В Тернополе у меня на приёме был с женой-еврейкой сотрудник КГБ-украинец, которого постоянно грозили уволить, если он не разведётся. Чем не климат III-го рейха господствовал среди чекистов - «стражей революции»?

«И всё же, всё же, всё же ...», - как писал Александр Трифонович Твардовский в своём блестящем стихотворении из шести строк: Александр Твардовский - Я знаю, никакой моей вины: читать стих, текст стихотворения полностью - Классика на РуСтих (rustih.ru) 
Ознакомьтесь со следующими неофициальными, не до грамма выверенными, но вполне достоверными фактами. В восьмидесятые годы, перед развалом СССР в Российской федерации имели высшее образование приблизительно две трети евреев-кормильцев семьи, а в Москве — приблизительно три четверти (725 на тысячу). Тогда же среди работающих евреев было почти в 4 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского населения в целом. [Я не привожу ссылку, так как автор статьи, из которой я заимствовал эти сведения, предпочёл остаться неизвестным.]

И всё-таки большинство евреев СССР «слиняло» из страны. Почему же? В частности, например, потому, что из десяти моих одноклассников, с которыми я имел и имею контакт до настоящего времени (см. ниже), только двое (еврей и русский) поступили сначала в винницкие техникумы, а потом - в открывшийся в 60-е годы политехнический институт. Остальные и я (все - евреи) не рисковали напрасно и поступали сразу же (все поступили) в институты России, Молдавии и Белоруссии. Конечно, некоторые из них хотели получить высшее образование по специальностям, которым в Виннице не обучали. И всё же: ещё один маленький штришок к картине совкового времени. Или неожиданный шок для тех, кто это до сих пор не осознавал?
До 2-й мировой войны в СССР было три миллиона евреев, после войны их количество уменьшилось на треть. Из этих двух миллионов только в Израиль уехала приблизительно половина. А в США, Германию и прочие страны … От «хорошей жизни» или в стремлении к нормальной жизни? - вот в чём вопрос. Правильный ответ на который не имеет ничего общего с измышлениями Т. Б.

Что изменилось в странах - наследниках СССР после невиданной прежде волны еврейской эмиграции из страны. Об этом (твёрдо или предположительно) — несколько ниже. Что наступило в странах, куда массово эмигрировали евреи? Твёрдо: появление еврейско-советского происхождения личностей мирового значения. Не хочу перечислять учёных, на наших глазах ставших за рубежом великими, изобретателей, новаторов, бизнесменов, контакта с которыми желают руководители многих стран. Расскажу вам лишь об одном человеке: еврее по обоим родителям, бывшем омиче, сейчас проживающем в Австрии.

Я — никакой не специалист по классической музыке, даже не большой знаток её. Но с возрастом тяга именно к этой музыке стала во мне преобладать настолько, что я могу ночь напролёт спать под неё (в интернет-радио есть минимум десяток станций, транслирующих, без перерывов на «Новости» и т. п., только высшего качества классику). По немецкому и австрийскому телевидению, по немецко-французскому телеканалу arte.tv почти ежедневно транслируют великолепные симфонические концерты, оперные постановки, пр. И вот недавно я увидел концерт на открытой эстраде в Берлине оркестра под управлением Кирилла Гарриевича Петренко (1972 г. рождения). Я видел немало всякого, но такого дирижёра и дирижирования — ни разу в жизни. Не только я, но и пара тысяч присутствовавших в «концертном зале» под открытым небом и миллионы телезрителей Европы и всего мира.

Этот небольшого роста волшебник с неповторимой манерой дирижирования — с 1990 г. живущий в Австрии (гражданин этой страны) — известен теперь всему миру любителей классической музыки. Почитайте о нём сами: Петренко, Кирилл Гарриевич — Википедия (wikipedia.org) , Петренко Кирило Гаррійович — Вікіпедія (wikipedia.org). Что было бы, если бы его отец-скрипач, уроженец Львова, не очутился в Омске, где получил место в оркестре, и так далее. Почему получилось так, а не по-другому? В чём действительные причины этого, а где — случайность?
Хотите — размышляйте над этим, не хотите — ваша воля. Я вам привёл только один (для меня — самый свежий) пример того, что' - по сути - произошло после освобождения советского народа от совка.

*****

В коллаже, предшествовавшем тексту статьи, изображены проживающие вне Украины модераторы и участники сайтов о Виннице. Они - географически - жители четырёх континентов: европейского, азиатского, северо-американского и австралийского. Они — граждане многих стран. Их объединяет одно: прошлое местожительство (возможно, и рождение — тоже) в Виннице (на Винничине) и эмиграция из страны. В основном оказались они за рубежом после открытия (со скрипом и при «способствовании»  Запада) М. С. Горбачёвым проржавевшего «железного занавеса». «Процесс пошёл», как говаривал, имея в виду совсем другое, Генеральный секретарь. И не прекращался многие годы.

СССР, а потом и Независимую покинули навсегда не только евреи, а и лица коренной (титульной) национальности, и граждане Украины прочих национальностей. Евреи не составили основную массу попрощавшихся с родиной (Украина только с 1990-го года потеряла 10 000 000 человек), но в процентном отношении к общему их бывшему количеству они оказались самой многочисленной группой.
И вот теперь, не будучи в большинстве среди всех эмигрантов, они составили подавляющее большинство украинских эмигрантов, пассивно и активно интересующихся и комментирующих в интернете события(ми) в Украине. Они создали винницкие группы в странах их нынешнего проживания. Среди таковых не только маленькие (по большей части, закрытые) группки знакомых по прежним временам, но и две, о которых я упоминал выше, получившие, выражаясь официальным языком, «международное признание». Среди участников этих двух израильских групп появились нынешние украинские граждане — евреи и не евреи, граждане США, пр. Вот такие пироги!
Согласитесь — какая-то странная, непонятная история! Но и её придётся нам попытаться объяснить и понять. В результате, надеюсь, что-то прояснится, хотя ответы будут даны не на все вопросы и не все версии ответов будут одобрены вами единогласно.

Однако, как я этого ожидаю, вы поймёте, что евреев для коллажа я не выискивал как изюминки на торте: они (среди иностранцев на винницких сайтах) давно обогнали иммигрантов других национальностей в Западной Европе и Северной Америке. Я просто копировал портретики тех, кто вбрасывал словцо или фотографию на винницкие сайты. Когда понял, что в коллаже больше снимков не поместится — прекратил. Получилось то, что получилось.

*****

А теперь, перед самым загадочным (и для меня) разделом этой большой статьи, как говорили в Виннице: «Послушайте сюда!»
Представьте себе, что исхода евреев из СССР, по несущим стенам которого пошли трещины, из СССР рухнувшего, н е  б ы л о. Повторяю: вообразите, что евреи  в с е  остались там, где они проживали до 1985-го года. Что евреи, которые изображены в коллаже, и миллион с гаком с ними вместе не покинули бы Украину, Белоруссию, Россию, Кавказ, Среднюю Азию, пр.
И задумайтесь: могло ли быть, что они не допустили бы того, чему мы стали ныне свидетелями? Потому что их представление о мире (в любом смысле этого слова), их понимание хотя бы лишь того, что исход любого противостояния уже зависит не от пули-дуры, а от самонаводящегося снаряда, от точно адресованной ракеты, от беспилотников всех видов и ещё многого того, что ранее не было ведомо человечеству... наконец, предпринимательское видение и интересы еврейского бизнеса — всё было бы против.

А ещё до того (в предыдущие годы), что по своим местным и межгосударственным каналам они не допустили бы трагедии, когда народ за маревом помаранчевої революції не разглядел черносотенные и коричнево-чумные цвета' самого бесцветного президента страны? Что помогли бы населению понять всю примитивность демагогии и популистских высказываний самокоронованной (приколотой волосяною косою) претендентки в президенты о том, что только ей —  ж е н щ и н е  положено возглавить страну? [Мол, женщина-мать-президент не пошлёт сыновей туда, где убивают. Если бы я сам по телевизору это «откровение» не видел и не слышал, я бы не поверил, что в страстном желании забраться на высшую должность в государстве можно опуститься до столь низкой примитивности аргументации. Не знаю, подумал ли кто из зрителей (и других претендентов!) в зале так, как я - у телевизора, но  н и к т о  и не пикнул, пытаясь оценить вслух качество этого объяснения своих претензий на пост Главнокомандующего.]
И ещё ранее, позволил бы народ Украины, послушав советов умных людей, повести себя в долгожданную независимую жизнь руководителю идеологического отдела, секретарю ЦК Компартии Украины? Или - через два десятилетия - управлять десятками миллионов людей человеку с криминальным прошлым?

Согласен: история не знает сослагательного наклонения, но в математике многие, вроде бы, совсем не разрешимые задачи, удалось «раскусить», используя условность, предположительность ситуации. Математическое (полевое) моделирование нередко даёт больше понимания, чем реальные модели. Короче, подумайте на досуге и об этом: какую Украину  потеряли и какую получили в результате массового  р а в н о д у ш и я  и  б е з у ч а с т и я?

Призна'юсь, у меня по этому поводу видение есть. Какое — сами знаете, иначе бы я этот вопрос вам не задавал. Сознаю полностью, что выгляжу, мягко выражаясь, странно. Как у А. С. Пушкина — герой стихотворения, начинающегося словами «Жил на свете рыцарь бедный...»: «Он имел одно виденье, / Непостижное уму…» [А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...». Текст произведения (ilibrary.ru)] . Но концовка стихотворения меня вполне устраивает. Надеюсь, и у меня будут заступники. Последнее (заступничество) — что касается не всей статьи, а вот лишь этого, «непостижному уму» видения.

***

Мы не представляем себе, какие подводные течения решают судьбу лесов, урожая, пропитания животных и человека. Мы видим только то, что на поверхности или падает с неба. В 70-е годы (я был в отпуске, в Украине) один мой случайный пациент - начальник небольшого строительного треста на Винничине - как-то между прочим рассказал мне казалось бы не сто'ящую особых размышлений историю. Речь шла о случившейся беде в похожем тресте в Одесской области. Не остерегаясь меня (видимо, ему меня правильно представили), он по ходу разговора - безо всякой запинки или понижения голоса - заметил: «… ну я и послал туда свою технику ему на помощь — мы ведь оба - баптисты». Я был в замешательстве: одно «баптистское» предприятие государства, постоянно наступающего на горло баптистам, помогает другому государственному предприятию, руководимому также баптистом, выкарабкаться из беды на пользу, в конце-концов, этому государству, пытающемуся уничтожить все баптистские структуры в стране!

Попав в воссоединившуюся Германию 1990-го года я буквально ошалел от знакомства с порядками, господствующими в Советской армии, остававшейся в ФРГ ещё пару лет. Об этом можно писать тома', но я тут хочу отметить наличие в Группе вооружённых сил СССР и СНГ неофициальных национальных образований, оказывающих огромное влияние на жизнь военнослужащих.

Я не буду здесь развивать эту линию, но вы всё-таки об этом тоже подумайте. Любая власть не только (пусть лишь на словах) прислушивается к настроениям в народе. Но и вынуждена непрерывно озираться по сторонам…
Этой сказке — конец.

*****

Наконец-то. Настало время обсудить то, о чём заявлено в названии статьи. Т. Б. давно знает ответ, поэтому нет вопросительного знака в конце названия. Это как бы заголовок повествования-разъяснения.
Но заявление Т. Б., хотя оно и «смягчено» словом «мабуть» - совершенно «не в ту степь». И я, не зная точного ответа, пытался выше, не приведя ни единого собственного объяснения, хотя бы опровергнуть Т. Б.  Но этого, конечно, недостаточно. Поэтому  сейчас выскажу и свои предположения.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) писал в одном из своих стихотворений: «Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской … ». Если говорить об эмигрировавших в разные страны евреях-винничанах, то у них — не совсем всё так, как признавался поэт, но на прошлое они нередко смотрят тоже с тоской. Причём тоска эта — особенная: она сочетает в себе умиление - трогательное чувство приятных воспоминаний с печальным сожалением о потерянных (тяжёлых) годах. Обобщить ощущения покинувших Винницу пенсионеров и школьников старших классов невозможно. Кто-то радуется обеспеченной, спокойной старости, кто-то - представившимся ему немыслимыми прежде возможностям. Комбинаций ощущений — бесчисленное количество. И связаны они не только с бывшим прошлым и предполагаемым будущим, но и с характером человека, его установками (мировоззрением).

Установка, которой придерживаюсь я (сравнение «было» с «есть»), тоже не без изъянов. Потому что сегодняшнее тут сравнивать с тем, что было там тридцать и более лет тому назад, неправомерно. Жизнь изменяется — знать и ощущать то, что там, живя тут, очень сложно. Это точно так же, как поехать куда-то в другую страну отдохнуть и сравнивать жизнь в своей стране с таковой в месте отдыха. Полетел в Японию, увидел там в магазине упакованное, словно ювелирное изделие, яблоко стоимостью 2- 4 (два - четыре) евро (одно!) - ужаснулся! Возвратился домой, получил извещение о налогах, вспомнил о том, что в Японии, как рассказывал гид, налоги почти полностью оплачивает работодатель — снова ужаснулся! Но, вы понимаете — не налогообложению в Японии…

Вспомнила некая бывшая винничанка о своей молодости и обо всём, связанным с этим — почти прослезилась. И город юности представился ей идеальным воплощением красоты, а бывший дом стоматолога Моисея Лазаревича Шехтмана (изгаженный впоследствии по указанию городского начальства) чем-то похожим на дома' Барселоны. [Я-то считаю, что автор этого сравнения просто хотела сообщить винничанам, что посетила в качестве туристки непревзойдённую Барселону, ибо, как говорится, любое сравнение хромает, а это её — вообще, без ног. Не лучше было бы ей сопоставить Винницу с городом близкой футбольной лиги («Подолье» - в 1-й, «Нива» - доколосилась до 2-й) и расположенным на том же Южном Буге - с бывшим Проскуровым? Но нет: нынешний винницкий этикет позволяет сравнивать «Ниву» с «Барселоной» - многократным победителем Лиги чемпионов УЕФА и Южный Буг — со Средиземным морем, а областной центр Винницу — со столицей автономной области Каталония. То, что Барселона в четыре с лишним раза больше Винницы, а футбольных полей в ней в десятки раз больше, чем в Виннице Торговых центров — это для неё тоже мелочи. O tempora, о mores! О времена, о нравы!]

Так что давайте с этим покончим и займёмся не менее интересным исследованием: почему особенно евреи не могут выбросить Винницу (Винничину) из головы и сердца?

***

В науке о поведении животных и человека (в «этологии» - от древнегреческого «этос» и «логия» - изучении нравов, характера, привычек, обычаев), в  психологии (в переводе с древнегреческого - «учении о душе») - науке о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей — существует понятие «импринтинг». Его ввёл австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц (1903-1989), лауреат Нобелевской премии (1973).
 
«Импринтинг» переводится как «запечатление» (я бы перевёл как «впечатывание»). Это мгновенное подкорковое обучение в раннем детском периоде, а также в период взросления. То, что ребёнок увидел впервые, запечатлевается - помимо его желания и осознания - на всю жизнь, становится ему близким, приятным навсегда. Это, возможно, не стерильно научное, но, надеюсь, максимально краткое и понятное определения понятия «импринтинг». Посему где-то далеко на чужбине, увидев что-то впервые познанное им в детстве на родине, человек тянется к нему. Это может быть и дерево (берёзка), и цветок (василёк), и вид (вкус) какой-то еды, и особняк-дворец в Барселоне, так «похожий» на двухэтажный домишко Шехтмана (шучу), и так далее. Такой же эффект производят старые фотографии, мелодии, одеяния, пр. А звуки родной (материнской) речи!
 
В период так называемой импринтной уязвимости прекрасно и навсегда усваивается, например, иностранный язык — и даже после многолетнего перерыва в использовании человек разговаривает на этом языке без акцента.

Длительное отсутствие контакта с запечатлённым в детстве вызывает (среди прочего) то, что именуется «тоской по родине». «Прочее» - это люди: друзья детства, соученики, учителя (о близких родственниках тут упоминать и не приходится). У Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) есть стихотворение, написанное в 1934-м году, в период её жизни за рубежом, в пригороде Парижа. Оно начинается с утверждения, что «Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!», с перечисления того, что ей «…совершенно всё равно — / Где совершенно-одинокой / Быть, по каким камням домой / Брести с кошелкою базарной ...» [далее читайте сами: М. И. Цветаева. «Тоска по родине! Давно...». Текст произведения (ilibrary.ru) ]. Но в последней строфе: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, / И всё — равно, и всё — едино. / Но если по дороге — куст / Встает, особенно — рябина...».

Рябины — свыше сотни сортов, какие-то из них растут не только в Подмосковье (М. Цветаева родилась и до 10-летнего возраста жила в  Москве). Но для автора «Тоски по родине» почему-то куст рябины стал бо'льшим, чем просто небольшое деревцо с крупными листьями, белыми, специфически пахнущими цветами и ярко-красными плодами. Если это — поэтический приём, то всё равно не без какой-то «подкладки», о чём мы никогда не узнаем.

То, что я посетил в 70-е годы Петропавловское кладбище в татарской Елабуге, где захоронена М. Цветаева, что постоял в молчании у дома №20 по Малой Покровской улице, где она провела последние часы перед самоубийством, не прояснило для меня ничего в трагической жизни великой поэтессы Серебряного века. [Вы догадались, что' подтолкнуло меня упомянуть, как бы к месту, моё посещение Елабуги? Правильно: в Барселоне кто только из винничан не побывал, а в Елабуге? Хоть это, хочется верить, запомните вы из всей статьи, если к тому же убедитесь своими глазами: Коллаж 09 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .]

Так и у каждого бывшего винничанина есть свой «куст … , особенно — рябина…»  –  «своя Винница». А вот почему наиболее чётко это проявилось у эмигрантов-евреев, я это пока уверенно объяснить не могу. Но спрятать мою несмышлёность
за одним из выражений еврейских мудрецов — это я в состоянии. Хотя саму эту мудрость до конца раскрыть я тоже не в силах. Наверное, потому она и называется мудрёной (замысловатой и загадочной). Вот — она, попытайтесь-ка сделать это сами: ЕВРЕИ — КАК ВСЕ НАРОДЫ, НО ТОЛЬКО — БОЛЬШЕ.

Это — не хвастовство, потому что «БОЛЬШЕ» не значит «лучше», «умнее», «догадливее», и тому подобное. Никто вам не запрещает для объяснения особой привязанности евреев к Виннице считать, что евреи «БОЛЬШЕ» горланят, плутуют, выставляют себя напоказ, и тому подобное. Только сумейте нам всем объяснить этот феномен, этот парадокс, это как бы невероятное явление, но — факт! Который видели мы все, но впервые городам и весям планеты Земля решила объявить именно Т. Б.
Тут её приоритет неоспорим, как и в пакостном предположительном толковании широко ею провозглашённого (и без неё давно всеми замеченного) тяготения «євреїв/іммігрантів» к участию в работе винницких сайтов.

Чтобы завершить эту статью тем же, чем я её начинал — обличением Т. Б., добавлю следующее. Обличение зиждется не только на ложном представлении Т. Б. о СССР и условиях жизни в той стране евреев в 40-е-80-е годы прошлого столетия. Короткое высказывание Т. Б. свидетельствует также о зависти, «мабуть» даже неосознанной, которая гложет её уже долгое время. И с этим ей тоже надо бороться. Антон Павлович Чехов писал, что для обретения свободы человеку следует «по капле выдавливать из себя раба», а Т. Б. для обретения правильного взгляда на жизнь можно порекомендовать не выдавливать из себя улыбочку [помните эти её две скобочки - ))?], обнажая своё чувство досады, вызванное благополучием других.

P. S.

Работая над этой статьёй я обнаружил для себя удивительную закономерность. Я проанализировал перечень лиц, с которыми я поддерживаю общение (в основном — по интернету) и, так сказать, лёгкость, непринуждённость и, возможно (это трудно измерить, но как-то можно прочувствовать),  в а ж н о с т ь  для меня этого общения. Оказалось, что здесь совершенно чётко просматриваются в самом первом ряду лица из периода моей импринтной уязвимости, из моего детства. Причём это касается не только, положим, сегодняшних друзей-одноклассников с первого класса (с 1945-го года), каковых у меня по два в ФРГ, США, Виннице и трое (один недавно ушёл от нас) — в России, но и … родственников,  н е з а в и с и м о  от степени родства!
Нашу общность душ и мыслей можно объяснить тем, что нас «импринтинговала» во многом одна и та же среда и одни и те же люди, да и мы в какой-то степени «импринтингованы» друг другом.
 
Лица, появившиеся в моей жизни в более поздний период (студенчество, работа в СССР) — на втором месте. И на последнем — лица, с которыми я познакомился уже в ФРГ.
Конечно, есть исключения, но они только подтверждают

«Е с т е с т в е н н о е   о т к р о в е н и е  (Natural revelation)  В а й н ш т е й н а:
С а м ы е  н е о б х о д и м ы е  т е б е  в с ю  ж и з н ь  л ю д и  п р о и с х о д я т  и з  о к р у ж е н и я  т в о е г о  д е т с т в а.»