Микротексты

Арсений Родин
Перечитываю «Вия» и, когда дохожу, до финальной главы, ловлю себя на том, что надеюсь на спасение Хомы Брута.
То есть можно достоверно знать, чем всё кончится, и всё равно надеяться на счастливый конец.
Так и в жизни: надежда сильнее рассудка.

***
Придумали: автомобиль не заводится, пока его компьютер не распознает личность хозяина за рулём.
А если у хозяина личность размытая?
Что же мне теперь и за руль не садиться?

***
А.Грин о проститутке: «девушка с зачёркнутым будущим».
Для нынешней молодёжи это совсем непонятное определение. Почему зачёркнутое? Кто посмел зачеркнуть?
Голливуд научил нашу нынешнюю молодёжь быть пытливой.

***
Оптимизм и пессимизм не антонимы. Оптимизм – разновидность глупости, а пессимизм – уныния.
Унывают и умные, и дураки, а вот оптимизмом страдают только последние.

***
Веду ребёнка в школу. У него мёрзнут руки. Там, где вчера были лужицы, хрустит ледок.
Первый заморозок.
Рановато в этом году.
Мы проходим мимо ночного клуба. К его подъезду подъезжает на роскошном автомобиле Иродиада. Тут же из клуба выбегает к ней Саломия. Довольная, наплясалась.Садится в машину. Целует мамочку.
Сегодня 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

***
«Это ещё неизвестно, кто кому больше нужен: она мне или я ей».
Не обольщайся: она тебе. Ты уже никому не нужен.
«Но ведь нельзя жить с такой низкой самооценкой!»
Кому нельзя, а кому и можно.

***
Бывших в любви не бывает.
«Как дай вам Бог любимой быть другим» - это значит: «я полюбил врага». Высшая, так сказать, фаза любви.

***
Идёт Семён по улице. Семёну отчего-то грустно. Семён видит гуляющего спаниеля. Спаниель напоминает Семёну его Бима, отравленного соседями по даче в прошлом году. Слёзы наворачиваются Семёну на глаза.
Собака перехватывает его взгляд и начинает лаять. Собака лает низким басом, точно как Бим. На других не лает, а на него лает.
Бим тоже лаял не на всех. Он лаял только на злых людей. На Семёна Бим не лаял, потому что Семён был его хозяином.
«Раз этот спаниель на меня лает, значит я злой», - думает Семён.
«Бедный Бим! – вздыхает Семён. – У него был злой хозяин!»

***
В первобытных племенах существовала традиция обожествлять своих вождей ещё при жизни.
Бедные вожди! Если из-за засухи или наводнения гиб урожай или случались другие природные катаклизмы, их, как не справившихся с обязанностями бога, съедали.

***
Учитель предвкушает сладость расставания с любимыми учениками. Очень ему хочется поскорее расстаться с ними. Чтобы потом до конца жизни вспоминать о них с нежностью.

***
Всем одиноким кланяюсь и прошу прощения.

***
Худеют не от тоски. Худеют от любви. Любовь прошла, тоска осталась, вес прибавляется.

***
Стыдно казаться святым. Стыдно быть несвятым.
Не стыдно спать. Не стыдно камнем быть.

***
- Почему вы меня избегаете?
- Потому что у меня нет причины не избегать вас.

***
«Нежность комсомольца» - это лязганье гусениц трактора, натужное завывание двигателя, всякий прочий индустриальный шум.
При общении с «нежным комсомольцем» следует строго соблюдать правила техники безопасности.

***
Любовь привлекает бесов. Это их пожива. Там, где её нет, им неинтересно. Злодейства получаются до неприличия скучные.

***
Учитель, что бы ты ни делал, не жди скорого отклика. Просто надейся на то, что какое-нибудь из посеянных тобою семян прорастёт. Можешь представить его проросшим – и восплакать от счастья. Это единственная грёза, которую попускает тебе Господь Бог.

***
«Господи, не дай мне упасть с высокой башни! Не отнимай у меня любовь!» - доносится из колодца.

***
Жил на свете Ноль Иванович. И его за что-то любил Бог.

***
Незлопамятный только потому, что беспамятный. Зла не помню, потому что ничего не помню.

***
Молчать, молчать, молчать… И когда все забудут звук твоего голоса, о тебе останется «вечная память».

***
Снегирь становится ярче, когда наестся. Например, когда он наестся рябины. (Наблюдение ребёнка).

***
Из сочинения шестиклассницы: «Дубровский никогда не женится. Он до самой смерти будет помнить о Маше. И после смерти тоже».

***
Современный «маленький человек» бывает счастлив, когда ему поставят лайк во «Вконтакте».

***
Юбилей – репетиция похорон. Во время празднования, когда произносятся тосты, юбиляру следовало бы залезать в бутафорский гроб.

***
Диагноз: отсутствие чувства реальности.
Поставлен: дон Кихоту, Чацкому, князю Мышкину.
Вопрос: есть ли честь в том, чтобы быть сопричтённым к этим выдающимся психам?

***
Современный человек изощряется в сложности, тогда как ему следовало бы молить Господа о даровании простоты. Культура, усложняясь, переходит в режим самоуничтожения.

***
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною! – пеняет дочь-шестиклассница отцу-священнику, размахивая у него перед глазами сломавшимся в первый же день зонтом.

***
Любовь – это всегда диалог. Любовь без взаимности – страдальческий диалог. Так слепой любит солнце, не зная, день сейчас или ночь. Так глухой любит музыку: уличный скрипач дерёт «мурку», а ему кажется, что звучит «Реквием» Моцарта.
Как слепой может любить солнце? Как глухой может любить Моцарта? Они вымолили эту любовь у Господа своими слезами.

***
Если ты в состоянии полюбить постороннего человека так же бескорыстно и всей душой, как любит его родная мать, то ты достиг в любви совершенства. Но если ты остановишься на этом, не захочешь его полюбить сильнее, так же как любит его Бог, то твоё падение с башни любви не замедлит.
Любовь – это непрестанное восхождение. Остановившись, ты теряешь её.

***
Самые красивые дети – чудики.
Большое разочарование бывает у педагога, когда он вдруг обнаружит, что сам он слишком нормален и потому их, чудиков, не достоин.

***
Апостол сказал: христианская вера – безумие. Но отчего же вы, называющие себя христианами, такие до смертной тоски нормальные?

***
Печорин отличается от Онегина тем, что поэт. Его, к примеру, легко представить автором стихотворения «И скучно, и грустно…»
Печорин – это Ленский, в которого переселился скучающий бес Онегина.

***
"Дорн. Лечиться в шестьдесят лет!
Сорин. И в шестьдесят лет жить хочется.
Дорн (досадливо). Э! Ну, принимайте валериановые капли".
Чехов понимал, что доживать до старости некрасиво. Тому, кто живёт ярко, Господь дарует избавление от неё. Сам Антон Павлович сподобился ранней смерти.
Тем, кто всё же дожил до шестидесяти, надо либо становиться затворниками, либо философствовать, то есть умничать и резонёрствовать. Последнее несимпатично, но всякое другое поведение в этом возрасте на людях неприлично.
Самое позорное для старика - молодиться.
Влюбляться же в старости способны одни маньяки.

***
Если ты, читая психиатрические диагнозы, способен обнаружить в себе одновременно параноика, шизоида, истероида и салонного дебила, то это значит, что ты психически в полном порядке. Патология – это когда эти товарищи между собой расходятся и ты начинаешь дружить только с кем-то одним из них.

***
Ученики Христа останавливают слепца, увещевают: «Молчи! Перестань кричать!» А он ещё пуще вопит: «Сыне Давидов, помилуй мя!»
Не русским ли был этот слепец?

***
Молчи, скрывайся и таи…
Нет, не только чувства и мечты. И мысли таи, и всего себя таи.
Лишь жить в себе самом умей…

***
Молитва против уныния: «Господи, я никому не нужен. Слава Тебе (40 раз)».

***
«Но ведь вы, Володя, старше меня на десять лет… Я росла на ваших глазах, и если бы вы захотели, то могли бы сделать из меня всё, что вам угодно, хоть ангела», - говорить Софья Львовна Володе маленькому.
Чехов верил ли в то, что при желании можно воспитать из ребёнка ангела? Думается, что верил. Это возможно, если ты несентиментально любишь ребёнка.
Софья Львовна насквозь фальшива, но здесь она, пожалуй, права: ей в детстве не хватало любви того, к кому она испытывала чистую, искреннюю привязанность.

***
Каждый год соседка уезжает на три недели в санаторий, а её муж на всё это время, как по графику, пускается во все тяжкие. И все эти три недели по ночам отчаянно воет их пёс. То ли ему обидно, что хозяин водит в дом посторонних женщин, переживает за хозяйку; то ли ему самого хозяина жалко, такой он в эти дни осунувшийся и потасканный. Как-никак человеку уже 72 года. Собаки-то они, небось, понимают, что в старости опасно блудить.

***
Танец матросов с пивными кружками – это современный американский балет. Если матросам дать ещё по таранке да заставить их между мизансценами мочиться на занавес, то это будет авангардный русский балет в постановке прибалтийского режиссёра. 

***
Мы живём в эпоху, когда Моцартов больше нет, остались одни Сальери. Но эти Сальери уже знают, что Моцартом быть престижнее и потому стараются изображать из себя Моцартов. Такая постмодернистская игра в Моцартов.

***
Синод постановил: «В соответствии с требованиями болонских стандартов образования переименовать духовную академию в университет теории и менеджмента благодати». 

***
Учителю положено быть нелепым. К сожалению, не у всех получается. Доработав до пенсии, они уходят с позором. Зато под фанфары. Был бы я Франсиско Гойей, изобразил бы такого учителя в ослином образе, с букетом цветов и коробкой конфет «Рот Фронт – Ассорти».

***
"Жить сложно, но ещё сложнее говорить о жизни просто. Я думал, что смогу научиться этому у детей. Но дети учили меня другому, они учили меня молчанию.
Молчание - золото? Какая пошлость! Молчание - это любовь". (Иоганн Гортензиус).

***
Постмодернизм – «гигиенический» стиль, в переводе на разговорный русский – чистоплюйство. Шибко демократическое, утратившее естественный аристократизм человечество возлюбило «чистоту». Все моются по три раза на дню, падают в обморок от запаха пота и так же ханжествуют в морали. Уничтожив аристократов, демократы пошло имитируют благородство.

***
Либеральность – это качество не разума, а души, тип душевности. Либерал может быть человеком самых возвышенных и благородных мыслей, но они у него звенят, потому что у него пустая душа.

***
У него на весь рот остался один зуб. Этим зубом он и артикулировал все губно-зубные звуки.

***
Страшен день, когда приходит понимание, что молитвы твои и не могли быть Богом услышаны. Это ведь что значит? Это значит, что ты из ада молился.

***
У скворцов получается что-то сказать только тогда, когда они говорят чужим голосом. Их собственная песня - скандально базарный ор, который никому, даже сойкам, неприятно слушать.
И вот представьте: скворцу захотелось спеть от себя лучше, чем он пел до этого голосом иволги. Ему казалось, что он уже накопил достаточно собственной грусти.
Примостился скворец на самую высокую ветку и в упоении засвистал. Чем всё кончилось, вы уже догадались: скворца этого осмеяли, и он стал на всю жизнь молчуном.
Не то что он теперь не поёт. Он поёт, но молча.
(И правильно делает).

***
Я не могу представить Пушкина евреем, и мне трудно представить модернистом не уподобившегося еврею русского.

***
Я, по Гёте, дурак-грамотей. Безнадёжный, но полный дурацких надежд.

***
- По-моему, комфорт – это самое главное.
- А мне кажется, что взаимоотношения в семье – главное.
- Комфорт – очень важно.
- Конечно, комфорт тоже играет роль.

***
- Кем ты, внученька, работаешь?
- Эйчаром в бизнесконсалтинговом стартапе.

***
После обеда люблю почитать газету. Сегодня узнал: в новом лондонском аэропорту не хватает туалетов. Задумался: как бы это не обернулось отставкой правительства тори.

***
Стоит перед банкоматом, лобик нахмурила, счёт мобильника пополняет.
Настроение – никакое.
Кайфа в жизни мало, и денег мало, и вообще…
Лабуда, а не жизнь.
И собственная неотразимость ей сегодня не в радость.

***
Идеальный гражданин демократического государства – навозный жук. Никто лучше его не разбирается в демократии. Он её не только зрительно, но и на нюх и на вкус определяет.

***
Рождественские спектакли – это у нас теперь «производственный жанр». Там теперь подвизаются «православные» Гельманы.

***
"Мы и на единичные-то проявления великодушия в простонародье смотрим, едва удостоивая замечать их, иногда с улыбкою недоверчивости, иногда просто не веря, а иногда так и подозрительно".
Читаешь и горькая, думаешь, правда высказана Достоевским. Ты поспешил приобщиться к этому "мы" и готов посыпать свою голову пеплом.  Хотя на самом деле... На самом деле ты и есть простонародье. Это тебя едва замечают, смотрят "с улыбкой недоверчивости" и с подозрением. А иногда и с брезгливым презрением.
Глупо и смешно посыпать себе голову пеплом за тех, кто в минуту меланхолической рефлексии удостоил тебя  самого жалости.  Если уж возникло желание каяться, то кайся, что ли, в своей "простоте народной".

***
Н.Н. рассуждает:
- Человеческая судьба – синусоида. То, что выше оси, – любовь, то, что ниже, - злоба. Чем меньше амплитуда, тем менее зол человек, но тем меньше он способен и на большую любовь. Чтобы высоко взлетать, надо перед этим глубоко пасть.

***
Сегодня, занимаясь обрезкой малины, разговаривал с ней.
В деревне не одиноко, там всегда найдётся с кем пообщаться.

***
Всякая чистая любовь - "первая". Чем чище, тем "первее". У некоторых, как у Марии Египетской, "первая" любовь была по счёту последняя. Кажется, и у всех святых так. И у Пушкина, и у Чехова... Может быть, даже у всех хороших людей так.
Может быть, хороший человек - это и есть тот, у кого последняя любовь становится "первой". Если такие люди доживают до старости, то у них красивая, "детская", старость.

***
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
И когда не получается ни то, ни другое, на меня нападает такой ужас, будто я сваливаюсь с высокой башни.
Здесь и мудрость.
Кто имеет ум, тот распознай слово; ибо слово это у Бога; и слово это…
Легче камень поднять, чем его повторить.

***
По вечерам в вишнёвых зарослях у соседа поёт старый соловей. Молодые давно замолчали; нашли себе пары и уже воспитывают потомство; им теперь не до песен. А одинокого старика ничто не отвлекает, и он всё выводит и выводит свои элегии. 
Даже кошки его заслушиваются, сидят задумчивые, уютно подобрав под себя лапки. А одна - сам видел - даже заплакала, когда соловей пустил самую грустную трель.