О. Бакеева, И. Любарова. О Сижно

Владимир Будько
О. Бакеева, И. Любарова
Камни вины не имеют

Не каждый житель Сланцев, ныне районного, и промышлен¬ного центра, знает, что стоит этот город на древней Псков¬ской земле, и сохранились на ней замечательные памятники нашей истории.
В 5 километрах от центра го¬рода в деревне Сижно стоит каменная церковь Архангела Михаила, возведенная 3 столетия назад – в конце XVII века. Для ее постройки были приглашены каменных дел мастера из Каргополя или из Псковской земли, где есть великолепные образцы культовых построек конца XVII века из камня. В Сижно церковь была построена бесстолпной, перекрыта высоким сомкнутым сводом, с двумя небольшими придельными церквами. Из местного камня сложены стены, своды, и камнем же были украшены фасады храма. Оконные проемы обрамляли наличники, а входы в церковь – порталы с виртуозной каменной резьбой, рисунок которой не повторялся ни на одном проеме. Стены церкви и приделов завершались декоративными рядами камня, так называемыми «бегунками» и «поребриками». Основная церковь и приделы были освещены главами. Фасады храма первоначально не были оштукатурены, а имели лишь тонкую известковую обмазку «под ру¬кавицу», под которой хорошо видна была пластинка кладки из камня. Это каменное чудо более ста лет простояло без пе¬рестроек. В начале XIX века с запада от церкви была по¬строена каменная двухъярусная колокольня, у приделов появи¬лись притворы. Тогда же цер¬ковь начала приобретать черты, продиктованные архитектурным стилем прошлого века: окна храма были растесаны и об¬рамлены штукатурными налич¬никами (при этом уничтожена большая часть древней камен¬ной резьбы), фасады оштукату¬рены, изменены формы крыш приделов. В конце XIX века с запада от церкви был возве¬ден из кирпича притвор, объ-единивший храм с колокольней, и колокольня надстроена еще одним ярусом и шпилем.
Последние 20 – 30 лет зда¬ние церкви пустовало, и за эти годы оно получило самые силь¬ные разрушения: утрачены главы, кровли, оконные и двер¬ные заполнения, разрушается каменная кладка, техническое состояние памятника архитекту¬ры стало аварийным.
В каждом, кому близка своя земля, своя история, должна отозваться болью и утрата апсид и приделов, по неведению разрушенных уже в 1987 году, тогда, когда, казалось бы, невзгоды для наших храмов, как памятников мастерству древних строителей, миновали.
Кто повинен в этом? Очень многие и очень многое. Так, общее отношение общества к своему достоянию, к своему прошлому отражается почти в каждом проявлении общественного и единоличного действия.
Храм должен жить, он должен говорить своим единственным языком, и чтобы это было во искупление вины перед ним, безвинным, нашей общей вины, возродим его былую высоту и назначение, каждый, кто чем может: рублем, трудом, творческой мыслью, добжелательством.
Сегодня храм Архангела Михаила отдан общине церкви Казанской Божьей матери. Теперь за его ремонт взялись активные и искренние люди. Мы верим в их добрые намерения, мы видим их практические действия, в церкви вновь зазвучали слова молитв, и свод объемно отражает эти забытые звуки, памятник архитектуры еще не восстановлен. Силами общины на нем сделана лишь временная кровля, заложена часть проемов, возведены печи на старых основаниях, окна закрыты полиэтиленом. Реставрационные работы только начинаются, а это сложный, кропотливый труд, требующий особого мастерства и квалификации, проектантов и рабочих.
Разрабатывая проект реставрации церкви Архангела Михаила, мы в своей работе решаем не только будущий архитектурный облик уникального памятника XVII века, но и вопросы инженерного его укрепления, правильной эксплуатации инженерного обеспечения, технологии реставрационных работ, укрепления сохранившейся настенной живописи. Со временем стоило бы привести в порядок прилегающую к церкви территорию: ограду с воротами, кладбище, парк, водоем.
В процессе нашей десятилетней работы над возрождением памятника мы поняли, что, кроме искреннего и действенного желания всего города, ему ничто и никто не сможет помочь. Поэтому мы обращаемся к жителям города: верующим и неверующим, к отдельным лям и коллективам, общественным организациям и предприятиям, к молодым – для будущего, и пожилым – для утешения – помогите своими средствами, трудом скорее вдохнуть жизнь в прекрасный памятник старины, восстановить его в первозданной красе и назначении.
Свои предложения о видах конкретной помощи с благодарностью выслушают председатель Сланцевского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Мария Михайловна Фетисова (телефон 2-31-09) и ответственный секретарь Зоя Александровна Сивякова. Ее телефон 2-18-92.

О. Бакеева, И. Любарова,
авторы проекта реставрации .

Читатель продолжает разговор
О Сижненской церкви

С трепетом слежу за высказываниями в газете относительно Сижненской церкви. И тревога эта не случайная. Ведь я родилась и прожила свои детские и юношеские годы в Сижно, и все это меня волнует. Коротко расскажу о том, что осталось в моей памяти о церкви Михаила Архангела.
Если бы вы видели, какая это была красавица! Она была обнесена полутораметровой высоты стенкой, выложенной из круглого камня, а сверху была покрыта, в виде крыши домика металлом, покрашенным в вишнево-коричневый цвет.
В стене было двое входных ворот, ведущих к самой церкви, большие и малые. От больших ворот до самого входа в церковь дорога была выложена мраморной плитой, а сами ворота были узорчатые с позолотой. Очень красивые. А как было внутри! Дорогие большие иконы, живописные панно на стенах, кресты, подсвечники, люстры, рушники.
А потолок куполообразный, который и глазом-то трудно достать из-за его высоты, искусными мастерами-художниками был разрисован изображениями святых и разных событий. «Райские ворота» – вход в алтарь – были резными различной конфигурации, покрытые позолотой.
Моя мама пела в церковном хоре, а отец какое-то время был истопником церкви. Все это они делали в свободное от колхозной работы время. Мне тогда было немного лет (родилась я в 1930 году). Нас, детей, у родителей было 6 человек и в детстве мы тоже с ними ходили в церковь. Ходили туда не потому, что были верующими, а просто было интересно и красиво. И это теплое чувство из детства сохранилось и по сей день. Скажу и то, что это нам, детям, на помешало потом быть октябрятами, пионерами, комсомольцами и даже коммунистами. Мой старший брат Алексей в то время был комсомольским секретарем второго рудника, где он работал. Когда его друзья-комсомольцы заходили к нам в дом и, видя в углу избы иконы, недоумевали. А он отвечал: «Это матери, а вот мое», – и он вел их в свой уголок, отгороженный шкафом, где все стены были увешаны плакатами, портретами вождей, вырезками из газет.
Помню и то время, 1936 – 1937 годы, когда разгромили, осквернили и надругались над церковью. Людей, которые это сделали, наверное, и недоумками назвать нельзя. Они действовали по мановению чьей-то руки свыше. А в те годы совершались дела и пострашнее. Рушились не только храмы и древнее искусство, но и людские судьбы. Помню, как подгоняли машины и грузили на них самое ценное церковное имущество. Остальное все жгли в костре, разведенном тут же неподалеку от церкви. Пламя костра было видно даже с Опытного рудника (так тогда называли нынешнюю шахту им. С.М. Кирова) – настолько оно было сильным. Пожилые люди, глядя на все содеянное, плакали и тайком уносили иконы домой и прятали. Отец наш спрятал те самые райские ворота и сохранил их. Потом они были возвращены.
С тех пор в церкви что только ни размещалось! Перед самой войной, вскоре после ее разорения, там жили заключенные, отбывавшие разные сроки наказания. Внутри церкви, стены и потолок, все было покрыто известью, чтобы скрыть изображения на них. Во время войны силами близлежащих деревень, их людьми церковь была приведена в порядок. Потом какое-то время она была закрыта, и там хранили колхозное зерно, впоследствии она служила колхозу конюшней. В дальнейшем, уже после войны, церковь вновь действовала. Что произошло потом – не знаю, так как уезжала из города.

Л. Ли.
Г. Сланцы .