Елена Петрова Триангуляция, поле и диалог

Елена Юрьевна Петрова
Елена Петрова Триангуляция, диалог в терапии и геометрия. размышления о теории поля и практических следствиях этой теории вкоммуникации.

  Начнем с геометрии. Из школьного времени мы помним, что геометрия говорит о некоторых принципах построения геометрической фигуры. Как мы помним, нужно минимум три точки на плоскости, чтобы определилась некоторая фигура, образованная пересечением трех линий. Площадь геометрической фигуры меняется в зависимости от того, как расположены эти точки. Редкий случай, когда все три точки расположена на одной линии. В этом случае площадь геометрической фигуры очень мала, стремится к нулю.

 Для метафоры, которая полезна мне как психологу, мы бы предложили сделать аналогию между «площадью геометрической фигуры» и «площадью поля феноменологии» в психологическом смысле. В этой метафоре мы предлагаем определять минимум ТРИ области внимания человека в сюжете, который он рассматривает на консультации у психолога. Например, «Я вижу яблоко» и «я вижу яблоко на высокой ветке дерева» или «я вижу яблоко в руках моей сестры»… согласитесь, что введение третьего элемента поля (ветка, рука сестры)существенно влияет на восприятие ситуации. Добавляет краски и создает пространство для формирования интенции, вместо ЛИНИИ перед нами сразу (как по волшебству) разворачивается целая поверхность ( плоскость). И на этой поверхности мы можем перемещаться,
Обратим внимание на появление глагола «перемещаться» в отношении некоторого ПРОСТРАНСТВА.  В той степени, в какой мы замечаем аналогию между «внутренним пространством души», или «пространством человеческих отношений» и «пространством в физическом пространстве», мы можем опираться на эти аналогии не только в поэтическом смысле, но и в поиске идей для практики коммуникации в терапии.
 
   Я попробую объяснить для чего нужна триангуляция в коммуникации, опираясь в основе на теорию поля. Напомним важное соображение, которое относится к интенциональности. Дело в том что желания (интенциональность) развиваются именно в конкретной ситуации ( «потребность принадлежит не самому человеку, потребность человека принадлежит полю, частью которого сейчас человек является и которое он видит, воспринимает)

  Итак, чтобы создать в пространстве некую поверхность, нужны как минимум три точки. Это три точки которые мы свяжем между собой линиями, и они уже образуют некую плоскую фигуру. Поле может быть шире и разнообразие, но сами точки и тем более СВЯЗИ между ними могут нам помочь в ориентации. Когда  я пишу тут НАМ, я имею в виду  психолога консультанта, который старается найти возможность помочь клиенту найти опору в его запутанной  ( много отношений) жизненной ситуации или в переплетении его чувств. Связи между «точками» могут быть поняты как «отношения»,  в которых послания или запросы могут быть переданы от одного человека к другому. В том числе меня будут интересовать варианты того, в одну сторону или в обе стороны могут быть посланы запросы или предложения.
Итак, если мы будем делать аналогию между полем как его воспринимает человек и геометрической топологии, мы можем воспользоваться идеями о трёх и более точках. О трех и более персонажах, которые входят в ситуацию и своим присутствием создают ситуацию. О  трех и более объектах, которые в данный момент воспринимаются человеком и образуют «поле феноменологии». Например, мама делает замечание ребенку по поводу учебы.  Имеет значение, кто ТРЕТИЙ присутствует  в этой ситуации ( зримо или не зримо). Например, папа, или бабушка (директор школы), или младший ребенок…
« я работаю онлайн с клиентом и кот лежит на столе. Клиенты его не видят. Но качество общения стало значительно лучше, разнообразие и комфорт».
 
    Приведем пример триангуляции в коммуникации. Например, я говорю, что я сейчас хочу мороженого. Казалось бы, все ясно, есть ДВА объекта: Лена и мороженое. Однако это высказывание не даёт развернутой информацию об интенции и системе отношений в ситуации. это будет происходить тех пор, пока не появляется определенность, заданная  присутствием третьего человека, который или свидетель или адресат. Например, адресат моего сообщения это  продавец мороженого, и можно прогнозировать развитие отношений. А вот и еще пример, я говорю другу, с которым иду по аллее парка: « Я хочу мороженого!». И совсем другой будет ситуация, если рядом есть ребёнок, который тоже хочет мороженого, и на столе есть только одна пачка мороженого.  Или ситуация другого типа : мы находимся в пустыне, кругом нет киосков мороженого, жарко, и я говорю спутнику «я хочу мороженого!». Мой спутник учитывает контекст и солнышко сверху, мой спутник понимает моё сообщение как сообщение о желаниях и потребности.

   Из теории поля мы знаем, что контекст (ситуация) является тем местом, где у человека появляются желания, где формулируется потребность. Потребности, как мы знаем формулируется как сумма побуждения и обстоятельства, в котором это побуждение (как предмет) может реализоваться. Что это соображение нам даёт для терапии? Рассмотрим несколько вариантов в коммуникации,  от простых к сложным.  Простой вариант: «Я рассказываю тебе о третьем лице, что мне нравится какие действия он совершает, а ты слушаешь и сочувствуешь». Триангуляция налицо.  Более сложный вариант: «Я сделаю какое-то послание терапевту про то, что происходит  в наших отношениях друг к другу, и терапевт скажет – есть что то между нами, что побуждает вспоминать того человека». Итак, терапевт может спросить меня о том, какие у меня желания, которые  адресованы другу или какие чувства адресованы к другу, или может сфокусироваться мое внимание на линии наших отношений. Например, о том, почему именно в наших отношениях, я вспомнила об этом человеке или даже фокусироваться на своём мнении о поведении этого человека. Заметим, что это простейшая фигура, треугольник , здесь получается три точки которые связаны линиями, и по каждой из линии этого треугольника могут быть сформулированы надежды, послания и ожидания…

 Продолжим рассуждение о триагнуляции. Например терапевт может сказать: « Мне кажется удивительным поведение вашего друга, я бы так не поступил или мне кажется логичным поведение вашего друга или я его понимаю, или что было бы, если бы ваш друг здесь присутствовал, он наверное заинтересовался бы нашим разговором?».  Мне кажется, на этом очень простом примере видно, что присутствие в духовном смысле (не в физическом) третьего лица меняет сюжет и побуждает тенденции. Мне иногда кажется уместным в ситуации клиента вопрос: « чтобы сказала об этом ваша мама?». Или спросить: « а приведите пример вашего конфликта, разместив

    Разные поля соответсвуют и пробуждают разные потребности. Мы замечаем, часто ситуация тревоги порождается замешательством, когда человек делает попытку единомоментно поддержать отношения в двух-трёх или более полях и запутывается.  Как практик, я знаю, часто именно дифференциация полей и их разделение помогают человеку восстановить себя самого и понять свои желания.  Например, клиент скажет: «с одной стороны я хочу сладкого, с другой стороны, я хочу похудеть соблюдать диету!» . Видно, что побуждения направлены в разные стороны, это будет действительно два разные поля: внимание к  диете для  похудения, желание сладкого… Старые авторы называли такую композицию «внутренний конфликт». Согласитесь,  что это две разных  системы отношений, две разных ситуации.  И при  попытке думать эти мысли одновременно может наступать    ступор или развиться тревога? Поэтому внимание к тому как организовано поле является ключевым для работы с интенциями и для работы с тем, как человек может организовывать свой контакт с миром.

   Триангуляция дает нам опору, часто человек « не видит» третью фигуру, и на приеме терапевта клиент игнорирует этот аспект ситуации. Но именно сильное раздражение или обида могут указывать на наличие ТРЕТЬЕГО в системе отношений, в ситуации. Поэтому  мы предлагаем тщательно исследовать, из каких элементов может состоять поле, какие связи есть между элементами поля.  Внесение  «временно скрытых» фигур, или даже добавление новых участников ситуации может быть полезным для расширения опыта клиента.  Мы будем искать формы работы так, чтобы управлять изменениями в  поле наиболее быстрыми и не разрушительными способами. Триангуляция  это первый шаг в такой работе. В этом смысле третья фигура помогает нам простыми средствами обнаружить потребности и желания,  а иногда даже создавать новый взгляд на ситуацию и получить новый опыт.

  Далее мы предложим некоторые конкретные тактики работы с триангуляций… 
(25 июля 2022)