Совершенно секретно! Дело лётчиков. 34

Вячеслав Полежаев
Глава 34. 1942.
Наступил май 1942 года. Отмели зимние метели, отхлестали весенние ливни, наступил засушливый и тёплый май. С теплом не закончились бои, как надеялись жители этого времени. Нам, пришельцам из будущего, не приходилось надеяться на быструю победу, потому что мы знали, когда она закончится и кто победит. Мы выполняли свою работу, ежедневно прокладывая тяжёлую дорогу к победе. За зиму и всю весну не было случаев появления в облаках свечений и открытий порталов. Но мы всё-таки надеялись, что сможем когда-нибудь вернуться домой.
Кузнецов приехал к нам как всегда неожиданно.
- Ну, как дела, истребители?
- Хорошо идут дела, голова пока цела.
- Это хорошо, что хорошо. Для вас задание снова. На днях приходит новый конвой. Надо сохранить его. На нём привезут новые самолёты для вашего полка и полка Сафонова.
- Ясно, товарищ генерал.
- Чего тебе ясно? Чего тебе ясно? Самолёты новые, комплектность проверена, полный комплект. Загоните их на сборку, заряжаете «подарками» для фрицев, и начинаете учить лучших лётчиков работе на этих Харикайнах.
- Понятно. Разрешите вопрос?
- Ты опять про «Яки»? Нет пока «Яков», и не ожидается! Вопрос исчерпан?
Сразу как-то грустно стало. Американские и английские самолёты поступали с завидным постоянством, а наших «Яков» за всё время поступило всего пять штук. Обидно было за наш авиапром и наши машины, ведь они были не хуже, а иногда превосходили ленд-лизовские.
- Исчерпан, товарищ генерал.
- Я понимаю, Вячеслав Валерьевич, что привычнее вам на «Яках» летать, но сейчас идёт формирование новых истребительных полков, заводы работают круглыми сутками, но всё равно не хватает самолётов.
- Да всё это понятно. Всё сделаем, что от нас зависит, чтобы быстрее поставить на крыло этих ленд-лизов.
- Один самолёт приходит лично для тебя.
- Вот это новость!
- Да. Поэтому получишь его, учись на нём, и других обучай.
- Есть, товарищ генерал!

Но не успели получить самолёты с конвоя, как пришли десять «Яков». Я дозвонился на завод:
- Товарищи мои дорогие! Спасибо огромное за такой неожиданный подарок! Вы не представляете, как дороги нам такие самолёты! Как вовремя они к нам поступили! Делайте их нам как можно больше! А мы в свою очередь будем быть фашистских стервятников со всей силой, на которую способны наши машины! Спасибо огромное за подарок!
Прибывшую технику распределили за поступившим пополнением. Обучать их надо было в боевых условиях, а других условий на войне не было.

На задание вылетели одной эскадрильей. Всё было спокойно, море спокойным, не штормило. На подлёте к конвою появились «Юнкерсы», а следом за ними «худые». Мы разделились на две пары, одна атаковала «Лапотников», а вторая – «Худых». «Лапотники» не ожидали, что на них свалятся «Яки», но упорно пытались приблизиться к конвою. «Худые» пытались тоже разделиться, чтобы связать нас всех боем, но ничего не получалось. Один за другим вспыхнули три «лапотника» и упали в море. «Худые» ещё держались, отвлекая на себя часть самолётов. Когда же упали ещё два «лапотника», а остальные начали сбрасывать бомбы куда попало, «худые» тоже не выдержали, и тоже начали уходить к берегу.
Мы пролетели над конвоем, покачали им крыльями, и отправились домой.
Небо было безоблачным, ветер слабым. Над сушей клубились небольшие облака, которые не закрывали нашу вторую эскадрилью. Они шли правей нашего курса и чуть выше. И тут неожиданно перед ними засверкали молнии, и один за другим они начали пропадать прямо на глазах. У нас времени на обходной маневр тоже не было, и мы попали в это месиво. Пролетев сквозь тучу, огляделся.
- Внимание всем! Первая эскадрилья! Занять эшелон три пятьсот. Вторая эскадрилья. Занять эшелон четыре. Перестроиться. Выполнять.
Самолёты стали выстраиваться подобно сети. И тут неожиданно:
- Внимание всем, кто меня слышит! Говорит вышка. Повторяю: говорит вышка.
У меня слёзы на глазах навернулись:
- Внимание вышка! Говорит командир Семьдесят второго истребительного полка Полежаев Вячеслав Валерьевич. Со мной две эскадрильи истребителей «Як-9». Сопроводите нас домой, ребята! Топлива осталось маловато, однако…
На вышке произошло замешательство, некоторое время они молчали, потом раздался голос Шувалова:
- Идёте правильным курсом. Навстречу вам вылетели «Стрижи». С возвращением, герои!
Через десять минут появились «Стрижи» и сопроводили нас до аэродрома. На посадке нас ждали наши «пропавшие» не так давно лётчики и командиры. После посадки и построения полка я отдал команду:
- Становись! Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!
Строевым шагом я подошёл к Шувалову:
- Товарищ генерал! Остатки Семьдесят второго истребительного полка из боевого похода возвратились! Докладывает командир Семьдесят второго истребительного полка подполковник Полежаев.
Я отошёл в сторону. Шувалов приветствовал всех прибывших:
- Здравствуйте, товарищи лётчики!
Полк выдержал паузу и ответил:
- Здравия желаем, товарищ генерал-майор!
- Поздравляю вас с возвращением из длительной командировки!
Плац огласился троекратным «Ура!»

В кабинете Шувалова собрались на совещание командиры эскадрилий. Шувалов взял первое слово:
- Товарищи офицеры, я постараюсь вас не задерживать сегодня. Понимаю, что вас всех ждут родные и близкие. Поэтому вкратце: три дня отдых, а затем жду вас на аэродроме. Работа для вас только начинается. А на сегодня все свободны!
Офицеры встали и покинули кабинет. Шувалов улыбался своей хитрой улыбкой.
- Василий Иванович, я знаете ли соскучился по вашей такой хитрой улыбке.
Генерал прищурился:
- Не верю! Вот ни единому слову твоему не верю!
- Почему это?
- Хоть ты мне и друг, а всё-таки скажи мне, пожалуйста: всех вывел оттуда?
- По максимуму. Осталось несколько лётчиков в третьей эскадрильи. Третью мы задумали с Сергеем, как учебную. Сформировали её из тех, кто не стремился вернуться домой. А ты скажи: что задумал с нами сделать?
- Ничего не задумал. Отдыхай пока, возможность позволяет.
- Отдохнуть-то отдохнём… Собираешься снова забросить туда? Понравилось, что ли?
- Есть особое мнение, создать два-три мобильных авиационных полка и перебросить их в то время.
- Василий Иванович, не юли.
- Да не юлю я, Слава! Первый такой полк уже тренируется на «Яках».
- Не в этом возникнет проблема.
- А в чём?
- В ресурсах. В первую очередь – не хватает самих самолётов. Со временем мы научимся сбивать самолёты противника пачками, но всё становится колом при одном упоминании, что самолётов не хватает. Следующий момент. Люди. Их обучать надо. На чём? Опять же время на обучение.
- Так я тебе про что и говорю. Сейчас и здесь подготовить специалистов не сложно по времени, самолётов настроить можно тоже много.
- Как ты их туда переправишь? Представь такую ситуацию: кто-то из противников узнает, что русские отправляют туда самолёты и лётчиков. Они ведь тоже захотят отправить помощь своим. Как в этой ситуации проконтролировать? Это просто не известно, чем война закончится.
- Согласен с тобой. Но не от нас с тобой это зависит.
- От нас с тобой! Доказать этим безумным головам, что их может не быть в этом тысячелетии – главная наша с тобой задача!
- Как мы сможем с этой задачей справиться?
- Я попробую поговорю с девочками, может, они что-нибудь придумают.
- Ох, не втягивал бы ты их. Они ведь ещё маленькие, жизни нашей не знают.
- Они уже втянуты. Правда, не с той стороны, но уже втянуты. Посмотрим.

Когда командиры вышли из кабинета, на улице была уже ночь. В приёмную зашли Нина и дети.
- Слава…
- Папа!
- Нина! Саша! Ваня! Настя! Родные вы мои! Как я по вам соскучился!