Киев. Школа имени сына. Очерк 2

Влад Каганов
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

        Коллегия П. Галагана изначально создавалась как элитное учебное заведение. Сюда принимались юноши в возрасте от 16 лет, православного и греко-католического  вероисповедания, из всех украинских земель, в том числе из тех, которые входили в состав Австро-Венгрии,и практически всех социальных состояний. Так, из семей  дворян  было около 60 % ; духовенства - около 20% ;  городских  состояний - около 16% и  из крестьян - около 4% .
         Для поиска талантливой молодежи в небольших городах и местечках Украины члены Совета  Коллегии ежегодно совершали поездки по государственным гимназиям и прогимназиям для отбора юношей для учебы в Коллегии.

В Коллегии обучалось  одновременно всего от 50 до 70 учеников – то есть по 10 -15  в каждом классе. Многочисленным оказался 13-й выпуск: 19 человек.

       Первый набор Коллегии состоял из 16 учеников, перешедших из гимназий Киева и других городов Украины. Восемь были на собственном содержании и столько же — стипендиатами.
      Любопытны данные о возрасте воспитанников и выпускников Коллегии. В 1880 году из 54 учеников- 4 были в возрасте 14 лет, а 7 - 15 лет
     Что же касается выпускников : 17 лет- 6,7%, 18 лет- 27,2%, 19 лет – 31,6%, 20 лет – 21,1%, 21 год  и старше – 14,2%

        Из общего числа учащихся,  30 воспитанников –  были стипендиаты, то есть те, кто находились на полном содержании Коллегии. Более того, уже в первый год свого обучения в университете, они получали в размере 200 рублей стипендию.
        Остальные  учащиеся - своекоштные – должны были своё обучение оплачивать сами, хотя и их содержание частично покрывалось за счёт Коллегии. Им также полагались питание и одежда .

        Годовая оплата за обучение в Коллегии была самой высокой в городе и постепенно увеличивалась от 475 руб до 600 руб в 1873-74 учебном году, и  от 672  до 750 рублей в 1884-85 учебном году, в то время как  в государственных гимназиях она не превышала 50-60 рублей, а в частных - 100-120 рублей.
        В  1918 году оплата за учебу для своекоштних была установлена в 2000 руб. на год без одежды, обуви и белья.
         Ежегодный расход Коллегии составлял более 42000 рублей.

       В целом на содержание Коллегии Григорием Павловичем было потрачено более 1 миллиона рублей.

       Обучение в Коллегии продолжалось 4 года, что соответствовало четырём старшим классам классической гимназии. И также, как выпускники гимназии, коллегиаты получали аттестат зрелости и возможность продолжать учебу в университете.

          Воспитанники Коллегии были окружены постоянным вниманием и заботой. Для них, стараниями воспитателей,  создавалась домашняя обстановка. Мальчики жили в пансионате при школе и получали не только прекрасное образование , но и хорошее питание, и форму европейского образца.  Так, в Коллегии ежедневно натирались паркетные полы. Кровати, заправленные накрахмаленным чистейшим бельем, были днем зачехлены.

Обед  состоял из пяти блюд, к утреннему и вечернему чаю подавались молоко и белый хлеб. Как писал в воспоминаниях  поэт и актер Александр Николаевич Вертинский, ученики других гимназий невероятно завидовали коллегиантам, считали, что в этом частном элитарном заведении воспитанникам живется очень легко и свободно.

ОДЕЖДА
Одежда у воспитанников Коллегии, в отличие от учащихся гимназий, была тоже несколько необычна и как бы соответствовала той, которую носил покойный юноша:  в будничные дни воспитанники носили гимназические курточки чёрно-серого цвета, а в качестве мундира - чёрный двубортный пиджак и белую крахмальную рубашку с отложным воротником и чёрный галстук.
          В торжественных случаях полагалось надевать мундир из синего сукна, отделанный по воротнику серебряной тесьмой – галуном.
         В холодное время -  чёрное пальто и чёрную фуражку с единственной блестящей принадлежностью во всей одежде - вышитым золотом вензелем «П. Г.» и пропущенным сквозь него  словом «Коллегия» на околыше .
         В другое время они носили  синюю фуражку с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных веточек лавра с тремя буквами «К.П.Г.» или шапочки на которых была надпись: « П.Г.Колегия», которую вышивали  монашки Киевского флоровского монастыря.
Что касается прически, то требовалось, чтобы волосы были коротко подстрижены. При этом, юношам прививали привычку следить за своей одеждой, чтобы была чистая, выутюжена, нигде не разорвано.

      Педагоги и воспитатели также носили форменную одежду. На  сюртуке  были золотого цвета пуговицы с изображением пеликана, кормящего птенцов. Это был символ  полной отдачи учителями своих знаний ученикам. Ведь по преданию, пеликан, чтобы накормить птенцов, разрывал свою грудь.

ЭКЗАМЕНЫ
Система экзаменов в Коллегии подразделялась на  вступительные   переходные и выпускные.

Юноши, обучение которых оплачивали родители, вступительные экзамены не сдавали, а сразу зачислялись в Коллегию. Совершенно иначе обстояло дело с будущими стипендиатами, то есть  теми,  кому предстояло обучаться за счет Коллегии. Первым делом соискателям необходимо было предоставить свидетельство об успешном окончании четырех классов гимназии, а также доказать  бедность своих родителей. Далее следовала сдача вступительных экзаменов по русскому языку, латыни,  немецкому и французскому языку и математике. По результатам экзаменов руководство учебного заведения выбирало наиболее достойных.

      Однако, поступить в Коллегию –  ещё не означило её окончить. Для стипендиатов исключалась возможность даже случайной «тройки». Ученики, оплачивавшие учебу, также  должны были покинуть школу если в течение 6 учебных четвертей получали «тройку».
Так, если за первые 10 лет  в Коллегию было принято -160 юношей, то окончили полный курс  - только 75.
        А вот как выгядели цифры за  25 лет. Поступило  на учебу  в Коллегию - 426 воспитанников  (189 стипендиаты и 237 своекоштные);  выбыло до завершения курса - 84   (16 - стипендиаты  и 68 - своекоштные).

За  25 лет существования переводные и выпускные экзамены сдавали 1292 воспитанника, из них 1219  были переведены в следующий класс или окончили курс. О высоком уровне подготовки  свидетельствует и такой факт : из 158 учеников, которые получили в Коллегии  образование  с 1871 до 1888 года- 156 продолжили учебу в университетах, 1 – в духовной академии.

  Что касается переводных и выпускных  экзаменов, то им предшествовала  серьёзная подготовка по всем предметам под наблюдением воспитателей.

На выпускные экамены приезжала Комиссия и представитель от округа. Был обычай, что по окончанию Коллегии лучшим ученикам даровали швейцарские серебряные часы. Медали не давали. Но в аттестате каждого ученика, который завершал обучение с отличием, было отмечено: « С правом на медаль».

 СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

Учебный год в Коллегии начинался 16 августа и заканчивался 1 июня.  Кроме летнего перерыва, были  еще рождественские и пасхальные каникулы.
 
В Коллегии был  разработан специальный режим дня, «чтобы ученики не переутомлялись, не приходили в угнетенное состояние, но работали с интересом, не теряя свойственной их возрасту живости и бодрости». Особое внимание уделялось физическому развитию гимназистов. Много времени юноши проводили на воздухе, строго соблюдалось чередование умственного труда и отдыха.

Почти 16-тичасовый режим учебно-воспитательного процесса был продуман до мелочей.: 6.30 - 7.00 -воспитанники поднимаются по звонку, собираются на общую молитву, которая читается каждым из них по очереди; после молитвы - чай; 7.30  - звонок на утренние занятие (приготовление уроков); 8.30- 8.45 - перерыв; 8.45 - 9.00 общая предклассная молитва; 9.00 -12.00 - три урока; 12.00-13.00 - завтрак и большой перерыв; 13.00-15.00 - два урока; 15.00-16.00 -  гимнастика, танцы, ручной труд, баня; 16.00 - обед; 16.30-18.00 - свободное время, игры во дворе и тому подобное; 18.00- 20.45 - первые и вторые вечерние занятия (приготовление уроков), в некоторые дни практические занятия с воспитателями; 20.20- 20.45 - чай и перерыв; 20.45- 21.45 - третьи вечерние занятия; 21.55 - молитва, после которой воспитанники идут спать.

Занимались  коллегиаты шесть дней в неделю по 5-6 уроков. Порядок этот нарушался лишь в среду, когда от 15.00 до 18.00 воспитанникам были разрешенны прогулки.  По  праздникам, когда они просыпались в 7.30 и не было уроков и вечерних занятий, то все, у кого были в Киеве родители или опекуны, получали разрешение на ночной отпуск до 8.45 утра следующего за праздником или воскресеньем дня. Остальные воспитанники имели освобождение к родителям лишь до 21.45 вечера в праздничные дни. Тогда же все воспитанники присутствовали на обедне в церкви Коллегии. Нередко, в воскресные и  праздничные дни Галаганы приглашали учеников к себе на обед.

Учебный план включал 80 уроков в неделю, из них 42 - языки, 20 - математика, физика и физическая география, 18 - Закон Божий и остальные предметы.
Учебная программа Коллегии была достаточно насыщена: 5 языков:  русский язык и словесность, латинский, французский, немецкий и греческий (необязателен); математика, включая - алгебру, геометрию и тригонометрию; курсы истории: русской , древнего  мира , средних веков и  истории церкви, а также физики с элементами космографии (что соответствует нынешнему курсу астрономии),  географии,  логики,  черчение  и ручной  труд , рисование и уроки музыки.

В учебном плане, кроме обязательных , вводились и  необязательные, то есть те,   которые изучались по  желанию учащихся  или их  родителей: танцы,  игра на музыкальном инструменте  (стипендиаты  учились за счет  Коллегии,  а своекоштные -  за  собственные средства).
В 1903 году было отменено обязательное  изучение греческого языка, что позволило ввести в программу  курс  сравнительной географии  России с  важнейшими статистическими данными.
В 1904 году был введено преподавание  природоведения, которое включало курсы  ботаники,  зоологии,  химии, минералогии и геологии .  В первом и втором классах на изучение природоведения отводилось по два урока в неделю, в третьем классе — два урока химии. На уроках и практических занятиях по химии воспитанники проводили опыты, с помощью которых знакомились с простыми химическими реакциями.
В 1911-1912 учебном году  изучали философскую  пропедевтику, которая включала  основы психологии и логики.

С 1903 года, для лучшего усвоения учащимися иностранных языков, в Коллегию были приглашены два преподавателя (немец и француз), с которыми, в свободное от учебы время, воспитанники четыре раза в неделю занимались практическими упражнениями.

УРОКИ РУЧНОГО ТРУДА
В полуэтаже здания размещалась оборудованная мастерская. В 1895-1896 учебном году было введено преподавание ручного труда ( столярное  и токарное дело) по  системе шведского педагога  ОТТО  СОЛОМОНА (1849 – 1907). Отто Соломон рассматривал трудовое обучение, как важное средство воспитания.  Он указывал, что обучение учащихся следует начинать не с отдельных упражнений, подготавливающих к выполнению рабочих операций, а с конкретных заданий, следующих одно за другим по нарастающей степени сложности, с тем чтобы учащиеся ощущали результаты своего труда. В первое время, ученики изготовливали небольшие  изделия,  которые , однако, не могли  долго интересовать юношей,  потому  уже с 1904  года  воспитанники  стали изготавливать такие, которые могли быть использованы  для  нужд  школы или собственных.
 Учитель ручного труда – МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ ГРИЩЕНКО

Обязательными  для всех учащихся были два часа в неделю уроков  ГИМНАСТИКИ, а кроме того, каждое утро начиналось с  получасовой зарядки. Весной  и ранней осенью занятия проводились во дворе, а в холодное время - в хорошо оборудованном гимнастическими снарядами спортивном зале. Занятия включали: упражнения на шестах, лестницах и трапециях, легкую атлетику, гимнастические игры и забавы. На занятиях учащиеся изучали: вольные упражнения, «ученики старших классов прыгали через кобылу и козлы и показывали искусство ловкости на параллельных брусьях. Ученики же младших классов упражнялись на качелях и в прыганьи в вышину».
       В Коллегии также занимались теннисом, крокетом, боксом, фехтованием на рапирах, футболом. В 1911-1912 учебном году на уроках  гимнастики воспитанники всех классов стали изучать военный строй. «Чтобы приохотить воспитанников сколько возможно больше времени проводить на чистом воздухе, - писалось в печатном отчете за первое десятилетие существования Коллегии, - был расчищен двор в чистую площадку. Гора превращена в сад, устроенный террасами, сделаны приспособления для игры в кегли, построены pas des geants (гигантские шаги) и гимнастические снаряды на дворе, зимою самими воспитанниками устраивался каток».
       Преподавателями гимнастики  были  Михаил Петрович Михайлов  и Дмитрий Сергеевич  Гнилушкин.

В Коллегии большое внимание уделялось  преподаванию предметов искусствоведческого  цикла :  музыки, рисования и живописи. 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В Коллегии имелся прекрасно оборудованный класс музыки с фортепиано и органом. Учащиеся получали возможность не только заниматься вокалом и петь в хоре, но изучать теорию и историю музыки, сольфеджио, запись напевов и перевод из одной тональности в другую.
        По желанию учащихся или их родителей, в Коллегии  можно было учиться игре на музыкальном инструменте. При этом, стипендиаты  могли обучаться  за счет Коллегии, а своекоштные-  за  собственные средства.
Также в библиотеке Коллегии был нотный отдел, которой насчитывал более 120 единиц музыкальных произведений.

Среди учителей музыки и пения и руководителей хора: Николай Иванович Вадов; Ипполит Андреевич Зелинский; Антон Фомич Данилевский; Александр Васильевич Химиченко; Алексей Петрович Шуммер

        Из воспитанников и приглашенных студентов был организован хор, которым руководител учитель латинского и греческого языка ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ ЯНЧЕВЕЦКИЙ. Значительную помощь Г. Ячневецкому в работе с хором оказывал композитор Н.В. Лысенко,котрый  помогал в подборе программы, давал полезные советы. В светскую программу хора Ячневецкий включал народные песни, которые исполнялись в субботних музыкальных вечерах.
В репертуаре хора были довольно сложные, как светские(песни и кантаты) так и церковные, произведения композитора Дмитрия Ботнянского.

Выпускник, а затем директор Коллегии АНДРОНИК ИОАННИКИЕВИЧ СТЕПОВИЧ писал:«Григорий Павлович, как знаток и любитель народной украинской песни, создал хороший хор. Особенно ему нравилось, когда мы пели «Ой Морозе, и Морозенку», «Ой из-за горы, из-за лимана ветер повевает» и др.».

В 1891 году было возобновлено преподавание танцев по одному уроку в неделю. Однако этот предмет не был обязательным.
Учитель танцев (в 1880 -1898 ) - ВИКТОР САВЕЛЬЕВИЧ ВАСИЛЬЧЕНКО.

         В 1898-1909 годы для проведения танцевальных занятий был приглашен балетмейстер и танцовщик Варшавского театра, ставивший балеты в Киевской опере - СТАНИСЛАВ ЛЕНЧЕВСКИЙ.

В Коллегии основательно было поставлено преподавание рисования, которое вели академики живописи - НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ МУРАШКО и НИКОЛАЙ КОРНИЛЬЕВИЧ ПИМОНЕНКО.  Учащиеся изучали : теорию перспективы; историю живописи в соединении с историей возникновения искусств.
         Оба наставника применяли прогрессивные методы подготовки учеников, в основе которых были: соблюдение принципа «от простого- к более сложному»,  рисование с натуры, обеспечение индивидуального подхода к каждому ученику, соединение специальной и общеобразовательной подготовки,воспитание любви к искусству.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В первые годы, когда учащихся было немного, все коллегиаты были разделены между воспитателями так, чтобы каждый имел несколько воспитанников из каждого класса. Позднее, когда был основан 4-й класс, а колличество учащихся возросло, такое распределение было признано неудобным, поэтому воспитателей стали закреплять за определенным классом. 

Преподаватели не только излагали фактический материал, но и проводили с учениками научные беседы, поручали им написание самостоятельных работ,
руководили ими, помогая выполнять задания, развивали в них самостоятельность мышления, собственными примерами влияли на их воспитание. При сравнительно небольшом колличестве учеников, а также тщательном подборе  воспитателей, возникала возможность  находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, что приносило наилучшие результаты.
Не случайно, из числа выпускников Коллегии, пятеро стали академиками, многие – профессорами и докторами наук, известными врачами, литераторами, юристами, педагогами. (более подробно о выпускниках Коллегии читайте в моём очерке)

Текущих  оценок не было, только по  итогам четверти и года. Ибо, одно из первых правил в Коллегии было : учеба для знаний, а не для оценки.  Вместо оценок были рецензии и заметки на произведения. Поскольку наполняемость классов была небольшой, преподаватели имели возможность опросить во время урока каждого ученика. При этом в классном дневнике фиксировались все случаи плохих ответов и невыполненных заданий на уроках. На основе этих записей директор и воспитатели  назначали ученику дополнительные занятия.

В Коллегии применяли метод обучения, который в наше время называется интенсивным, не прибегая к этому слову. Насыщенные лекции с одной стороны и непрерывные самостоятельные работы (письменные сочинения) с другой, которые давали возможность не дробить знания, а вводить новую информацию крупными блоками - комплексами. В первую очередь это касалось концентрического расположения материала при преподавании физики, который читал  АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЯНИЦКИЙ.

С первых шагов обучения в Коллегии, от воспитанников требовали не заучивания и повторения чужих, пусть самых авторитетных, мнений, но, прежде всего, независимости собственных мнений и суждений. Навыки свободного мышления и точного слова вырабатывались у воспитанников непрерывными письменными работами, от которых требовалась точность в передаче сути рассматриваемого  вопроса.

Преподаватели Коллегии руководили и помогали учащимся во время выполнения заданий, направляли их на самостоятельный поиск решения той или иной проблемы. На уроках и во внеурочное время проводились дискуссии ,  в том числе между учащимися и преподавателями.
Темы, которым посвящались диспуты, были самые разнообразные:  и  посвященные философским  размышлениям о свободе и воле человека;  и научного, и политико-экономического характера, например, о деньгах в древние времена; и литературно-критического, например, о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Более того,  готовиться к урокам только лишь по учебникам, считалось для учащихся позорным.

Большое внимание в Коллегии уделяли внеклассному чтению. Для систематизации прочитанного, учащимися использовались специальные тетради, в которые они вносили свои суждения о той или иной прочитанной книге. 
         « Мы могли свободно пользоваться довольно богатой библиотекой самой Коллегии, могли доставать книжки и на стороне (в том числе и нелегальщину). Никто не запрещал нам читать то, что мы хотели, и, более того, в этом отношении шли нам навстречу»,- вспоминал один из выпускников.
         Среди тех, кто приносил «запрещенную литературу» - зарубежные издания украинской литературы, в частности, не издававшиеся в России произведения Тараса Шевченко, был фельдшер, а позднее помошник воспитателя – АНДРЕЙ КАРАВАЙ.

Многие учителя Коллегии активно участвовали в разработке учебных пособий и учебников.
Так, ПАВЕЛ ИГНАТЬЕВИЧ ЖИТЕЦКИЙ подготовил учебники : «Теория сочинения», «Теория поэзии», «Очерки из истории поэзии». Учебники  выдержали по шесть-восемь изданий и в 1902 году были отмечены малой премией Петра Великого, а  «Очерк звуковой истории малорусского наречия» в 1877 году  отметила  специальной  премией Российская Академия Наук ;
преподаватель немецкого языка - ФРИДРИХ ИВАНОВИЧ АЛЬДИНГЕР - хрестоматию рассказов для изучения иностранных языков « О разговорном методе преподавания новых языков»; 
         ФЕРДИНАНД ГЕОРГИЕВИЧ ДЕ ЛА БАРТ - «Беседы по истории всеобщей  литературы» , «Французский классицизм в литературе и искусстве»,(Киев, 1903);
        ГРИГОРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ – «Чтения по истории новейшей русской литературы»;
преподаватель математики ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БУРНЕВСКИЙ - « «Дополнительные статьи по математике для учащихся старших классов средних учебных заведений»;
        учитель русской словесности ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КУНИЦКИЙ  - «Русские женщины (женские типы у Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Л. Толстого, Достоевского)», «Женские школы средней Европы (Швейцария, Вена, Бавария)», «К вопросу о преподавании иностранных языков в русской школе», «Задачник по русской граматике для младших классов», «О нравственно-воспитательном значении преподавания словесности.», «Язык и слог комедии «Горе от ума!»» , а также статей о народной школе, опубликованных в журнале «Образование» в 1902–1904 года;
      учитель физики АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЯНИЦКИЙ  - стал автором учебников практических упражнений по физике « Курс практических работ по физике», «Опыт концентрического расположения материала при преподавании физики в средней школе».  Он же выполнил для Коллеги перевод  английского издания книги преподавателя из Глазго Т.А.Чийтама. «Элементарная химия. Практический и теоретический курс»;
      преподаватель ФЕДОР ЛЕОНТЬЕВИЧ ЯРЕШ  – «Задачник по русской грамматике».

В отличие от государственных учебных заведений, в Коллегии практиковалось  проведение вечерних занятий.   На такие занятия каждый воспитатель имел по два часа на неделю по своему предмету. В вечернее  время   учащиеся не только занимались  приготовлением домашних заданий  и написанием сочинений и рефератов,  но и участвовали в дискуссих  и беседах  естественно- научного  и исторического содержания, а в 1912—1913 учебном году к этому добавилось чтение преподавателями лекций для воспитанников и всех желающих из Киевских гимназий. Лекции читали: П.Конский «Вступление в историю искусства», В.Мач «О вреде курения», учитель физики А.Н.Яницкий «Частичное строение тел» и «Критическое состояние тел», преподаватель словесности М.Н.Марковский «Тургенев в свете новой критической литературы», ботаник и эмбриолог Владимир Вильгельмович Финн «Чередование поколений в растительном царстве».

УЧЕНИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Воспитанники Коллегии с увлечением издавали ученические  журналы. В годы, когда директором был И.И. Нечипоренко, они выпускали журнал  «СЛОВО»,  в котором  помещали стихотворения, повести, критические статьи и театральные рецензии.
В  первой половине 80-х годов, в Коллегии издавался журнал «ДЕЛО». Все началось с совместных заседаний, где ученики обсуждали волнующие их вопросы по истории, философии и литературе. Когда директор узнал об этих заседаниях, то потребовал лишь присутствия кого-то старшего для соблюдения порядка и наблюдения за содержанием бесед. Такое идейное объединение учеников и привело к возникновению мысли об издании журнала. Редакция журнала «Дело» состояла из выбранных представителей каждого из четырех классов. Журнал выпускался раз в два месяца, а его объем нередко достигал 400 страниц. В 1885 -1889 годы воспитанники выпускали  на русском  и  украинском языках журнал «КОЛЛЕГИАТСКАЯ МЫСЛЬ», в котором  были помещены первые «творения» А.Крымского и П.Чубинского.
Об ученическом журнале - «Лукоморье» -  вспоминал выпускник Коллегии Всеволод Михайлович Ганцов : «Под влиянием своего учителя по русской литературе И.Ф.Кожина- Драй-Хмара начал писать стихи, которые были опубликованы в  коллегиатском журнале «Лукоморье». Это было, скорее всего, в начале 1910 года.».

В 1904 году Совет Коллегии учредил специальный педагогический, литературно-научный журнал «Педагогическая Мысль» который должен был содействовать развитию и организации научных исследований. Руководили изданием: публицист, профессор Киевского университета, почётный член Киевской духовной академии- ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ СИКОРСКИЙ (1842-1919) и историк литературы, преподаватель Коллегии- ИВАН ИВАНОВИЧ ГЛИВЕНКО(1868—1931). 

С 1897 года в  Коллегии издавался официальный «Ежегодник Коллегии Павла Галагана», в котором, наряду с материалами, посвященными истории учебного заведения   и отчетам о его работе в истекшем году, помещались лучшие статьи и работы преподавателей , а также воспитанников и выпускников.

Одной из эффективных форм обучения были УЧЕБНЫЕ  ЭКСКУРСИИ. Учащиеся посещали Киево-Печерскую Лавру,  Михайловский и Софиевский  соборы,  музеи  и выставки,  ботанический сад и Голосеевский лес Киева, а также лаборатории и зоологический музей Киевского политехнического  института.
В 1912- 1913 учебном году Правление Коллегии постановило ежегодно проводить поездки в Москву и Санкт-Петербург с целью знакомить воспитанников с выдающимися памятками этих городов. В том же году состоялась первая поездка воспитанников во главе с директором и двумя воспитателями в Москву. В годы директорства И.И.Нечипоренко, была заложена традиция – выпускники во главе с  директором ездили  в Канев на могилу Тараса Шевченко. К сожалению, впоследствии такие поездки были запрещены.
Кроме того, во время летних каникул, ученикам устраивали интересные экскурсии - на Кавказ, в Крым, по Волге.

ТЕАТР
При Коллегии был организован ученический театр, в котором ставились пьесы, например, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, а также проводили литературно-музыкальные вечера на которых читались стихотворения, отрывки из литературных произведений и рефераты коллегиатов.
В том числе: литературные вечера, посвященные памяти А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, композитора П.И.Чайковского, вечер украинской поэзии на котором исполнялись украинские народные песни . 
В феврале 1881 года, в условиях запрещения театральных представлений на украинском языке, с позволения заместителя министра внутренних дел Михаила Семёновича Каханова (1833—1900), в Коллегии  состоялся силами учащихся спектакль «Наталка-Полтавка» по пьесе Ивана Петровича Котляревского.   В рецензиях на спектакль отмечалась не только замечательная игра учеников, но и максимальное внимание - в костюме и в декорациях - к деталям.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

        Коллегия постоянно принимала участие во Всероссийских промышленных  выставках. Так, известно об её участии в Первой гигиенической выставке в Санкт-Петербурге (1893), Нижегородской выставке (1895 –1896 года)  и в Киевской Всероссийской, которая проходила с мая по октябрь 1913 года.
На выставку в Петербурге были отобраны: фотографии Г.П.Галагана, группы воспитанников и учителей, планы и фотографии фасада здания, актового зала, библиотеки, церкви, образцы школьной мебели, одежды и обуви.
В 1913 году часть экспонатов коллегиаты подготовили по собственной инициативе. Кроме того, были отобраны и представлены на выставке: рефераты учащихся, таблицы и диаграммы, посвященные исследовательской и общественной жизни учащихся и выпускников.

Во время летних каникул, воспитанники Коллегии, которых родители не забирали домой, проводили их в имении Галаганов в живописной местности Покорщина вблизи города Козельца, расположенного на реке Остер, и ,примерно, посередине между Киевом и Черниговом. В этой усадьбе сочитались роскошная природа и скромные жилые помещения.
«Был там старинным двухэтажный дом, высокие печи, которые очень скоро нагревались, парк с замечательными липовыми и ореховими аллеями. В одной из комнат стояло кресло с табличкой  на обороте, что здесь сидела «Ее императорское величество Императрица Елизавета Петровна», дочь царя Петра Первого. По дороге, когда ехали через село Лемехи, воспитатель показывал на фигуру под крестом на церкви, которая напоминает корону. В той церкви венчалась Елизавета Петровна с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским.»- вспоминал выпускник  Коллегии Иван Кабачков.

Высоко ценили в Коллегии связь между семьей и школой. Родителям учеников не только позволяли, но даже поощряли посещение уроков, для того, чтобы они имели возможность увидеть, как учатся их дети, и как проводится учебно-воспитательная работа.

ПРАЗДНИКИ

В  Коллегии, как и в других гимназиях,  устраивали литературно-музыкальные вечера на которых ученики имели возможность продемонстрировать свои способности и успехи в сольном и хоровом пении.
   
         В числе приглашенных, прежде всего, занимали место семьи воспитанников, но, кроме того, посылались пригласительные билеты во все учебные заведения города: мужские и женские гимназии, а также в институт благородных девушек.
         Заранее  составлялась программа, которая была в состоянии действительно заинтересовать слушателей. В неё входили чтение, музыка и пение в исполнении  как отдельных воспитанников так и хора.
        Проходили такие «вечера» очень оживленно и всегда являлись своего рода праздниками, именинным днем, о котором говорили долго после того, как он уже проходил. По окончании литературно-музыкального отделения следовали танцы, потом угощение «гостей» и снова танцы.

Среди гостей бывал Киевский генерал-губернатор - граф АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ИГНАТЬЕВ(1842-1906). 
        Дамы были преимущественно из семей педагогов или их знакомых. Бывала здесь и  дочка преподавателя Елисея Киприяновича Трегубова- Катря (Екатерина;в замужестве Костенко), которая по воспоминаниям Ивана Кабачкова «пользовалась успехом у молодежи».

В Рождественские праздники ставилась елка, устраивались игры с песнями и танцами.  Так, 22 января 1875 года  праздичная программа включала:  исполнение ученическим хором государственного гимна «Боже, Царя храни!», пение церковных песен,  чтение и декламирование стихотворений; постановка представлений; исполнение произведений на музыкальных инструментах.

ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ КОЛЛЕГИИ

Уже вскоре  после открытия, Коллегия завоевала авторитет среди учебных заведений Юго-западного края, ее посещали педагоги Киева, высокие чины, друзья Галагана.
27 ноября 1871 года,  школу посетила императрица Мария Александровна с сыновьями Павлом и Сергеем, которые присутствовали на уроках физики и истории.

В разные годы гостями Коллегии были  историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый ректор Киевского университета - МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАКСИМОВИЧ (1804- 1873) ; историк,  журналист, публицист, писатель-, издатель, коллекционер , академик Петербургской АН (1841)-  МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ПОГОДИН (1800- 1875) 

В сентябре 1876 года Коллегию посетил бразильский император ДОН-ПЕДРО ВТОРОЙ (1825 -1891) , правивший в 1831—1889 годы. Необходимо подчеркнуть, что бразильский император был не просто любознательный путешественник, но прославился, как мыслитель и философ .

ЗАКРЫТИЕ КОЛЛЕГИИ

На деятельность Коллегии негативно повлияла Первая мировая война Начиная с 1915 года учебный процесс в Коллегии практически полностью остановился. В начале июне главный корпус в приказном порядке отводят под лазарет Красного Креста, а Коллегию эвакуируют в Кисловодск.
         В 1916 году Коллегии разрешено возвратиться в Киев, однако главный корпус не отдают: размещайтесь, мол, в доме 9, там достаточно места. Но и здесь невозможно было провести полноценный учебный процесс , поскольку и здесь поместили часть больных. В конечном итоге, в 1918 году Коллегия выпустила всего 11 воспитанников, а 15 июня в 1920 года согласно приказу Народного комисариата образования УССР «о ликвидации гимназий» Коллегия окончательно прекратила свое существование .