Школа в переходный период

Анатолий Головкин
Школа в переходный период

Работая директором средней школы № 1 города Конаково Тверской области, я хорошо помнил нашу сельскую восьмилетнюю школу, в которой обучался в 50-60-е годы ХХ века.
Нам повезло, что мы учились еще в тех школах, которые сохраняли все качества прекрасного русского образования. Мы учились в  послевоенное время, когда в школах еще оставались  старые учители из того времени, когда слова «сеять разумное, доброе, вечное» было их основным жизненным принципом, который они впитали вместе с высоким понятием Учитель.

Заложенные в наши сердца и души произведения  великих писателей выстроили в нашем сознании прочное представление о России, о русской душе и о русском характере. Все последующие прочитанные  книги русских и советских писателей лишь дополняли деталями, давали новые знания, но они не смогли поколебать   великих писателей, на творчестве которых и строится вся русская литература. И величайшая благодарность нашим учителям, открывшим нам это богатство, они нас приучили читать, вчитываться, ценить и любить чтение.

На уроках литературы и истории нам рассказывали о высоких моральных качествах, о чести, об истинной дружбе и чистой любви, о подвигах и самопожертвовании.
 
Но советская школа – это школа, где сложилась политехническая система обучения с установленными жесткими неальтернативными программами  и учебниками, где не было  ни в чем выбора у детей, родителей и учителей, где выполнялся заказ на исполнителя-производственника.

Построение социалистического общества в нашей стране возвело в абсолют социальный мотив личности. Не развив нужным образом эгоистическое чувство личности, невзирая на противоестественность, в советские годы акцент воспитания был смещен на коллективные формы. Есть уверенность в том, что педагоги, творившие науку коллективного воспитания, всегда имели в виду естественный его процесс, исходящий от самого человека.

Однако по многим причинам, в устремлении за чем-то, педагоги порою не ожидали созревания естественного чувства, спешили, чтобы все шли в ногу, и применяли ко всем одинаковые формы воспитания. Это привело к уродливым формам коллективизма по команде, по приказу, школы постепенно превращались в казармы.
До сих пор в школах предъявляют требования к одному ребенку, беря за эталон другого. Это не любовь к ребенку, а эгоизм учителя или воспитателя, который желает сделать ребенка массово удобным. Для этого он последовательно, шаг за шагом усыпляет, подавляет, истребляет все, что является волей и свободой ребенка. Любовь к детям в сочетании с уважением к ним и требовательность – путь к успеху.

Ребенок в школе узнает много интересного от учителей и сверстников. В школе можно выбрать себе настоящего друга. Школа учит ребенка думать, у него в голове рождаются разные хорошие мысли и идеи. Школа устраивает для детей развлечения – экскурсии, походы, концерты, школа приучает ребенка к труду. Здесь важна единая тактика школы и семьи.

Коллективные формы работы можно и нужно использовать только тогда, когда развит эгоистический мотив ребенка, когда он уже чувствует, что не может быть один, так как не удовлетворяется одна из его потребностей – быть на виду, быть значимым для других. Эту потребность он удовлетворить в одиночку не может, для этого нужно общество, окружение – сверстники и взрослые. Кроме того, чтобы эгоистическое чувство переросло в социальное, человек должен изучить себя, свои возможности и пути этого перехода.

К сожалению, долгие годы нас этому не учили, поэтому при переходе от социализма к капитализму роль школы и учителя резко занизили.
Во-первых, в конце ХХ века России произошла подмена элиты, вместо культурных, работоспособных, интеллигентных людей «элитой» стали люди, нередко захватившие богатства не совсем законными способами. Имея деньги, через средства массовой информации они нередко пропагандируют преступность, насилие, зло, а не вечные ценности, наработанные людьми веками.
Во-вторых, государство не смогло защитить и поставить на необходимый уровень представителей самой массовой интеллигенции – учителей, врачей и культурных работников. Они  находились  в униженном состоянии, какого не было  даже в странах Азии и Африки. У этих людей, исходя из их социального положения, не хватало энергетики, чтобы внушать подрастающему поколению истинные ценности, основы образования и культуры.
В-третьих, ряд ценностей утратили свое назначение.  Интеллигенция  всегда верно отстаивала  интересы государства, родины, Отечества, их традиций, обычаев, культуры и образования. В первые годы перехода от социализма к капитализму у интеллигенции не было желания и интереса отстаивать «социальные заказы» собственников, проходимцев и карьеристов. Государству пора начинать уважать себя, свои символы и атрибуты. Испытание культурой – это испытание общества на перспективу, на будущее.

В результате активности журналистов в Западной Европе сложился образ России начала ХХ; века: страна преступности, коррупции, нищеты одновременно с небольшой прослойкой баснословно богатых олигархов. У среднестатистического жителя Западной Европы или Америки, ни разу, не побывавшего в России, трудно сейчас сформировать другой образ нашей страны. Любые другие статьи  о нас этот житель воспринимает как несерьезные, наивные, приукрашивающие действительность.

Прежде всего, нам надо уяснить, что у России своя культура, свой язык, свое собственное самосознание. Механическое заимствование западных ценностей ведет в тупик. Российское общество медленно, неумело, с надрывом и обнищанием народа переходит от советского строя к капитализму. В классической советской и постсоветской школе создалось положение, когда обучение превратилось в самоцель, борьба за успеваемость заслонила формирование личности ребенка.
 
Воспитание сначала превратилось в придаток к урокам, а в постсоветский период вообще было изгнано из школы. Из школы изгонялись основные виды деятельности – труд, физкультура, занятия искусством и личными интересами, что противоречит естеству человека.
 
Духовная жизнь ребенка в школе по-прежнему целиком сводится к умственной жизни, учению и чтению. Эстетическое воспитание, воспитание характера традиционная школа еще пока отвергает. При этом умственная жизнь, уроки, приготовление к ним стремятся захватить всю жизнь ребенка. Школа находится в состоянии борьбы с играми ребенка, особенно подвижными, шумными и оживленно веселыми.

Основные свойства действительной школы – это выбор во всем и всеми: родители – школы и формы обучения, ученик – предметы и учителей, учителя – программы, учебники и учеников. В то же время действительная школа не доводит до абсолюта принцип выбора, так как педагогика всегда кроме выбора предлагает элементы порядка, насилия и диктата.
 
Выпускник действительной школы обладает необходимыми в жизни знаниями, умеет правильно ориентироваться в жизни: выполнять как можно больше видов работы, общаться со сверстниками, старшими и младшими, уметь распределить ответственность за дело между собой и другими лицами.

Задача школы – не только обучение, но и воспитание, развитие детей, подготовка их к жизни. Надежды, что положение семьи и родителей в воспитании своих детей изменятся к лучшему в связи с демократизацией общества, пока не оправдались. Это означает, что школа и в дальнейшем будет вынуждена дополнять, а порою заменять семейное воспитание.

Источник: А.Н. Головкин «Жизнь – вот ремесло», изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.