Операция дженифер

Олег Крымцев
 
 
  В марте 1968 г. затонула советская ракетная дизельная ракетно-торпедная подводная лодка «К-129» Тихоокеанского флота. А в феврале того же года она вышла на несение боевой службы в Тихом океане. Подозревают, что лодка столкнулась со следившей за ней американской подводной лодкой, ибо одна подлодка американских ВМС в том районе затем прошла 2-недельный ремонт примерно в эти сроки и потом была всё же списана из состава ВМС. А произошло это в международных водах на расстоянии примерно 5000 морских миль(2690 км) от побережья Гавайских остовов. Случилось  событие в марте 1968 года. У американцев появилась дерзкая мысль – поднять эту лодку и получить данные, как они рассчитывали, на новейшую атомную советскую подводную лодку .  Всё дело в том, что ни тогдашний Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза  С.Горшков, ни советское правительство не заявили о гибели данной лодки, которой американские ВМС очень опасались. Не могло же быть так, чтобы у СССР. первой страны социализма, могла случиться подобная авария.  Потому и решились наши враги на дерзкую операцию по захвату никем не заявленной ценности. Они не нарушали в данном случае никаких международных конвенций. Для этого их конструкторам, в основном, за деньги известного миллиардера Г.Хьюза было нужно построить специальное судоподъёмное судно с необходимой глубиной выполнения работ. А ведь стоимость таких работ оценивалась в баснословные многие миллиарды долларов. Как известно, подобного рода операций судоподъёма в мире никто не совершал. Работа была необычная и очень трудоёмкая. Надо было построить цех для изготовления проволок нужной длины (не менее 5000 м для этих проволок соответствующей толщины, затем их чем-то заплести в стальные канаты, обеспечив на подъёмном барабане запас из несколько слоёв этого каната, самого по себе весящего очень много для подобной глубины. Спроектировать и построить вал необходимого диаметра, чтобы он не разрушился под собственным весом тросов, кроме того на самом судне надо было предусмотреть в днище сквозные шахты (окна) для пропускания через них вертикально канатов, и обеспечить необходимую прочность захватного устройства, а также другие средства и приспособления. В целом проект был удивительный, так что даже самим американцам не верилось в его успех. Деньги ЦРУ США были выделены и работа началась. Чтобы сохранить секретность создания этого судна и самой операции судоподъёма ей присвоили условное наименование «Джаннифер» или «Дженнифер».
  Правильнее по-английски она звучит через букву «е», но пишется через «а». Точно также правильно по-английски должно читаться доктор Вотсон ву похождений Шерлока Холмса, но его перевели через букву «а», которой привык наш читатель.
 Схематично подъёмное устройство представляло собой соединяющиеся под корпусом подлодки судоподъёмные храпцы, которые затем смыкались и поднимали наверх нужный объект тросами.
  Вся операция на месте проводилась под легендой выполняемых геолого-исследовательских работ на морском дне, а результаты этих работ, мол, предназначались для добычи под водой нефти.
  Но вот, наконец, захватные и сходящиеся под корпусом лодки храпцы и другие приспособления были созданы, и ВМС США приступили к реализации своей задумки. Лодку начали поднимать, оторвав от грунта. Надо заметить, что при отрыве от грунта вес поднимаемой лодки мог возрасти в полтора раза. Очевидно, лодка была на поверхности перед гибелью, поскольку спасатели обнаружили тела нескольких человек в рубке без меховых одежд. Поскольку в самой ней температура воздуха держалась около 40 град, наверху люди отдыхали от неё. Когда до поверхности оставалась сотня- другая метров, прочный корпус этой подводной лодки   вдруг разломился вместе с частью захватывающих храпцов, и большая часть поднимаемого груза(кормовая часть) вновь погрузилась под воду, ударившись о грунт с не меньшей скоростью, как первоначально сама в целом подлодка. При этом её так называемая скорость установившегося из-за сопротивления воды движения составляла около 90 км в час. Понятно, что вновь ударившись о дно, лодка развалилась ещё больше. Поднимать, как думали американцы, кормовую часть с реакторным отсеком было дорого и практически неосуществимо.  К тому же они выяснили, что эта лодка оказалась дизельной, а не атомной. Это стало понятно после изучения поднятого 1 и 2 отсеков, а также части 3-го. Командиром подлодки был капитан 1 ранга В.Кобзарь. С ним погиб весь экипаж, а это – 99 человек. Всех их объявили «пропавшими без вести». Так что их родные ничего не получили за гибель экипажа: они же не числились убитыми или погибшими. И на этом страна советов сэкономила.
  О подъёме лодки «К-129» стало известно в феврале 1975 года, т.е. через год после проведения операции по подъёму лодки. Тогда американская газета « Анджелес Таймс» выпустила в свет статью об операции «Джаннифер».  Было поднято более 3-х частей лодки и тела 6 подводников. Их перезахоронили с воинскими почестями в море и записали на киноплёнку все происшедшее.
Плёнку тогдашний директор Центрального Разведывательного Управления прибыл в Москву и передал  ленту там бывшему президенту России Б.Ельцину. Случилось это в октябре 1992 года.
  Американцы хотели всё же достать оставшуюся часть подлодки «К-129», но им помешали русские.  Если более подробно сказать о конструктивном исполнении подъёмного устройства, то в принципе оно напоминало то, что сделал советский завод для подъёма подводной лодки «С – 80» на Северном флоте в 1969 году. Разница состояла в огромной глубине, для которой американцы создали такое устройство. Наше же отечественное позволяло работать с целой подлодкой на глубине 200 согласно техническому заданию и реально необходимым условиям работы. Нам не пришлось перестраивать цеха Волгоградского канатного завода. Наши над местом гибели лодки установили постоянно дежурившее судно ВМФ, а оно мешало провести необходимые судоподъёмные работы  Поскольку такое продолжалось в течение нескольких лет, американцы отказались от своей идеи. Интересно, но по русским данным, они смогли увидеть похороны только двух членов экипажа той лодки на представленном им документальном фильме. Вот примерно так и закончилась эта, в общем-то уникальная судоподъёмная операция. Интересно заметить, что США не стали поднимать  ( вместе со штатом команды сдатчиков(инженеров и рабочих) и самого экипажа  лодки «Трешер» на глубине около 720 метров, а погибла  лодка «Трешер» во время её глубоководных испытаний). Интересно, что за пять минут до гибели лодки, на которой остались под водой навечно 129 человек, а это был апрель 1963 гола, обеспечивающее глубоководное погружение лодки спасательное судно «Скайлак» по гидроакустическому каналу имело связь с подлодкой. Кроме того погибли атомные подлодки «Скипджек(в  3000  м посреди Атлантики)«, «Скорпион»(погибло 99 человек экипажа около Азорских островов.). Их было изготовлено 6 единиц. Лодки представляли большую угрозу для ВМФ СССР. «Скипджек»  просто не вернулась в базу, а возвращалась эта лодка с несения боевой службы в Средиземном море в базу в Норфолке(штат Вирджиния).  Последняя радиограмма от лодки поступила именно в Норфолк 20 мая 1968 года. Эти корабли погибли, как можно увидеть, на несколько меньших глубинах, т.е. подъём их стоил бы значительно дешевле, чем советской названной субмарины. Надо заметить, что нередко причиной гибели и советских и американских подлодок служило наблюдение с их стороны за соперником. Только столкновений друг с другом на лодках двух стран было зафиксировано 110 случаев. Такое вот «соревнование» устраивали себе командиры подлодок обеих стран. Надо отметить, что гидроакустические средства самих лодок имеют «мёртвую» зону, т.е. на расстоянии около 10 метров от прочного корпуса они не могут фиксировать посторонние шумы. Поэтому, когда другая следящая лодка увлекается процессом наблюдения, она может попасть в эту зону, почему и происходили столкновения. Правда, в современной России строятся такие дизельные ракетные подводные лодки, что никакие гидроакустики и устройства их не могут обнаружить.  Так что сооружённые американцами   кабельные гидроакустические  системы «SOSUS», иначе кабельные линии, перегораживающие Атлантику и Тихий океан с навешенными на кабели гидрофонами, не могут засечь выход наших лодок из базы и прохождение около этих систем. Американцы очень опасаются таких подлодок. А раньше, при Советском Союзе, им становился известен выход в открытое море или океан почти любой советской подлодки. Другое дело, что там они могли затеряться затем и даже подойти для фотографирования ко многим базам США. Но следует отметить, что случись подобная авария в советских территориальных водах, военно-морские спасатели бы заявили о невозможности подъёма объекта с такой глубины.