Хорда Сурмико 30 лет!

Алексей Ратушный
Ровно тридцать лет назад мне посчастливилось реализовать один из самых фантастических своих образовательных проектов: «Хорда Сурмико».
Реализовал я её со своим сыном.
Володе исполнилось 16 лет и на его 16-летие я решил подарить ему Россию.
Суть проекта заключается в том, что ночью  мы перемещаемся по железной дороге из одного пункта в другой, а день проводим в новом городе,  знакомясь с его Рекой, с его Лесом и с его главными достопримечательностями.
Цель проекта: перемещаясь по Хорде Сурмико (так я наименовал эту трассу) познакомить юного россиянина со всеми основными реками и озёрами России.
Наш реальный маршрут выглядел так: (В скобках указаны Река или Озеро. Помните – ночь между двумя городами  - в поезде! Местами авиаперелёты или переходы по морю)
Урай – Югорск – Советский (один день)
Екатеринбург (Исеть)
Тюмень (Тура)
Омск (Иртыш)
Новосибирск (Обь)
Красноярск (Енисей)
Иркутск (Ангара)(Слюдянка, Байкал)
Улан-Удэ (Селенга)
Чита (Ингода)
Хабаровск (Амур)
Владивосток (Японское море, Золотой Рог)
Находка (Японское море)
Комсомольск-на-Амуре
Ванино (Татарский пролив)
Холмск (море)
Южно-Сахалинск
Комсомольск-на-Амуре (Амур)
Хабаровск (Амур) (авиа)
Абакан (авиа)
Екатеринбург (авиа)
Пермь (Кама)
Котлас (авиа)
Архангельск (Северная Двина)(авиа)
Соловки (Белое море) (авиа – море)
Санкт-Петербург (Балтийское море) (Нева) (авиа)
Москва (Москва-река, канал)
Всего мы назодились в пути сорок четыре дня!
Сумели посетить и мою воинскую часть 62658 в которой я служил в 1972-75 годах в Уссурийской тайге!
Одно из самых фантастическиз моих личных достижений.
За это путешествие сын окунулся в Исеть, в Туру, в Иртыш, в Обь, в Енисей, в Байкал, в Ангару, в Селенгу, в Амур, в Каму, в Неву и в Москву. Побывал на берегах Японского, Охотского, Белого и Балтийского морей, посетил Сахалин и Соловки. Повидал прекрасные города России, совершил четыре мореходных перехода и пересек Россию по диагонали от Нахлжки до Архангельска и Санкт-Петербурга.
"Хорда Сурмико" на мой взгляд лучшее, что мождет предлагать Учитель Перипатетик своему Ученику.