Чань буддизм - секта юродивых?

Александра Савинцева
Есть такая широко известная школа буддизма чань - дзен, я интересовалась ей давно и странно, что не замечала вещей связанных с ней и буквально лежащих на поверхности.

Это старинная чаньская живопись тушью с изображениями чаньских монахов и патриархов.
Картинки конечно странные, но школа-то знаменитая! Кстати , техника работы тушью великолепная! Они доступны в Гугле - чань, картинки.

Ну и пусть монах несет лягушку на нитке, пусть другой разговаривает с птицей, а один даже явно беседует с чертом! Или что-то высматривает в кувшине. А сам главный Чань патриарх разрывает в клочья буддийские сутры!

Ну и что! Все нормально! Вот и я так думала раньше. Больше того - исследователь буддизма Судзуки написал статью про чаньский смех. У чаньцев смех везде - нового монаха в монастырь встречают хохотом. Здорово!

Судзуки даже искусствоведческую базу подвел под это смеховое безобразие - смех де всегда был свойственен культуре простого народа. И чань  буддизм  органично впитал в себя этот смех простого народа.

Тут уже пришла пора начать хохотать мне. Видимо уважаемый Судзуки считает, что монахи хохочут просто потому, что им хочется хохотать. А могут и не хохотать. Нет уважаемый Судзуки - хохочут монахи не от хотения , а оттого, что они юродивые на всю голову и не могут не хохотать.

Чань это секта юродивых. Или будущих юродивых, у которых все еще впереди... Просто юродство это низший тип просветления. В отличие от высшего просветления - святости. Но святые в условиях секты чань видимо не получаются. И не могут среди такой идеологии получаться.

Чаньцы отвергли высшее буддийское учение, не хотят учиться. За что их упрекнул Далай лама. Чаньцы знают только одну медитацию и благодаря изощренной технике многие из них достигают просветления.

Но это не святость, а юродство. Вот вам и хохот и лягушки и кувшины! И разговоры с животными и птицами. Как же уважаемый Судзуки этого не знал?

Недавно встретила одну женщину. Выяснилось - она лет тридцать уже в буддизме. Так же как и я полностью равнодушна к православию. Это чужое.

Женщина входит в некое общество местных буддистов, почитателей Нидала. Я думаю, что этот Нидал это спец-буддизм для России. Не нравится мне . Не тот буддизм...

Женщина имеет наставника. И этот наставник даже не заметил , что его ученица достигла просветления в форме юродства. Я ей сказала , что она просветлённая, но про юродство конечно не сказала. Женщина не верит.

В чем проявляется юродство? Она как-то так строит разговор , что постоянно взрывается хохотом. Звучит это странно, но как-то окружающие особо не обращают внимания.

Почему просветление часто возникает в форме юродства? Это связано с тем, какими мыслями и делами занят человек. Если он в основном изучает теорию буддизма, то просветление возникнет в форме святости. Как у Будды.

А если ученики тупо медитируют не учась, как это принято в секте Чань, то результатом будет юродство. А просветление необратимо и приходит внезапно. Надо осторожней заниматься медитацией. И больше размышлять на высшие темы.

Думаю увлечение чаньцев боевыми искусствами тоже происходит не от большого ума. Лучше бы изучали теорию.

Можно еще сказать, что иногда трудно определить человека - святой он или юродивый? Думаю, было много юродивых , почитаемых святыми. Например Бодхидхарма уж точно.