Часть-3. Дальняя авиация в Кенигсбергской операции

Валерий Русаловский
                Продолжение            
               
  Кенигсбергская операция.
Хроника фронтовых событий.

               
                Третий день штурма Кенигсберга.
                (8 апреля 1945 года)

В этот день 18-я Воздушная армия непосредственного участия в штурме Кенигсберга не принимала, а выполняла важную и необходимую работу по его успешному завершению. Суть задачи состояла в том, чтобы разгромить резервы противника, сконцентрированные западнее города в разных местах на удалении 7-15 километров от крепости Кенигсберг.

Отсюда, в период с 14-00 до 15.00,полковыми группами 1-го, 2-го, и 3-го гвардейских авиакорпусов, а также 45-й тяжелой бомбардировочной дивизии, армия наносила удары по скоплению танков и транспорта  противника в районах семи населённых пунктов западнее Кенигсберга.

В операции принимали участие 447 самолётов Ил-4, Ли-2, Б-25 и Ер-2, которые наносили удары в горизонтальном полёте с высоты от 1700 до 3000 метров. В результате было сброшено 3347 фугасных авиационных бомб общим весом 490 тонн, в числе которых: 126 ФАБ-500, 833 ФАБ-250, 1702 ФАБ-100, 336 ЗАБ-100 ЦК, 75 АО-25, 245 АО-10, 30 РРАБ-3 (ротативно-рассеивающаяся авиационная бомба).

В результате произведённых ударов по пунктам сосредоточения боевой техники и войск противника, произошло девять мощных взрывов и 65 очагов пожара. Огнём были охвачены целые населённые пункты, а чёрный дым от пожарищ простирался на всю округу. Накопленные резервы в большей части были уничтожены, как в населённых пунктах, так и лесных массивах, где они укрывались.

Над районом действия дальних бомбардировщиков, полковые группы были обстреляны слабым огнём двух батарей зенитной артиллерии, батареей МЗА и зенитными пулемётами. В результате обстрела, пять самолётов получили повреждения.

                Укреплённый город Бреслау.

В период с 11.50 до 14.00 с высоты 2200-2600 метров, окружённую группировку немцев бомбили 28 самолётов от 4-го гвардейского авиакорпуса. Под огнём зенитной батареи было сброшено 130 бомб, весом 42,6 тонны, в числе которых: 44 ФАБ-500, 80 ФАБ-250, 6 ФАБ-100. В результате бомбардировки в городе возникло 26 очагов пожара и прогремело 10 взрывов.
                *      *      *
Как и прежде, в течение дня активно действовала армейская и флотская авиация.  Выполняя свои задачи, она так же создавала условия для нанесения ночных ударов дальними бомбардировщиками. Здесь следует иметь в виду, что в направлении на полуостров Хель, безопасность ей обеспечивали ВВС Балтийского флота, а на Бреслау 2-я Воздушная армия 1-го Украинского фронта. В границах 3-го Белорусского, с этой же целью работали части 1-й Воздушной армии генерала Хрюкина.

1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта.

В этот день армия увеличила количество боевых вылетов по сравнению с предыдущим днём. На аэродромах противника было уничтожено тридцать и повреждено двадцать шесть самолётов. В результате сокрушительных бомбово-штурмовых ударов разрушены взлётные полосы и инфраструктура семи аэродромов. Кроме этого, советские истребители уничтожали немецкую авиацию в воздухе и блокировали аэродромы, препятствуя их восстановлению.

Военно-воздушные силы Балтийского флота.
 
Авиация флота наносила торпедно-бомбовые удары по кораблям противника в Балтийском море и Данцигской бухте. Осуществляла бомбардировку, штурмовку кораблей и транспортов в военно-морской базе Пиллау. В течение дня потопила и повредила пять транспортов общим водоизмещением - 44000 тонн, подавила на причалах огонь двух батарей зенитной артиллерии.

                В ночь на 9 апреля 1945 года.

В эту ночь на бомбардировку военно-морской базы Пиллау, порта Хель и окружённой группировки в городе Бреслау вылетало 208 боевых экипажей Ил-4, Ли-2 и Б-25.
Военно-морская база, порт и крепость Пиллау.

В период с 21.09 до 21.46 силами 1-го гвардейского авиакорпуса и 45-й тяжелой БАД наносились удары по Пиллау. В бомбардировке участвовал 61 самолёт. Атаки осуществлялись в горизонтальном полёте с высоты 1350-3000 метров. В результате бомбардировки в порту возникло восемь очагов пожара и прогремел сильный взрыв. Горели: морской транспорт, портовые сооружения и склады. От ближнего взрыва 500 килограммовой бомбы большой корабль окутало густым чёрным дымом.

Всего сброшено 491 бомба, общим весом 79 тонн, в том числе: 49  ФАБ-500, 102 ФАБ-250, 158 ФАБ-100, 76 ЗАБ-100 ЦК, 92 САБ-100, 14  ФОТАБ – 35.
В ходе ударов порт Пиллау прикрывался огнём четырёх зенитных батарей, одна из которых была малокалиберной. Поиск и подсветку самолётов ударных групп осуществляли семь прожекторов противника.
 
                Порт Хель.

Буквально перед самым штурмом Кенигсберга немецкие войска были выбиты 2-м Белорусским фронтом из Данцига и Гдыни. Тем не менее противнику удалось отвести часть своих сил на польский полуостров Хель. Сюда же в Хельский порт, из Данцигской бухты был выведен немецкий флот, который продолжил поддержку своих войск. Именно для подавления этого очага сопротивления и постоянной угрозы в тылу наступающих войск была привлечена 18-я Воздушная армия дальнего действия.

Так в период с 21.09 до 21.46 составом 92-х бомбардировщиков был нанесён удар по городу и сооружениям в порту Хель. Бомбардировка осуществлялась силами 1-го гвардейского авиакорпуса с высоты 1350-3000 метров. Сброшено 960 бомб, общим весом 96 тонн, в том числе: 3 ФАБ-500, 40 ФАБ-250, 510 ФАБ-100, 257 ЗАБ-100, 132 САБ-100 и 18 ФОТАБ-35.
В результате бомбардировки в центральной, северной и восточной части порта образовалось десять очагов пожара и прогремело три взрыва, один из них большой силы. В самом городе возникло два крупных пожара. В ходе боя самолёты обстреливались слабым огнём двух зенитных батарей.

Здесь не трудно заметить, что удары по портам Хель и Пиллау были синхронизированы по времени начала атаки, выхода из боя и высоты боевого применения. Это делалось не случайно, именно таким способом исключалась возможность для противника оказывать помощь своему ближнему соседу, а Хель от Пиллау находился в 75-ти километрах. И вообще все удары дальней авиации практически начинались в одно и тоже время, днём от четырнадцати часов, а ночью от 21-го часа. Конечно, иногда по разным причинам это время сдвигалось, но в основном выдерживалось.

                Укреплённый город Бреслау.

В этот день 4-й гвардейский авиакорпус произвёл три боевых вылета на город. Первый с 11.50 до 14.00, второй с 21.16 до 21.30 и третий с 05.00 до 05.25. Ночью с высоты 1200-2300 удары наносили 49 самолётов, против 28-ми в дневное время. Отсюда и результат становился более весомым.
Таким образом, ночью было сброшено 250 бомб, весом 48,2 тонны, в том числе: 178 ФАБ-250, 62 САБ-100, 10 ФОТАБ-35. В итоге бомбардировки в городе возникло семь больших очагов пожара и прогремело два мощных взрыва.

                Результаты боевых действий.

Всего, в течение дня, 18-й Воздушной армией было совершенно – 708 самолётовылетов, сброшено на позиции противника 5178 бомб общим весом 755,8 тонн. Два самолёта Б-25 и Ли-2 из боевого задания не возвратились.
                *      *      *
Погода по маршруту на Бреслау: облачность 7-9 баллов, высота нижней кромки 300-400 метров, в районе цели преимущественно безоблачно.
Погода по маршруту на Кенигсберг: облачность 5-8 баллов, высота нижней кромки 400-1000 метров, местами слабые дожди. В районе целей – облачность 4-9 баллов, высота нижней кромки 3000-5000 метров, видимость 6-10 километров.

                Четвёртый день штурма Кенигсберга.
                (9 апреля 1945 года)

В преддверии действий дальней авиации.
В течение дня фронтовая и морская авиация, выполняя поставленные задачи обеспечивала безопасные условия для ночных вылетов дальних бомбардировщиков.

Военно-воздушные силы Балтийского флота.

В течение дня авиация флота наносила торпедные и бомбоштурмовые удары по транспортам и кораблям противника в море, порту Пиллау и в районе мыса Хель. Ударам подверглись береговые и корабельные средства ПВО, плотность огня которых была максимальной из-за чего немецкие истребители в бой не вступали, боясь входить в эту зону.

В результате за день было потоплено: три транспорта, общим водоизмещением - 22000 тонн, один танкер водоизмещением - 2000 тонн и одна сухогрузная баржа. Один транспорт водоизмещением - 3500 тонн получил серьёзные пробоины.

1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта.

Фронтовая авиация, содействуя наступающим войскам, производила бомбардировочные и штурмовые действия по аэродромам в городе Кенигсберге, не допуская взлёта самолётов противника. Она блокировала районы его эвакуации и уничтожала отходящие части. Продолжала вести воздушные бои с авиационными группами, прикрывающих свои войска на поле боя.

Постоянно вела воздушную разведку района боевых действий. То же самое делала и авиация Балтийского флота, так как именно по их данным командование фронта и флота оценивало текущую обстановку и принимало свои решения. Воздушная разведка велась постоянно как днём, так и ночью, а также в условиях плохой видимости, когда боевые вылеты были отменены.

                В ночь на 10 апреля 1945 года.

В этот день из-за плохих метеоусловий 18-я Воздушная армия дневных вылетов не производила. Боевая работа велась только в ночных условиях по порту Пиллау и Хель. В ударах участвовали экипажи самолётов Ил-4 и Ли-2.

                Военно-морская база, порт и крепость Пиллау.

В период с 21.30 до 22.30 силами 3-го гвардейского авиационного корпуса с высоты 3900-3100 порт бомбардировал 91 самолёт Ли-2. В ходе ударов в его центральной и южной части возникло девять очагов пожара, шесть из них большого размера. В юго-восточной части порта отмечено два взрыва, один большой силы.

Над целью самолёты постоянно обстреливались огнём пяти зенитных батарей, три из которых были малокалиберными. Подсветка для зенитных расчётов велась тремя прожекторами из разных направлений. В результате боя четыре самолёта получили пробоины от осколков зенитных снарядов, но продолжили выполнять боевую задачу. Один самолёт после завершения задания на аэродром не возвратился.
В результате боя было сброшено 850 бомб, весом 109 тонн, в том числе: 36 ФАБ-500, 333 ФАБ-250, 84 АО-25, 20 АО-10, 82 САБ-100, 32 ФОТАБ-35.

                Порт Хель.

Удары по порту Хель наносил 2-й гвардейский авиационный корпус с 21 часа 10 минут составом 94-х бомбардировщиков Ил-4. Высота боевого применения оружия 3000-3300 метров. При подходе к цели экипажи наблюдали в порту и на рейде до пятидесяти кораблей противника.

Всего было сброшено 846 бомб, общим весом 90,5 тонны, в том числе: 10  ФАБ-500, 57 ФАБ-250, 346 ФАБ-100, 308 ЗАБ-100 ЦК, 81 САБ-100, 12 САБ-15 и 32  ФОТАБ – 35.
Четыре экипажа задание выполнить не смогли из-за поломок матчасти. Ещё два экипажа с боевого задания на свой аэродром не возвратились.

                Результаты боевых действий.

В течение дня 9 апреля 18-й Воздушной армией было совершенно – 198 самолётовылетов, сброшено на позиции противника 1433 бомбы, общим весом 199,6 тонны. Два самолёта были сбиты огнём зенитной артиллерии противника.
                *      *      *
Погода по маршруту на Хель и Пиллау - облачность 5-9 баллов, высота нижней кромки 600-2000 метров. В районе целей - преимущественно безоблачно, видимость 4-6 километров.
Погода по маршруту на Бреслау - облачность 10 баллов, высота нижней кромки 200-400 метров, видимость 2-4 километра.

                Общий итог.

Всего за четыре дня Кенигсбергской операции на бомбардировку немецких войск в Кенигсберге, Пиллау, Бреслау, Фишгаузене и Хеле дальней авиацией был совершён - 1891 самолётовылет. Сброшено на позиции противника - 13426 авиабомб, общим весом - 1960,84 тонны, из них пять однотонных на сооружения и скопление войск в центре Кенигсберга. Потери воздушной армии: семь экипажей не вернулись из боевого задания.
                *      *      *
Из представленного материала видно, что Кенигсбергская операция выходила далеко за рамки штурма цитадели. Ударные группы 18-й, 1-й и 3-й Воздушных армий, а также ВВС Балтийского флота, активно действовали в границах фронта и за его пределами, создавая прочную основу для разгрома немецких войск на Земландском полуострове и в Пиллау. В то же время блокировали и уничтожали противника в тылу советских армий, идущих на Берлин. Это были те самые задачи, которые кроме боевой авиации никто не смог бы решить.

На этом трилогия будет завершена, а для полноты её статуса необходимо назвать ещё две публикации. Первая - «Дивизия прорыва», это описание реальных действий штурмовой авиации при взятии Кенигсберга, так как именно она сопровождала полевые армии на поле боя расчищая им дорогу к успеху. 
Вторая публикация «Морская авиация в Кенигсбергской операции», это тоже хроника фронтовых событий, но уже во славу лётчиков Балтийского флота. Таким образом все три вида авиационных объединений, принимавших участие в операции, будут показаны отдельно в едином тематическом аспекте.

Примечание: В публикации были использованы материалы Центрального архива Министерства обороны РФ и Центрального архива Военно-морского флота России.