Пуля Дура

Алекс Кудряшев
27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи сошлись на дуэли Александр Сергеевич Пушкин, Великий Русский Поэт, и Жорж Дантес (д’Антесс), приемный сын Нидерландского посланника де Геккерена. Условия дуэли были смертельными, сходиться за двадцать шагов, барьер десять шагов. Дантес выстрелил первым, пуля навылет пробила правое плечо Пушкина. Превознемогая боль, Александр Сергеевич взял упавший в снег пистолет в левую руку и выстрелил. Пуля попала в лоб соперника. Подполковник К.К. Данзас (секундант Пушкина) и виконт д’Аршиак (секундант Дантеса) зафиксировали смерть Дантеса. Раненого Пушкина привезли в его квартиру на Мойке в карете, любезно предоставленной де Геккереном. Рана оказалась тяжелой, но не смертельной. Лечение заняло несколько месяцев, позже Александр Сергеевич с трудом поднимал правую руку выше плеча.

Слухи и сплетни о дуэли вызвали скандал, циркулировали в обществе и просачивались в прессу. Общество разделилось на пушкистов и дантистов. Малоизвестный начинающий поэт Лейб Гвардии Корнет Лермонтов написал стихи, получившие скандальную известность.

Он жив, поэт, невольник чести,
Он уложил мерзавца в лоб.

Как известно, дуэли были строго запрещены в Российской Империи, хотя власти смотрели на них сквозь пальцы, особенно если дуэлянты остались живы. Но в данном случае был убит сын (пусть и приемный) официального лица. Государь Император в конечном итоге решил сослать Камер-Юнкера Пушкина (лишив его сего дворцового звания) и Корнета Лермонтова на Кавказ, избрав им местом пребывания Пятигорск. В дороге (или по прибытии) они познакомились и сдружились, несморя на разницу в возрасте. Младший обычно, хотя и не всегда, восхищался творениями старшего товарища, старший в целом снисходительно относился к «виршам» юноши.

Поэты с их огненным темпераментом, друзья были очень близки, хотя нередко ссордились по самым незначительным поводам. Впрочем, быстро мирились. Но однажды их ссора разгорелась не на шутку и касалась она Женщины, княгини Тамары Гогошвили. Ни один не хотел отступать, несмотря на миролюбивые усилия поручка Мартынова. Так не могло продолжаться долго, и бывшие друзья сошлись на вершине Маштука с гранеными стволами Лепажа в руках. Лермонтов выстрелил первым не целясь, но пуля угодила прямо в сердце Александра Сергеевича. Не в силах пережить развернувшуюся на его глазах трагедию, поручик Мартынов схватил выпаший из рук Пушкина пистолет и выстрелил в упор в Михаила Юрьевича. Так уходили Великие поэты.

Sic Transit Gloria Mundi.