Место и роль экономической системы в государстве

Иван Деревянко
В предыдущей статье «Несостоятельность экономической науки» показана беспомощность академической науки при решении проблем современной экономики. Ученые экономисты изолировались в своей консервативной оболочке, изобретают какие-то свои никому не понятные методы, отличные от общенаучных фундаментальных закономерностей, «перелопачивают» то, что кто-то когда-то сказал и не могут решить практически не одной серьезной проблемы. Обычный застой в изолированных сферах сознательной деятельности, какой является экономика. Нужен толчок извне, чтобы разбудить спящую ячейку государственного устройства. Такой толчок может дать взгляд на проблемы экономики со стороны теории систем.

Теория систем позволяет достаточно полно и в определенной последовательности раскрыть недостатки современной экономической системы и предложить рациональные методы ее построения. Некоторые, наиболее важные, аспекты современной экономики рассматриваются в данной статье с использованием системных методов. Это не вся экономическая система, а только ее фрагменты. Всю систему невозможно изложить пенсионеру в одной – двух статьях. На это есть экономические институты.

* * *

Итак, истоки систем находятся в основополагающих понятиях Природы, закономерностях ее развития, структурного построения и саморегулирования или управления. Конечным этапом развития Природы является механизм саморегулирования как естественных, так и искусственных систем, т.е. управление всем Мирозданием. Такой механизм сам является системой управления. А что это такое хорошо известно. Любой специалист по автоматическим системам управления может, не задумываясь, рассказать, что система управления - это объект управления, информация о нем, нормативная база и орган управления.

С этой хорошо известной системы управления и начинается системный подход к проблеме, задача которого состоит в том,чтобы из практических соображений по количественному признаку оценить, является ли объект исследования системой или нет. Поскольку система имеет четыре элемента, а каждый последующий содержит все предыдущие, то для системного подхода достаточно такого самого простого признака. Системный подход осуществляется в порядке, обратном формированию системы, и начинается с органа управления.

Следовательно, в глобальном масштабе должен существовать орган управления всей планетой и каждого государства в отдельности. Вроде бы в ООН такой орган есть, но его многие всерьез не воспринимают, и, по сути дела, он ничего не решает. Каким должен быть орган мирового управления? Прежде всего, этот орган сам должен быть системой, отображая систему, которой он должен управлять. Но почему-то этого никто не желает знать, хотя это хорошо известно.

Орган управления должен иметь структуру законов, нормирующих структуру управляемой системы. Они тоже хорошо известны. В обществе существует система организации, основанная на определенных традициях. К ним относятся сообщества индивидуумов, соблюдающих традиции и подчиняющихся распоряжениям авторитарного руководителя. Такими могут быть любые сообщества по интересам всего, что предшествовало развитию человека, например, общества механиков или химиков, защитников всей живой природы или отдельных ее частей, общественные организации культурных направлений и религиозные формирования. Но не могут быть надуманные политические партии типа демократов, консерваторов или социалистов, которые к управлению государства, а тем более, мирового сообщества не имеют абсолютно никакого отношения. Нормированием сознательной деятельности и общественной жизни должны заниматься профессионалы, а не дилетанты.

Второй формой структурной организации общества является бюрократическое сообщество людей, объединенных правилами что можно делать человеку, а чего нельзя. Эта форма изначально проявляется в семье при воспитании ребенка до определенного возраста. Ребенку позволяется делать все, что он хочет, но запрещается делать то, чего нельзя делать. Определенные правила устанавливаются и на производстве по технике безопасности. Такой же свод правил государственного общежития концентрируется в Конституции и должен быть сформулирован в ООН. Этими правилами ограничивается деятельность авторитарного руководителя, в том числе Президента страны.

Если руководитель соблюдает еще и законы страны, то такая организация называется демократической, а если структура определенного сообщества строится еще и на основе научно обоснованных методов, то это уже технократическая организация, свойственная общегосударственной системе управления. Эта система включает в себя все предшествующие организационные структуры.

В ООН есть определенные нормы, средства принуждения и поощрения объектов управления. Есть международные правила, но они не являются системными. Находятся государства, которые их игнорируют, и такие простейшие нормы не хотят соблюдать. Имеются и определенные средства принуждения и поощрения. Даже есть миротворческие военные подразделения, но их деятельность не эффективна.

Объект, а точнее, субъект управления, так же, как и человек, имеет систему взаимодействующих функций и систему управления ими. Этих функций четыре: административная, экономическая, территориальная и интеллектуальная. Все они тоже в каком-то виде существуют, иначе объект бы вообще не работал. Однако система функций разобщена, и ее структура имеет существенные изъяны, поэтому система управления несовершенна. Для любой функции субъекта необходимо иметь ресурсы. При строительстве любого завода всегда хотя бы ориентировочно определяется, достаточно ли имеется людских, материальных технических и энергетических ресурсов. Без какого-нибудь вида ресурсов вообще невозможна ни одна сознательная деятельность.

Государственная система обязана обеспечить деятельность всех четырех базовых функций, в соответствии с которыми люди подразделяются на жителей, народ, население и интеллигенцию. Это одни и те же люди, у которых проявляются разные функции. Жители обеспечивают функцию воспроизводства людей, которое должна курировать административная подсистема. Народ занимается удовлетворением своих потребностей своими же возможностями. Этим руководит экономическая подсистема. Население приспосабливает организм человека к внешним условиям существования, что является функцией территориальной подсистемы, которой подчинены также все механические средства, начиная с территориальных средств передвижения и кончая оборудованием для производства предметов потребления в самом широком смысле. Интеллигенция развивает умение мыслить, создавать идеи и самому их реализовывать и обеспечивать научную деятельность. Это относится к функциям интеллектуальной подсистемы, которая занимается также формированием интеллекта всех людей, начиная с младенцев. Это культурная сфера, повышение профессиональных навыков, подготовка организаторов и руководителей, а также обеспечение научной деятельности.

Конечно, все эти функции у государства в том или ином виде имеются, но не являются системой, поскольку их классификация произвольна, а взаимодействия хаотичны, поэтому и управление государственными органами затруднено. Ясно, что это общегосударственные проблемы, но их решать в таком большом государстве революциями нельзя. Нужны постепенные безболезненные реформы. Эти реформы и должна моделировать и нормировать интеллектуальная подсистема, как единое целое.

В конечном итоге субъекты тоже бывают разные и тоже системными. Это государства или страны в глобальном масштабе, коллективные, семейные и индивидуальные субъекты. Самым общим субъектом является множество людей. Каждый человек этого множества может быть назван индивидуумом. Из женщин и мужчин образуются семьи, которые тоже являются субъектом. Для выполнения функциональных процессов создаются коллективы, как структурные субъекты. Для управления всеми функциями человека создаются государства с такими же функциями. Все это практически есть в реальных системах с какими-то отклонениями, иногда хаотично, но все это законодательно не закреплено в качестве системы.

Системный подход привел нас к пониманию того, что Природа создала всех людей одинаковыми физиологически, следовательно, и государства должны быть одинаковыми. Не подчиняться одно другому, не навязывать свои надуманные правила поведения, а иметь единый независимый орган управления одними и теми же функциями с однообразной структурой. Для такой организации единые правила для естественных и искусственных систем давно существуют, и рождены они Природой.

Это как в космической среде, галактики существуют самостоятельно, питаются одним и тем же, структуры образуются по одним и тем же законам и органы саморегуляции у них все одинаковы. Точно так же должны существовать и государства, в едином мировом сообществе.

Таким образом, экономическая система является неотъемлемой функцией государства, наряду с другими взаимосвязанными функциями, образующими единый управляемый организм страны, который обеспечивает баланс между потребностями государства, в т.ч. населения, и возможностями.

P.S. Данная статья является продолжением статей «Экономика и теория систем. Некоторые аспекты теории систем.» (https://aftershock.news/?q=node/1113817 ), «Несостоятельность экономической науки.» (https://aftershock.news/?q=node/1123545 ). Более подробная информация по этой теме находится на сайте (https://unusualdotarticles.wordpress.com/).