Радость - в общении

Анатолий Головкин
Радость – в общении

К сожалению, до сих пор многие родители не умеют обращать внимание на общение  ребенка с другими людьми, а обращают внимание лишь на наиболее важную, по их мнению, сторону. Когда ребенок еще маленький, то на его аппетит, сон, физическое развитие и незначительно, на умственное развитие. Но порою не обращается ни малейшего внимания на интерес ребенка  к контактам с окружающими людьми и на способность его к общению. Как результат – ребенок вырастает необщительным, робким, пугливым, агрессивным, возбудимым, невежливым.

В школьном возрасте родителей интересуют в основном успехи ребенка в учебе, его способности, его отношение к отдельным предметам, учителям, ровесникам, на поведение в семье. На общение опять же внимания не уделяется или уделяется очень мало.

Когда ребенок становится подростком, переходит в последние классы школы, родители еще больше начинают обращать внимание на способности, интересы, а на общение опять внимания не уделяется.

Неумение ребенка общаться, непонимание родителями его общественных потребностей, незнание черт характера ребенка первоначально никого не тревожит. Но в подростковом возрасте происходит взрыв, причем в достаточно резкой форме, когда ноша или девушка желают общаться, хотят этого, но не знают, как это делать. Общение приобретает негативные уродливые формы – подросток уединяется, бесцельно проводит время или входит в компанию для совершения проступков или преступлений с целью самовыражения, чтобы показать себя.

Считая ребенка личностью, родители должны с ним говорить и поступать на равных. Это сложно, намного легче «начать воспитывать», а повод всегда найдется. Когда родители с детьми не общаются и не учат их общаться с другими, происходит  страшное – за скудным словарным запасом, за скудным языком начинает оскудевать мысль. Рождается духовная лень, и растущий человек сам блокирует свои возможности. Надо учить и учить ребенка говорить, замечать, как он говорит, и снова учить. Делать это должны родители.

При общении с другими людьми важно, чтобы человек умел слушать других, так как этому подчас мешают плохие привычки. Прежде всего, наш ум не желает ждать слов и предложений, наши мысли бегут в 4 – 10 раз быстрее, чем речь человека. Пока мы говорим, мозг несколько раз успевает переключиться на разные мысли и снова возвращаться к говорящему собеседнику. Поэтому порою, мы даже теряем смысл сказанного им. Нам кажется, что это мы уже слышали раньше и знаем.

Мы иногда вообще не слушаем, а лишь смотрим на говорящего собеседника, наши мысли заняты другим. Иногда мы слушаем, занимаясь другими делами – смотрим телевизор, пишем, читаем газету, слушаем радио. А слушая, иногда не вникаем в мысли говорящего. Нам порою мешают собственные эмоции, если говорящий рассуждает с другой точки зрения, мы его перестаем слушать и готовимся к контратаке.
Чтобы научиться слушать, надо постараться изжить эти привычки, а для этого проявить волю. Здесь, как при любом волевом действии, необходимо пройти несколько этапов: осознание нами намеченной цели, стремление к достижению этой цели, осознание ряда возможностей для этого, выбор решения и осуществление решения.

 Если вспомнить порою после долгого разговора с собеседником то, о чем говорили, удивишься, как много произнесено пустых, ненужных слов. Когда человек говорит, его слова всегда должны быть лучше, чем молчание. Очень дорого для человека вовремя сказать нужное участливое слово, а иногда – молчание, которое порою дороже громких слов. Иногда слово – клевета, оскорбление, интрига, сплетня – глубоко ранит человека, так как этому слову верят многие, их трудно переубеждать. Доброе имя человека – это большое богатство, оно становится гордостью человека, его душевной опорой.

Общаясь, человек помнит: если не беречь, не уважать доброе имя другого, значит не уважать самого себя. Собеседник уверен: человек плохо говорит о другом человеке, он может плохо сказать и о нем. Но еще больше сила доброго и твердого слова, полного участия, теплоты, слова, сказанного тогда, когда человек больше всего в нем нуждается и его ждет.

Если человек хочет быть разумным, он должен научиться правильно и умно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.  Как говорить, что говорить, когда замолчать – это одна важная сторона общения.

Другое важное качество человека при общении – умение слушать. Интересным собеседником обычно считается тот, кто умеет слушать, внимателен к собеседнику, считая его самым важным человеком в момент беседы, кто мало говорит, а когда спрашивают – отвечает сразу, коротко и ясно, не стыдясь признаться, если чего-то не знает, не спорит ради спора и не хвастается.

Третий важный момент общения – это глаза человека: светятся они, излучают добро или в них безразличие, равнодушие. Не у каждого человека есть дар слушать собеседника, не отвлекаясь на другие дела. Приятно общаться с человеком, у которого глаза умеют остановиться на собеседнике, не бродят рассеянно по сторонам, а смотрят спокойно и сосредоточенно.

Как никто это умеют распознавать дети: вы говорите ребенку ласковые слова, он все равно «вычислит» вас по глазам – кто вы, не обманываете ли его, от души ли у вас эти слова. Взрослые люди считают почти необходимым говорить детям вздор и ложь. С детьми-то как раз и надо быть особенно осторожным в том, что говорить. С ребенком надо быть всегда правдивым, исполнять обещанное ему, иначе его можно научить лжи.

Но так как у детей много вопросов, воспитатель и родители должны располагать широтой знаний, эрудицией, чтобы точно и ясно ответить на поставленные ребенком вопросы. При этом важным обязательным качеством воспитателя и родителей является умение не раздражаться при любых обстоятельствах, оставаться спокойным и корректным.

Общаясь с ребенком, не зная, о чем вести речь, что именно выявить у него, бессмысленно начинать разговор. Разговор с ребенком должен удовлетворять следующим качествам: краткость, конкретность, точность, тональность и уверенность.

Воспитателю и родителям  надо всегда помнит, что существует два основных вида общения с ребенком: общение-помощь и общение на равных, то есть «отношения субъект-субъект». Чтобы не было конфликтов между детьми и родителями, важно вовремя перейти от общения-помощи к общению на равных. Надо вовремя выпустить руку ребенка, рано опустить нельзя, поздно – тоже плохо.

Причина неудач многих воспитателей и родителей в том, что они приспосабливаются к детям, а не растят их до своего уровня, постепенно совершенствуясь сами. Он и не должны порицать ребенка за ошибки, а должны научить его, повторяя и повторяя урок. Робкого ребенка следует воодушевить, побудить, но не заставлять и не кричать на него, если что-то не получается.

При этом основа воспитания – объяснение ребенку смысла и назначения жизни. Нужно учесть, что дети находятся в таком состоянии, которое можно назвать первой степенью внушения. Учатся и воспитываются дети только благодаря этому их состоянию.

Более естественно, когда людям нравится общаться друг с другом – говорить, улыбаться, получая удовольствие от общения. Но порою приходится прилагать специальные усилия, чтобы научить ребенка общаться не только с родителями, но и окружающими людьми. Внимательно наблюдая за ребенком, не надо упускать ни одного случая, когда он особенно расположен к общению. Своими действиями и отношением родители и воспитатели показывают, что им приятно быть с ним, и получают ответную реакцию.

При общении, когда мы разговариваем, собеседник всегда может оценить нашу искренность или лицемерие, отсутствие или выпуклость своего мнения, наличие или отсутствие реального интереса к тому, о чем говорим, чувства говорящего.  Человек может говорить правильные вещи, но доверия к нему не будет, и убедить он никого не может, когда его внешность, чувства, интонация, жесты, мимика, выражение глаз будут кричать, что он -  неискренен. Говорящий находит контакт, когда сам умеет чувствовать атмосферу аудитории или настроение собеседника.

Собеседник может по-разному воспринимать нас во время общения, важно нам это вовремя заметить:
- состояние собеседника такое, что он своим выражением глаз, лица, вниманием показывает, что видит, слышит и воспринимает говорящего;
- состояние, когда мы сами чувствуем стремление собеседника к общению с нами;
-  состояние, когда сам говорящий уже потерял интерес к разговору, а собеседник, благодаря вежливости партнера, его доброжелательности, не желает выходить из разговора. Необходимо проявить такт и мудрость, чтобы умело закончить разговор, не обидев партнера.

Нам нужно всем задуматься над тем, как перейти от возмущения и негодования, как одних из основных способов общения, к другим формам. Надо помнить, что любой эпизод, любой факт возмущения и негодования плохо влияет на здоровье собеседника и собственное здоровье.

Переход к спокойному деловому ведению разговора предполагает определенный, выработанный стиль общения, который можно разделить на уверенный, неуверенный и самоуверенный стиль.

Неуверенное поведение при общении проявляется в том случае, когда мы очень уважаем личность собеседника, когда его интересы, настроение, оценка и чувства признаются нами более важными, точными, чем свои собственные. Неуверенный в себе человек сдерживает  чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.

Противоположность ему – самоуверенный человек, который нарушает права других путем сверхуважения к себе, собственной личности, пренебрегая личностью партнера. Лучший объект для него – человек с неуверенным поведением, принимающий на себя разрушительную энергию агрессора.

Уверенное поведение человека, как нормальное явление при общении, отражает высокое уважение, как к своей личности, так и личности партнера. Быть уверенным – значит уметь определить и выразить свои желания, потребности, отношение к человеку. Уметь построить отношения в нужном направлении, правильно обратиться с просьбой, не обижаться на отрицательный ответ.  Уметь самому, не обидев другого человека, дать отрицательный ответ.

Уверенное поведение человека увеличивает возможность выбора, контроля над собственным поведением, ведет к росту  самоуважения и уважения другими. При таком стиле поведения человек может рассчитывать  на использование им необходимых для этого прав: при необходимости быть одному, быть независимым от другого мнения, быть выслушанным и принятым всерьез, иметь право на оценку работы и право на успех.
 
Уверенное поведение человека в обществе развивается постепенно. Со временем человек становится способным принимать решения и самостоятельно отвечать за них, с честью выходить из любых кризисных ситуаций.

Источник: А.Н. Головкин "Жизнь - вот ремесло", изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.