Роль учителя в воспитании ребенка

Анатолий Головкин
Роль учителя в воспитании ребенка

Когда мы приступили к проведению эксперимента «Воспитатель-педагог», сложность работы была в том, что основной причиной многих конфликтов с детьми были учителя.

Они не сомневались в своей правоте и вседозволенности, становясь буквально диктаторами. Они не понимали, что такое уважительные, равные отношения с ребенком на правах старшего. Они считали ребенка объектом обучения и относились к нему, как орел к мышонку, зайчонку. Кстати, я заметил, что такие же диктаторские замашки вседозволенности и поучений многие учителя переносили и в дом. Они могли без какого-либо повода кричать на своих детей, на мужа. Это была объективность той доэкспериментальной школы.

Я приглашал к себе, то одного, то другого учителя, говорил, что ему лучше работать с металлом, бумагами, станками, но не с человеческими душами. Некоторые понимали происходящие в школе изменения и уходили из нее. Были попытки жалоб одного учителя на другого. Я просил жалобщицу на время остаться в моем кабинете, приглашая для разговора того, на кого жаловались, просил разобраться, а сам выходил из кабинета. После нескольких таких сеансов жалобы учителей прекратились. Ребят с десятого класса и старше называл только на «вы» и требовал этого от учителей.

Огромная роль в воспитании личности отводится учителю в школе, который развивает дарования и способности ребенка, помогает ему определить свой жизненный путь. Учителю начальных классов очень сложно: перед ним ребенок с определенным жизненным опытом, довольно определенной положительной или отрицательной самооценкой. Немало приходится работать учителю, чтобы повысить эту самооценку, привить ребенку ощущение собственной ценности, умения и значимости.

Прежде всего, мы исходили из того, что обучение – это развитие особенных дарований ребенка, его способностей, а не создание новых способностей, которых в нем нет. Важно правило, что сначала в школе происходит общее обучение ребенка  тем отраслям знаний, которые полезны для всех людей, а затем уже – развитие дарований, которые найдены в ребенке. Начало любого дела – это рождение мысли в голове человека, в том числе и ребенка. Усилия учителя в первую очередь направлены на то, чтобы у ребенка рождались мысли, чтобы он умел думать.
Очень важен такт учителя по отношению к ребенку. Если учитель постоянно обращает внимание на неуклюжесть ученика, на отсутствие координаций движений, на особенности лица или фигуры, он может нанести непоправимый вред представлению ребенка о своем физическом облике.

По отношению к неуспевающим ученикам нередко наблюдается два типа реакций учителя: хвалить любой ответ отстающего, либо преувеличенная критика его ответов. Обе эти крайности вредны для ребенка. Когда учитель хвалит ребенка за слабый ответ, он лишний раз подчеркивает неумение ученика. А негативная реакция на это сверстников усугубляет положение ребенка. Дети всегда ценят в учителе честность, точность, справедливость в оценках. Перехваливая, учитель рискует потерять доверие, как самого ребенка, так и всего класса.

Как правило, отстающих учеников учитель критикует чаще и в более резкой форме. Это неоправданная критика является способом внушения, что ребенок – неудачник и из него ничего не получится. Позиция такого ученика – молчать и надеяться, что учитель спросит не его, а другого.

От поведения, реакции и оценки учителя в огромной степени зависит самооценка ученика. Чтобы избежать реплик, насмешек, гримас сверстников  или учителя, ребенок с низкой самооценкой уходит в себя, входит в оппозицию с учителем и тормозит учебный процесс всего класса. Постепенно мнение о ребенке, как малоспособном, становится не только его личным, а всеобщим убеждением. Учителю, не способному повышать самооценку ребенка, необходимо научиться, прежде всего, повышать свою самооценку.

Ученики ловят взгляд, выражение глаз, мимику учителя. На ребенка отрицательно может повлиять едва заметная брезгливая гримаса, игнорирование его активности, высказывания, жесты, которые дают понять, что он – глуп, неспособен и порочен. Иногда учителя заявляют напрямик: «Такой тупой ученик, как ты, мне встречается впервые», «сиди и молчи, пока не придумаешь что-то  оригинальнее», «у меня нет времени на тебя» и другие подобные высказывания. Такие суждения не служат стимулом к учебе, но наносит большой вред в самооценке ребенка.

В то же время теплая интонация, дружелюбная улыбка, внимательный взгляд означают, что учитель принимает ученика и хорошо к нему относится. Дети умеют различать разницу между словом учителя и его мыслями – он сам выдает это интонацией, жестом, взглядом. Индивидуальные контакты учителя во внеурочное время важны для обеих сторон с целью взаимного доверия. Чем больше общается учитель с детьми во внеурочное время, тем больше его любят дети, тем больший шанс на успех он имеет.

Учитель обычно знает самооценку ученика, так как чаще всего она совпадает с оценкой его учителем. Но если неопытный учитель называет способного ученика «неучем», тот серьезно слова учителя не воспринимает, однако, может начать относиться к учителю скептически,  не доверяя больше ему.  Трудно сделать так, чтобы учителя хватало на всех, но это очень необходимо.

 На практике некоторые учителя хвалят одних, ругают других, вовсе не замечают третьих. Контакт учителя с ребенком иногда может длиться всего несколько секунд, но его роль для формирования положительной самооценки ребенка очень велика, особенно для тихого, пассивного ученика, который делает все, чтобы учитель о нем забыл.

Когда ребенок знает, что учитель объективен, принимает его таким, какой он есть, хвалит за то, чем он действительно обладает, то нет необходимости в ложной похвале или попытке приукрасить факты.
Умелый учитель всегда помнит, что ребенок не воспринимает информацию, которая исходит от человека, не внушающего ему доверия, или который своим поведением отталкивает от себя ребенка. Но информацию от взрослого, который внутренне готов принять и понять его, ребенок впитывает со всей готовностью. Когда учитель верит в способности ученика, убежден в его ценности, когда он понимает обучение как стимул ребенка к повышению своей самооценки,  у ребенка складывается более благоприятные представления о себе, о своих возможностях и качествах характера.

Детям в школе должна быть дана свобода, но прежде всего ребенку нужно представить обилие здоровых занятий. Когда работа его увлекает, то учителям  не приходится прибегать к мелким запрещениям и ограничениям. Работая с заданиями охотно, дети ассоциируют ученье и труд с чем-то приятным для себя. Это имеет большое моральное значение, развивает доверчивое, веселое отношение к работе, дети смотрят на возникшие затруднения без досады и агрессии. Когда детям предоставлен выбор занятий, то ребенок медленного склада развития не чувствует себя хуже других, его не выставляют напоказ, не бранят и не оскорбляют. Он не знает своего недостатка и спокойно работает с полным доверием к своим силам. Нередко какая-нибудь его способность в ручном труде или физкультуре удивляет его товарищей.

Обучение ребенка в школе – очень незначительная и поверхностная сторона воспитания. Но как раз школа и ведет к искусственному делению общества и отличает в обществе одного человека от другого. Из-за этого мы всегда преувеличиваем значение школьных знаний сравнительно с теми, что приобретаются ребенком в жизни вообще. Этот факт не нужно забывать ни воспитателям, ни учителям.

Чтобы найти наиболее успешные методы воспитания, лучше обратиться к непосредственному опыту детей. Ничто не должно мешать росту ребенка. Задача воспитателя и учителя – способствовать полному и свободному развитию ума и тела ребенка.

Основная форма работы учителя – урок. Много умов уже много лет освещают эту работу учителя, но до сих пор почему-то очень много серых, скучных уроков. Урок начинается с определения учебной проблемы, с рождения каждым учеником своего вопроса по этой проблеме, предложенной учителем. Ученик задает вопрос сам себе, исследует его, рассказывает и сам отвечает на поставленный вопрос.

Смысл урока заключается в постоянном углублении своего видения поставленной учителем проблемы, которое достигается путем пытливой самостоятельной работы под руководством учителя. Порою, чем больше ученик работает над поставленным вопросом или проблемой, чем больше проводит умственных экспериментов, тем она становится более неразрешимой,  и по ней интереснее работать. Пора учителю переходить от ученика-потребителя к ученику-исследователю. Для этого надо перейти от типового учителя к учителю-исследователю.

При изучении поставленной проблемы высказываются разные мнения. Доказывание каждым своего мнения требует от ученика и учителя ответственного, индивидуального непредсказуемого слова-поступка. При таких уроках в условиях учебных диалогов ученик непроизвольно с первых лет обучения оказывается в ситуации исследователя. В результате итогом урока является ситуация, когда наибольшее число учеников класса способно задавать себе вопрос, исследовать его и давать ответ на вопрос «почему?»

Как любое дело, урок начинается с определения цели. Умелый учитель пропагандирует на уроке любую смелую идею, предложенную учеником по теме. Пора прекратить практику, когда на уроке учитель переходит от идеи дела к конкретной личности с целью ее унижения.

Урок – не место и не время для публичных экзекуций. Для этого у учителя есть внеурочное время, повод и возможность для неформального общения с учеником. Надо признать, что если в школе не ценится умственный труд ученика и учителя, если нет упорного со стороны учеников, их знания поверхностные, нежизнеспособные, значит,  школа свою задачу не выполняет.

Нужно изменить нынешнюю роль учителя на уроке и в обществе. В настоящее время ценится не ум учителя, а его информированность, чем больше он знает информации, тем больше ценится. Но учитель не должен быть только источником информации. Информацию ученики должны черпать из книг, от родителей, окружающих, личного опыта. А учитель должен выступать как собеседник, как авторитет, как последняя инстанция.

Роль учителя меняется от источника информации к человеку, способному оказать помощь ученику в его душевном развитии. Такой учитель демонстрирует ученикам полное доверие к ним, выступает в роли источника жизненного опыта, к которому всегда они могут обратиться за помощью. Он открыто выражает свои чувства по поводу события или объекта, понимает чувства и переживания конкретного ученика.
Но при этом надо рассчитывать силы конкретного ребенка. Любой ребенок имеет рефлекс самозащиты от непосильной программы, он не желает учить сверх своих сил и возможностей. А учитель порою не умеет отличить ослабленного ребенка от лентяя, и он не знает, каким он желает видеть каждого своего ученика.
Светлую память у детей, всегда оставляет добрый, гуманный, заботливый, нежный учитель, способный ответить  на вопрос ученика и способный сам ставить перед ним вопрос и уважать его точку зрения, а не преподносить готовые ответы в виде  информации, вырабатывая у учеников леность ума.

Чтобы достичь этой цели, учитель вдумчиво и внимательно исследует, изучает умственное, эмоциональное и моральное развитие ребенка. Врач никогда не скажет больному: «Вы больны, но я не могу вас лечить?». Но сколько учителей на практике не только так говорят, но и так делают.
Высшей наградой учителю становится желание детей, чтобы урок продолжался и после звонка. Дети, которые любят учителя,  начинают любить предмет, который он ведет. Важно, чтобы достоинство каждого ученика находилось под надежной защитой учителя.

На уроке успевающие ученики находятся в более выгодном положении – их замечают, спрашивают, дают время подумать. Но порою учителя не хотят ждать, пока неуспевающий ученик даст правильный ответ. Время, которое учитель уделяет конкретному  ученику, является одним из признаков отношения к нему учителя. Несправедливость учителя не может укрыться от внимания детей и их родителей.
Когда мы в школе проводили эксперимент «Воспитатель-педагог», родители приходили с чувством благодарности только за то, что мы вывели неуспевающих учеников одной параллели в отдельный класс. Учителя просто были вынуждены на уроках этих учеников замечать и спрашивать. То есть мы получали благодарности за выполнение учителем своих элементарных обязанностей.

Другим признаком отношения учителя к ребенку является его место за партой. Иногда учитель старается посадить неуспевающих учеников подальше от себя. Некоторые ученики воспринимают это, как отталкивание себя от учителя и отвечают ему соответствующим образом. Получается, что ученики, которые больше других нуждаются во внимании учителя, находятся в самом невыгодном положении.

Чтобы постоянно совершенствовать ребенка, учитель должен помнить основные правила общения с ребенком, считая его достойным собеседником. Учитель умеет понять точку зрения ребенка и посмотреть на вещи и явления не только со своей точки зрения, а с точки зрения ребенка, что иногда бывает очень трудно. Он пытается найти повод для одобрения с целью влияния на ребенка. Конечно, это сделать намного сложнее, чем найти недостатки, но необходимо.

Учитель при этом ведет постоянный контроль и над собой, – какие ошибки воспитания на уроке им совершены, какие успехи достигнуты, что извлечь ему на будущее. Если учитель на уроке улыбается, то только искренне, так как искусственная улыбка возмущает детей, а на искреннюю улыбку они тоже отвечает улыбкой.

На уроке учитель старается повторять имя ученика, понимая, что для него имя – самое приятное и важное слово. Учителю не следует стесняться, иногда произносить фразы, производящие на учеников магическое воздействие: «Я, возможно, ошибаюсь», «давайте проверим еще раз», «мне так кажется», «я опасаюсь», «я думаю».
При возникновении протеста или трудности с учеником необходимо выяснить все его требования, а затем заявить свои требования. При этом в разговоре учитель всегда придерживается дружеского тона. Постараться заменить свои требования вопросами. Задавая вопросы ученику, учитель возбуждает его желание сотрудничать, а не протестовать.

Если выполнять перечисленные правила, работать с детьми учителю будет значительно легче, от соперничества и протестов учитель и ученик приходят к сотрудничеству. Тогда отпадет термин «трудный ребенок», который вошел в педагогику в 30-е годы ХХ века и означал невосприимчивость ребенка к общепринятому педагогическому воздействию. Если же ребенок был индивидуален, не принимал общих для всех установок, он мог стать «трудным ребенком». С самого детства ему был уготовлен путь из школы прямо в воспитательно-трудовую колонию.
Когда ученик с нормальным интеллектуальным развитием, неплохой обучаемостью вовремя не получает необходимой помощи от учителя, является педагогической запущенностью и ничем иначе.

Источник: А.Н. Головкин "Жизнь - вот ремесло", изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.