Воспитывает школа

Анатолий Головкин
Воспитывает  школа

С августа 1988 года я стал работать директором средней школы №1 города Конаково.  Школу принял в очень плохом состоянии, только одних разбитых стекол насчитал девяносто восемь штук. Ребята не любили школу и мстили учителям тем, что громили и рушили у школы все что могли.

С самого начала решил обустроить школу так, чтобы ею гордились. В городе Калинине (Твери) нашел неплохих дизайнеров. Первый этаж обили деревом, установили много зеркал, оборудовали столовую, комнату отдыха для учителей вместе с раздевалкой.

Стены второго и третьего этажей украсили росписью. На меня учителя смотрели, как на чудака, говорили, что к зимним каникулам всю роспись выковыряют вместе со штукатуркой. Поменяли все старые двери на новые, декоративные, сами ребята в мастерских делали наличники и ручки к дверям. Создали строительную бригаду, которая разобрала все завалы и сделала приличные помещения: кабинет для организатора, хранилище для лыж, кладовую для завхоза и другие. Кстати, был в школе через двенадцать лет, стены остались практически в таком же состоянии.
Я прекрасно понимал, что образовательный  процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Что функции обучения являются не только образовательная и развивающая, но и   воспитывающая.

Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника. Задача обучения состоит в том, чтобы научиться управлять этими функциями; целенаправленно, систематически воздействовать на ум, чувства, волю детей с целью привития необходимых качеств.

Работая директором школы, начал требовать от классных руководителей воспитательной работы с детьми. В ответ на это одна из учительниц сказала: «Заберите у меня классное руководство». Я, не задумываясь, ответил: «Заберу, только немного позднее». Стал думать, как это сделать, читал много литературы, и придумал. После длительной переписки и неоднократных поездок в Министерство образования 23 августа 1989  года областное управление народного образования дало добро на эксперимент «Воспитатель-педагог», введя в штат нашей  школы  6 воспитателей.

В районной газете был объявлен конкурс на воспитателей, 11 человек написали заявления с просьбой допустить к участию в конкурсе. Честно сказать, предварительная подготовка к конкурсу была слабовата, не было опыта, большого желания учителей и руководителей районного образования что-то менять, поэтому уровень готовности кандидатов к работе определить было сложно. Мы выбрали из кандидатов три воспитателя, по одному воспитателю на параллель в 5 – 7 классы. При этом учитывалось, что в классе 20-25 учеников, на воспитателя приходилось по 45-50 человек. Это, несомненно, большая нагрузка на одного воспитателя, но весь вопрос встал из-за финансирования.

Мы понимали, что достигать цели воспитания способны люди, которые являются самыми близкими для человека, для ребенка. Главным его воспитателем была, есть и будет мать. Однако, учитывая смену формаций, переход от социалистического строя к капиталистическому, растерянность многих людей, а также учитывая экономические трудности семьи, отход от семьи, как основы общества, мы полагали, что на определенное время функции воспитания может взять на себя школа.
 
Сколько времени продлится этот сложный период – 30, 50, а может 100 лет – зависит от развития общества, развития государства и других глобальных проблем. В то же время через школу проходит практически все население страны.
 
Начиная работу по эксперименту, я  вместе с воспитателями, разработал основные их функции, которые утвердили на совете школы, который стал новым  законодательным органом школы. В совет школы входили 9 учителей, 9 родителей и 9 старшеклассников, всего 27 человек. Возглавил совет директор школы, меня  единогласно  избрали его председателем.

Наметили четыре основные функции воспитателя: организаторская, исследовательская, обучающая и контролирующая.
Организаторская – организация жизни детей во внеурочное время, проведение коллективных творческих дел по направлениям – познавательное, трудовое и спортивное.
Исследовательская  –  изучение личности ребенка с целью коррекции его поведения.
Обучающая – обучение детей правилам этикета, культуры поведения и обучение родителей методике воспитания.
 Контролирующая – контроль за обучением детей, их работой на занятиях по интересам.

Мы на совете школы предоставили право воспитателям самим определять тактику воспитательной работы в классе. Самим выбирать методы воспитания, исходя из следующих приоритетных направлений работы с учениками: обучение, труд, досуг, природа, нравственность, здоровье. Воспитателям было разрешено самим за плату вести до 3-х часов в неделю кружковой работы. Они получили право на исследование личности, разрешили им с этой целью посещать уроки учителей, а также занятия детей по интересам. В качестве поощрения воспитателям предоставлялся 6-дневный дополнительный отпуск.

На совете школы утвердили обязанности воспитателя по планированию внеурочной воспитательной работы в классе, ее анализу и коррекции. Возложили на него ведение классной документации. Исходя из 30-часовой нагрузки в неделю, определили основные функции. Это проведение одного-двух коллективных творческих дел в месяц, участие в организации и проведении четырех  общешкольных коллективных творческих дел в течение учебного года. Возложили на них проведение занятий по методике воспитания с родителями не реже одного раза в четверть.
Вместо должности организатора по внеклассной воспитательной работе была утверждена должность заместителя директора школы по воспитательной работе. На совете школы мы утвердили его функции, права и обязанности.

Проводя эксперимент, мы освободили учителей-специалистов от внеклассной воспитательной работы, а стало быть, от постоянного психологического прессинга, что с детьми надо что-то делать, что-то придумывать, когда нет ни сил, ни времени, и потому многие дела проводились формально, ради плана. От такого «воспитания» детям была не польза, а вред.
 
Было решено проводить эксперимент в естественных условиях школы, ничего не меняя, не выделяя отдельные группы и учеников. Несколько были смещены акценты, когда ученик, не вполне способный к учебе, считавшийся до сих пор «изгоем класса», удивлял своих одноклассников «умом» кончиков пальцев рук, плетя ажурные кружева или изготовляя изящную поделку из дерева. Мы на совете школы отказались от ярлыка «трудный ребенок», ставя на школьный учет не самих учеников, а их грубые проступки. После устранения причиненного вреда воспитатель делал об этом запись в своем дневнике, и карточка учета уничтожалась.

Хотя такая система учета вызвала негативное отношение со стороны некоторых проверяющих, но, как показало время, дала положительные результаты. Уже за первые два года эксперимента преступность среди учащихся школы сократилась с 11 до 0. При этом надо учесть, что в начале эксперимента в школе обучалось около 380  учащихся, позднее из других школ сюда стали приходить «трудные» дети, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Численность учеников увеличилась до 530 человек.

В ходе эксперимента все убедились, что способности детей ярко раскрывались в учебе, спорте, художественной самодеятельности, в работе кооперативов и занятиях по интересам.  Были заключены договоры с организациями по 27 направлениям деятельности учащихся. В ходе эксперимента мы убедились, что когда естественная любознательность и любовь к труду получают пищу, дети не только начинают учиться лучше, но и привыкают контролировать и продуктивно использовать свою энергию. Свои силы они направляли на дело, а не на бесцельное времяпровождение.
 
При организации жизни школы и жизни ребенка важно учесть,  что слишком большое сосредоточение интересов школьника в самой школе вредно и может влиять  на замедление его духовного роста.  В школе они надоедают друг  другу, иссякает  их творческая фантазия. Поэтому, кроме организации жизни детей в самой школе, воспитатель вел ребенка в окружающую общественную среду.

После одного года работы все бывшие воспитатели, не выдержав большой физической и нервной нагрузки, ушли с этой должности. Эксперимент был под угрозой срыва. 
В конце апреля 1990 года инициативная группа во главе с заву¬чем и парторгом школы собрали педсовет. На него пригласили заведующую РОНО и работников отдела народного образования. Речь шла о делах в школе, прежде всего об эксперименте «Воспитатель-педагог». С обвинительной речью выступил парторг школы. Оказывается, он тщательно записывал все мои дела в школьную тетрадь, набралась целая тетрадка. Моя вина была в том, что, начиная эксперимент и другие,  важные для школы дела, я не согласовал их с партийным комитетом.
Так, без согласования с парткомом,  очистил территорию школы от разного хлама и разбил пришкольный участок. Начал строительство стадиона. Приступил к строительству мастерских, при этом спилил две засохшие яблони, миновав партком.
 
Я слушал и думал: что это – старческий маразм, или стиль партийного руководства, или действительность? Его поддержали в своих выступлениях завуч школы, ряд учителей. По настроению в зале чувствовал, что многие поддерживают меня, хотя мало кто решился выступить вслух. С опровержением всех доводов резко, но аргументированно выступила жена, работавшая учителем начальных классов и бывшая до моего прихода председателем профкома школы.

Это заседание педсовета явилось основанием для моего увольнения. Я написал и отнес заявление в прокуратуру, затем пошел к заведующей РОНО Г.И. Аксеновой и подробно сказал ей, какие пункты закона она нарушила. Когда вернулся домой через неделю с курсов повышения квалификации, узнал, что приказ о моем увольнении отменен, записи в трудовой книжке сделать не успели. Однако мне заявили, что вопрос об эксперименте в школе будет рассмотрен на заседании горисполкома.
Как развивались эти события, можно проследить по документам, имеющимся в моем личном фонде Государственного архива Тверской области.

4 июня 1990 года на заседании педсовета был заслушан первый отчет воспитателей. В своих выступлениях учителя говорили: «Низкая культура у самих учителей, в школе развито хамство, грубость. Учителя кричат и грубят, не считаясь с возрастом школьников. Прежде чем заняться воспитанием участников, надо воспитывать педагогический коллектив».
«Этот эксперимент – дело будущего. Если закроется эксперимент, то похороним то, что лелеяли годами. Пусть с трудом, пусть пока нет условий, надо идти этим путем. Надо продолжать работу, пересмотреть, какие были ошибки, разложить по полочкам и вести методично».
Было решено, эксперимент продолжать, администрации школы добиться теоретического руководства экспериментом, искать путь работы воспитателя не с двумя, а с одним классом.

26 июня 1990 года исполком Конаковского городского совета народных депутатов своим решением отказал в открытии на базе средней школы № 1 экспериментальной площадки по проблеме «Воспитатель-педагог».
В решении сказано, что с сентября 1989 года школа работала по эксперименту. В пятых – седьмых классах вместо классных руководителей работали три воспитателя.
На одного воспитателя приходится сорок – сорок пять учеников. Цель эксперимента – поднять престиж и уровень воспитания в школе и микрорайоне, попытаться разработать систему воспитательной работы. Идея поддержана областным управлением народного образования.
К реализации эксперимента не были привлечены различные специалисты, учитывая, что директор школы не имеет педагогического образования. Все три воспитателя отказались работать в следующем учебном году. На педагогическом совете по итогам фронтальной проверки часть учителей выразили недоверие директору школы.

Я направил свои возражения на это решение горисполкома, заявив, что за год работы к нам перешли двадцать девять учеников других школ из неблагополучных семей, и только один из них остался на второй год. В школе снизилась преступность с одиннадцати преступлений в год до нуля.

Нужно отметить, что, несмотря на отрицательное решение горисполкома, эксперимент в школе был продолжен. В июле – августе 1990 года я предложил 14 учителям во главе с завучем и парторгом уйти из школы. На их место пригласил новые силы, часть их прибыла из города Баку беженцами. Другая часть пришла из других школ, принял несколько молодых специалистов. Новыми воспитателями стали Абибулаева Неля Леонидовна, Клименко Лариса Петровна, Ботунова Галина Николаевна и Орлова Надежда Львовна.

Молодой, энергичный, умный коллектив продолжал работать по эксперименту. После проведения «круглого стола» по этой проблеме с нами начали сотрудничество работники Академии педагогических наук во главе с известным педагогической общественности воспитателем Олегом Семеновичем Газманом. Мы познакомились с ответственным секретарем журнала «Народное образование» Т.А. Бесковой, которая опубликовала в своем журнале мою статью об эксперименте. Небольшую заметку опубликовала «Учительская газета», которую тогда редактировал Г.Н. Селезнев, будущий спикер Государственной Думы.

Источник: А.Н. Головкин «Жизнь – вот ремесло», изд. АО "Евпаторийская городская типография", Евпатория, 2016 год.