Путь развития от австралопитека до литератора

Дмитрий Маштаков
  Как и следовало ожидать - моё увлечение черепушками http://proza.ru/2022/07/15/1354  наложило отпечаток на направление моей умственной деятельности.
  Прежде всего я заметил, что свои любимые сериалы я стал воспринимать специфически - мало слежу за репликами героев, а больше рассматриваю их черепа. И то правда, а будь у них черепа другой формы, то могли бы они вообще говорить? Рот у человека, как и у всех, нужен для того, чтобы есть, кусать, грызть зубами, так почему же череп (я имею в виду - возле челюстей) стал таким, каким он есть, а не похож на пасть крокодила?

  Ответ простой - крокодил не способен к артикулированной речи. Зато человек очень даже способен. Язык свободно болтается внутри шарообразной коробки, между нёбом и нижней челюстью, а полные губы, приоткрывая её, позволяют издавать звуки, очень разные.
  Эволюция человеческого черепа шла именно по этому пути.
  Появилось разнообразие звуков - стало возможным произносить слова. Стали обозначать словами зрительные образы - появилась вторая сигнальная система, появились перекрёстные связи между изображениями и словами, появилось зрительно-речевое сознание.
 
  Появилась возможность к обучению не просто своим примером, а делая в ходе него словесные пояснения. Из слов «камень, ножницы, бумага» первое слово наверняка в ходу было.
    Обозначать словами плоды, висящие на деревьях, особого резона не было. Увидел – и съел. Также, как и для желания встретиться со своей неразлучницей – повопил, и вот она, пришла. А вот использование инструментов и их изготовление словесных пояснений требует.

  Появились глаголы – дробить, колоть, скрести – чувствуете звукоподражание в их основе? А что такое – обучение детей? Это именно то, что мы называем «школой». В результате этого процесса появилось «знание», которое всё время росло и накапливалось. Накапливалось где? В памяти, разумеется. Вот поэтому черепушка и сзади начала увеличиваться в своём размере. Оно и понятно – полученные и накопленные знания надо было где-то держать.
  Вместе с тем, знание это не было запрятано в черепушку одного человека, нет, оно хранилось в устно речевой форме в среде первобытной общины и передавалось из уст в ухо. А потом появились и письменные формы существования этого знания.

  Итак, череп видоизменялся и рос, пока не стал черепом современного человека. Знаете ли Вы, как выглядит на осциллограмме фонема буквы «А»?
  Первая половина периода этого звука похожа на горочку горбиком вверх, а вторая половина – на перевёрнутую букву «М». Посмотрите здесь, это очень любопытно - http://youtu.be/ubNmvFydjtk
  Способен ли крокодил издать такой звук? Конечно нет.

  А тут уж и до литературного творчества недалеко. Пользуясь словами, не забываете о «зрительном ряде». Каждому конкретному слову соответствует свой зрительный образ. Не увлекайтесь абстрактными словами, стремитесь к тому, чтобы нарисованная словами картина была понятна и интересна читателю.

Хорошую статью про эволюцию человека можно прочесть здесь - http://www.mathtask.ru/0401-history.php

__________
22.07.2022

  Обезьяны неспособны к артикулированной речи, однако могут выражать свои мысли гримасами и жестами пальцев. Были опыты по обучению шимпанзе языку жестов глухонемых. Опыты прошли вполне успешно. Шимпанзе могла не только общаться, используя пальцы, но и употребляла слова в их переносном смысле.
  Экспериментатор как-то не дал ей банан.
- "Грязный Джордж" - сообщила она ему на пальцах