Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 42

Виктор Квашин
Глава 42. Безбожная философия

– Чего это вы давно не звоните? Не заблудились в песках Такла-Макан? – это Лира, конечно.

– Заблудился. Но не в песках, а в понятиях. Вы же не сказали, что во времена Светлана уйгуры были буддистами. Попытался обойти эту тему двумя словами, но не получилось, увяз в этих шуньятах, бодхи, махаянах…

– Ну, тут я вам не помощница. Буддизм – совершенно не моя тема. В чём-то ещё есть затруднения?

– Пока справляюсь. Но буддизм держит. Вы же знаете, как долго я перевариваю незнакомое, чтобы понять хотя бы в первом приближении. Понемногу продвигаюсь. Спасибо за заботу. Может, встретимся, пообщаемся просто так, без истории?

– Вот не люблю я это «пообщаемся»! Раньше говорили как-то иначе – поболтаем, потреплемся – и то уху милее. И не люблю «без истории». Я просто так вам позвонила, подумала, вдруг стесняетесь сами помощи просить.

– Лира Павловна, когда это я стеснялся, я всегда вас просил.

– Ну, вы, мужчины, обидчивы, с комплексами и амбициями... Ой, простите, обидеть не хотела.

– Да ладно, Лира Павловна, вы правы, есть такие грехи.

– Ну, до свидания. Звоните если что.

Сама позвонила через час:

– Слушайте, сразу не сообразила, у меня же подруга «кукукнутая» на буддизме. Хотите, я вас сведу?

– Ой, Лира Павловна, «кукукнутых» я опасаюсь. Я ведь верно понял термин «куку» в смысле «повёрнутая-чокнутая»?

– Нет, ну не настолько. Она умничка, на кафедре медицинской психологии преподаёт.

– Я её уже видел в компании ваших однокурсников?

– Нет, она из другой компании. Я ей только что звонила, она в восторге от того, что есть заинтересованный слушатель, тем более мужчина. Приглашает вас к ней на дачу.

– Нет, Лира Павловна, я без вас не поеду.

– А я вас без меня и не пущу! Майка вас насмерть заболтает. Поедем вместе. Это недалеко, тут, в пригороде. Она сама водит, заберёт нас на машине.


Майя, дама с обесцвеченными волосами, одетая в некий балахон синего цвета, действительно оказалась особой весьма разговорчивой. Энергично вращая руль и ловко лавируя в плотном движении, она непрестанно оборачивалась к нам с Лирой и говорила обо всём сразу – о погоде, о том, как она заправлялась, о рецепте необыкновенно вкусного салата из капусты брокколи и о том, как ей отказали в художественной мастерской отлить изделие со свастикой*1.

– Представляете, они мне говорят: «Это фашистский знак»! – возмущалась она, повернувшись ко мне и явно ожидая поддержки.

Мне стало не по себе – мы всё-таки ехали с немалой скоростью по оживлённому проспекту, я улыбнулся и кивнул. Улучив момент, я прошептал на ухо Лире:

– Я почти ничего не знаю про свастику. Говорят, это символ Солнца?

Лира приложила палец к губам. А Майя продолжала:

– Это надо быть настолько дебилами!

Лира только усмехнулась и снова показала мне «молчать».

Из продолжительного ругательного монолога нашей извозчицы в адрес «неграмотных литейщиков» я узнал, что свастика является древнейшим символом, встречается ещё в неолите десять тысяч лет назад. Что свастика бывает не только четырёхконечной, но и трёх, пяти, шести, восьмиконечной, а также правой и левой по направленности концов, что этот символ с древних времён распространён на всех континентах, включая доколумбову Америку. Что символом фашизма свастика была всего лишь с 1920 по 1945 годы – ничтожно малое время в тысячелетней истории символа, и теперь с этим покончено «ну, если не считать недобитков». Что она сама видела свастику на буддийском храме в Сеуле и показывала фотографии этим мастерам, но они отказались, ссылаясь на закон. А закон на самом деле не запрещает…

Тут случилась критическая ситуация на дороге, и Майя умолкла, но лишь на время, необходимое на разруливание.

– Вы же знаете, что правая свастика считается мужской, а левая женской. В буддизме почитается левая, женская свастика. Именно такую я и хотела отлить на бронзовой пластине, чтобы повесить над входом в дом. Сейчас покажу, куда я её повешу. Я же всё равно найду, где её сделать, верно? – она обернулась к мне, но Лира меня опередила.

– Конечно, Майка! Кто устоит перед твоим напором?

– Ну, да, – согласилась Майя, не чувствуя иронии. – Кстати, в японском буддизме используют как левостороннюю, так и правостороннюю свастики. Странно, правда?

Никто не ответил, так как в этот момент мы подъехали к воротам дачи.

– Вот тут моё логовище! Сейчас увидите. Я специально сделала забор высотой два метра шестнадцать сантиметров, чтобы усилить ощущение шуньяты*2.

– Мая, ну ты хоть иногда объясняй нам свои слова, – сказала Лира. – Почему именно такой размер?

– Да что ты! Это же два раза по сто восемь!

– И что?

– Лирка, ты – полный профан! – тут я злорадно усмехнулся, а Лира поймала эту усмешку, но, похоже, не обиделась. – Я же тебе объясняла, что сто восемь – сакральное число в буддизме! Кангьюр – сборник высказываний Будды состоит из ста восьми томов, у человека сто восемь страстей, омрачающих дух и мешающих продвигаться по пути к просветлению, даже в чётках сто восемь зёрен. Да это число везде: во всех религиях, в математике, в астрономии! Вам же хорошо известно, – обратилась она ко мне, – что скорость движения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца сто восемь тысяч километров в час, и что расстояние от Земли до Солнца эквивалентно ста восьми диаметрам Солнца, диаметр Солнца равен ста восьми диаметрам Земли. И даже время полёта по наиболее устойчивой орбите вокруг Земли, по которой летел Гагарин, тоже равно сто восемь минут. Это, Лира, и для тебя не должно быть секретом.

– Конечно, я должна это знать. Но для того, чтобы запомнить, мне нужно повторить это сто восемь раз и ещё записать на всякий случай.

– Да ну тебя, Лирка, ты вечно упёртая, ничего не желаешь знать, кроме своей филологии. Глянь, лучше, какую крышу я сделала на моём дворце.

На «дворце», небольшом дачном домике, красовалась черепичная крыша с низко свисающими, задранными кверху краями «под пагоду».

– Красиво? А вы заметили какие торцы у черепиц? Это же лотосы!

– Лотосы на крыше? – уточнил я.

– Да, это символ. Вам безусловно знакомы символы буддизма. Вот тут, напротив входа хочу поставить ступу. Буддистскую ступу. У меня есть чертёж, но пока денег не хватает. Она будет высотой триста двадцать четыре сантиметра. Внизу квадратное основание – это элемент Земли, над ним купол – символ воды, выше конус, это огонь, на нём полумесяц – воздух, ну, вам-то всё это понятно.

Майя рассказывала это мне и смотрела так, будто подозревала, что на самом деле мне вовсе не всё известно из того, о чём она говорит. Её подозрения имели основания, но я старался выдерживать вид человека осведомлённого, сам не знаю почему. А Лира явно получала наслаждение от наблюдения за моими муками.

– Хороший цвет подобрали, – попытался я отвлечь Майю, указав на ярко-жёлтую стену с входной дверью.

– Да, я выбирала среди разных жёлтых колеров. Мне показалось, что именно такой – настоящий жёлтый. Это ведь южная сторона дома. Потом сходим на противоположную, оцените мой зелёный.

Я заглянул за угол, «оценил» белую стену востока, а за другим углом даже вздрогнул от ярко-красной поверхности, соответствующей западу. Майя по-своему оценила мою мимику:

– Да, мне кажется, цвет, олицетворяющий любовь и сострадание мне особенно удался. И теперь вам понятно, почему я одета в голубое – это цвет познания, и место его – в центре, то есть, я дома среди других цветов. Здорово? А вот здесь я хочу поставить черепаху. А там, в тени будет маленький пруд с золотыми карпами, об этом я уже договорилась. Ну, пойдёмте теперь в дом.

В доме было также экзотично, как и снаружи: циновки, Будды, лотосы, колокольчики… Меня привлекла большая витая раковина. Майя тут же это заметила.

– Это Шанкха, правозакрученная раковина, символ мыслей Будды. А как вам Ву? – она показала на крупный иероглиф в полстены.

– Сами писали? – нашёл я форму неявного ответа.

– Да. Я специально посещала курсы каллиграфии. Помнишь, Лира, я всю зиму тогда на них ходила?

– Да ты с этой религией куда только не ходила. А про иероглиф ты мне все уши прожужжала, я даже выучила, что он означает пустоту.

– Я тебе и про буддизм жужжала, но тебе это неинтересно, ты даже не запомнила, что буддизм – не религия. Одна из ключевых целей буддизма – направить человека на поиск истины, выхода из сансары*3. В буддизме вообще отсутствует понятие Бога, нет даже попыток связать человека и Абсолют. А собственно понятие «религия» означает именно «связывание» человека с Богом, восстановление этого утерянного союза.

– Ну, с толкованием значения «религия» не всё так однозначно, – попыталась возразить Лира, и я тут же внутри себя встал на её сторону. Но Майю нелегко было сбить.

– Я тебе как психолог скажу: «однозначно» бывает только в голове человека, но у каждого это однозначное отличается от других.

И тут я вынужден был согласиться.

Разговаривая с нами, Майя принялась готовить и буквально через пятнадцать минут поставила на стол квадратный фарфоровый салатник.

– Прошу, угощайтесь! Я теперь приспособилась готовить лёгкую и правильную пищу. Накладывайте побольше, вот так. Ну, как вам? – она посмотрела на меня, но Лира опередила.

– О, Майка, ты делаешь успехи. Раньше у тебя не наблюдалось столь сложных блюд и таких вкусных. Скажи рецепт.

– Очень просто: основное – пекинская капуста и баночка кукурузы. Морковки туда натёрла, укропа, петрушки нарезала, лимон выдавила, сахарку чайную ложку, посолила, маслом полила – весь тебе рецепт. И никакого мяса! Пальчики оближешь, правда? – это снова ко мне.

– Я бы чесночку добавил для вкуса и, наверно, перчиком посыпал.

– Только не это! Общеизвестно, что лук, чеснок, кофе, чай, другие острые продукты и спиртное очень вредны для практикующих. Они возбуждают ум и тело, что может негативно сказаться на практике медитации. Так что, выбросьте их из своего рациона навсегда!

– Я читала, что на самом деле в буддизме нет строгих канонов вообще и в частности по отношению к пище, в том числе к мясу, – сказала Лира.

– Конечно, ты права. Но какой смысл быть буддистом и при этом не стремиться к просветлению? А насчёт мяса животных – да, каждый выбирает для себя сам в зависимости от личных отношений с миром. Одни считают, что вред живым существам – это охота или рыбалка, то есть, прямое умышленное убийство, другие не выносят вида рыб в аквариуме, считая это эксплуатацией ради развлечения. Я лично полагаю, что любое содержание живых существ в неволе, а не только убийство – это нарушение этики и ужасный вред личной карме!

– А молоко, яйца, вы употребляете? – не удержался я.

– Да, к сожалению. Этот обет я ещё не приняла для себя, хотя понимаю, что ради того, чтобы я ела яйца и сыры, куры и коровы вынуждены жить в ужасных условиях рабства. Но я работаю над собой и добьюсь!

– Какая необычная посудина, – постучал я ногтем по краю салатницы, чтобы как-то замять тему религии.

– Так это я из Китая привезла, да. Вы не бывали? Вот где фарфоровый рай!

– Майка, мы к тебе и пришли ради Китая, я же тебе говорила по телефону. Расскажи нам про Турфан, человек именно теми местами интересуется.

– О, Турфан! – воскликнула Майя. – Так именно из Турфана в Китай и пришёл буддизм! Сейчас я вам всё расскажу!


  *1 Свастика – крест с загнутыми под прямым углом концами. На санскрите слово «свастика» означает пожелание удачи, благоденствие. У многих народов это – знак Солнца, движения, жизни, благополучия, плодородия
  *2 Шуньята — центральное понятие буддизма, обозначающее отсутствие постоянного «я» у личности и «самобытия» у явлений, отсутствие собственной природы вещей ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости. То, что возникло сложением факторов и стечением обстоятельств, пусто – шунья
  *3 Сансара – круговорот рождения и смерти – одно из основных понятий буддизма