Сказки бабушки Тамары

Любовь Машкович
     Бабушка Тамара – прелесть, чудо, а не бабушка, любимица своих многочисленных внуков. Истории с ней становятся афоризмами и мгновенно разлетаются по свету, вызывая добрые улыбки родни.
 
     - У Вас крепкие ноги, – заметил в метро сидящий рядом мужчина.
     – Я много хожу, – не смутившись, ответила бабушка.

     С ней происходят невероятные истории, и самое удивительное, что многие из них истинная правда. За ней до сих пор ухаживают мужчины с самыми серьезными намерениями. Но бабушка не поддается – она очень ценит свою свободу, к тому же она очень занята – у нее много дел и много внуков. Бабушка – «скорая помощь» детям и внукам, всегда и посидит, и сказку расскажет. А их она знает великое множество, во всяком случае, больше, чем Шахерезада.
     С бабушкой можно поиграть, посмеяться, посекретничать, поговорить о чем угодно, даже рассказать анекдоты, их она обожает. Но больше всего дети любят рассказы о былом.

     Бабушка Тамара это Наташа Ростова нашей семьи. Поздний ребенок, любимица родителей, тоненькая длиннокосая Томочка, мальчишница, выдумщица и заводила, два раза подбивавшая соседских мальчишек, насушив сухарей, рвануть в Африку. Оба раза побег сорвался, со станции беглецов вернули родителям. Позднее она превратилась в изысканную красавицу и модницу – инженерская дочка. Тоненькая талия ее приводила закройщиц в отчаяние, при размерах 100-60-100, нужно было сначала куда-то деть 40 см ткани, а потом их где-то взять, чтоб платье сидело идеально. Предмет зависти подружек из простых рабочих семей – она между тем была совершенно бесхитростна и наивна, вышла замуж за первого, кто ее поцеловал, неровню и не пару, деревенского парня, фронтовика.
     - Зачем же ты вышла за него замуж, раз не любила?
     – Но он же поцеловал меня, я обязана была выйти, раз уже поцеловалась.
     – Ну, у тебя, бабушка, и понятия, ну и воспитание…- удивляются внучки. – Ну, хорошо, а зачем же ты целовалась с ним, раз он тебе не нравился?
     – Да, все молодые люди, когда меня с танцев провожали, спрашивали: «Тамарочка, тебя можно поцеловать?» А я говорила «нет», а этот без спроса облапил и поцеловал. У меня в глазах потемнело, и голова закружилась от его поцелуя. Стал он за мной ухаживать, а старшая сестра замужняя уговаривает - Выходи за него, да, выходи, он – хозяйственный. Сама бы и выходила за него. Я уж и паспорт дома забывала, так нет – вернулись, взяли и все равно расписались.
     – А как же ты с ним познакомилась? – допытываются внучки.
     – Я на танцах в ЦДСА поссорилась со своим молодым человеком, а мимо солдатик молодой идет и спрашивает: «Девушка, Вы будете со мной танцевать, если я войду?» Я говорю: «Буду». А у него не было пропуска, он к окну: «Вы мне свой пропуск не дадите? А то я войти не могу». Я дала. Он находчивый, сунул бабке пропуск прямо под нос, чтоб она девичью фотографию не разглядела, его и пропустили. Потанцевали, а как пошел провожать, так облапил и поцеловал. Вот судьба моя и решилась.

     Внуки готовы слушать бабушку часами, да, и не мудрено – бабушка говорит как пишет, голос певучий, звонкий, молодой – заслушаешься. А рассказы один интереснее другого – Шахерезада отдыхает. Уже и не поймешь? где быль, где выдумка. Тут тебе и рассказ, как блистала ее мама на балу у генерал-губернатора, и встречи ее папы со Сталиным и с императором Николаем, сам Буденный держал ее братика на руках, а очаровательная мама беседовала со всесоюзным старостой Калининым.

    Иногда бабушка рассказывает жуткие сказки про железную девушку, богиню смерти шестирукую Кали или вампиров, тогда сердца внучат замирают от ужаса, и уснуть невозможно, пока сказка не закончится благополучно. Однажды родители, вернувшись из театра поздно ночью, пришли в замешательство. Во всех комнатах горел свет, а между тем в доме никого не было: не было в кухне, не было детей на двухъярусной кроватке, не было в гостиной, не было в спальне. Что это? Что могло случиться? Страх тоненькими струйками потек прямо к сердцу. Как вдруг в дальней комнате на полу у раскрытой двери балкона они увидели фантастическую картину: наполовину на балконе, наполовину в комнате спала бабушка, а вокруг вповалку спали три внука – три мальчугана, сраженные сном. Хороша, видно, была бабушкина сказка.

     Бабушке не хватает ярких сюжетов в своей жизни, поэтому она их додумывает. Ее старшая сестра, а моя любимая тетя Нина иногда звонила мне, жалуясь, – Галочка, что за ужасы рассказывает Тамарочка, у меня через пять минут от ее рассказов волосы на голове встают дыбом. Это было так потешно, учитывая, что у тети Нины была короткая стрижка, представлять ее со вставшим дыбом ежиком. Я смеялась и говорила:
     – Не берите в голову, тетя Ниночка, живите спокойно, мама сама верит в то, что придумывает, не стоит ее переубеждать.

     Жизнь же для бабушки обернулась совсем не сказкой. Она вырастила пять детей и одного из них уже потеряла. Всю жизнь бабушка работала и работает до сих пор, еще и массажем подрабатывала до недавнего времени, а ей ведь уже 73. Модница и красавица в прошлом, сейчас она за собой почти не следит.
     – Ой, что это у тебя с пальто?
     – А это пакет молока порвался.

     Единственно, что у бабушки нерушимо – это её пристрастие к натуральному. Поэтому, бывая у нас в гостях, она не спит на диване, считая его синтетикой, а спит на полу, он у нас деревянный. По правде говоря, я и сама люблю натуральные шелка и бархат, хорошую шерсть и деревянную мебель – видно, наследственное.
У бабушки есть три заповеди, оставленные ей мамой, заповеди хорошей хозяйки:
     1. Не покупать дешевые вещи, «я не так богата, чтоб покупать дешевые вещи», «дорого – мило, дешево – гнило».
     2. Никогда не готовить на маргарине.
     3. Никогда дома не ходить в халате.
     Второе и третье бабушка соблюдает неукоснительно, а вещи не покупает вовсе – довольствуется теми, что ей отдают. Продукты же все-таки покупает на рынке, там дешевле, да и знакомые продавцы ей часто уступают.

     В условиях дефицита денег бабушка выработала для себя жизненно важную формулу: детей надо кормить. Это приоритет. Что она и делает, ругаясь на бестолковую младшую дочь, что опять накупила дешевых тряпок – Нет бы уж что-нибудь действительно стоящее купить (смотри правило 1), – она самоотверженно кормит ее детей, да и всех остальных прикармливает.
     Бабушка – парадокс, тяжелым трудом заработанные деньги, она может легко отдать: крупную сумму на покупку костюма внуку – Только купите хороший… Может безвозмездно дать денег детям, чтоб дожить до зарплаты. Может помочь нуждающейся племяннице, а на себя истратить жалеет, жаль денег на банку хорошего кофе, который очень любит. Радуется, когда ей подаришь пакетик кураги или баночку красной икры.

     Милая моя мамочка, девочка Томочка 60 лет спустя, мечтавшая о путешествиях в дальние страны.
     – Хочешь мы тебя отправим в Африку в Хургаду, посмотришь пирамиды, или в Париж, или в Италию, ты же так мечтала!
     – Нет, я уже плохо вижу и слышу, буду расстраиваться, что что-то пропущу. И потом в нашей стране я еще столько не видела.

     Лет двадцать назад маму положили на операцию, прогнозы были неутешительные. И тогда она отпросилась у врача попрощаться с сестрами, навестить родных. С сестрами Ниной и Надей они предприняли большой вояж: побывали на Урале в Свердловске (Екатеринбурге), посмотрели на дедовский завод, на дачу, где размещалось какое-то учреждение. Представились пожарной инспекцией и прошли, все внимательно осмотрев, сестры-авантюристки. Потом полетели в Иркутск, где жила тетя Надя. Там мамочка навсегда влюбилась в Байкал, излазила все прибрежные хребты, передружилась с сотрудниками Лимнологического музея. В больницу она не вернулась, положившись на судьбу. И та ее нам сохранила.

     Какой же вывод? Пусть неосознанно, но она нас научила: когда на все не хватает, на мечту должно хватать, и времени, и сил, и денег. На мечту должно хватать!