Часть-1. Дальняя авиация в Кенигсбергской операции

Валерий Русаловский
 Кенигсбергская операция.
Хроника фронтовых событий.
               

               

                Особенности применения
                18-й Воздушной армии дальнего действия
                в штурме Кенигсберга.

Это уже третья публикация о действиях авиационных объединений в Кенигсбергской операции, а точнее её завершающей фазе - штурме города-крепости. Так как в предыдущих статьях речь шла о фронтовой и морской авиации, то теперь для полноты восприятия сказ пойдёт о дальних бомбардировщиках, которые не входили в состав фронтов и флотов. 

Однако стоит заметить, что под «фронтовой авиацией» здесь подразумеваются 1-я и 3-я Воздушные армии 3-го Белорусского фронта, которые непосредственно участвовали в штурме города. Авиационные же соединения Балтийского флота в этот период действовали над морской акваторией сразу в интересах нескольких фронтов. В частности, прикрывали их с моря, а также блокировали прибрежные и водные пути отхода и снабжения противника различными ресурсами.

Так в чём же тогда необходимость «частного» освещения действий авиационных соединений в этой операции? Хотя об этом уже немало написано, тем не менее повторюсь, чтобы суть вопроса была понятна и в применении к данной публикации.
«Дело в том, что все полевые и воздушные армии, а также морская авиация отчитывались за боевые действия только сами за себя, а вот сложить всё вместе и разложить по месту и времени, от рубежа к рубежу не удавалось никому». Вероятно, это не входило в регламент боевых донесений, да и требовало дополнительных усилий. Поэтому увидеть целостную картину взаимодействия сторон в деталях, не представляется возможным.

Это явный пробел в исторической парадигме, хотя синхронизировать и описать совместные действия разнородных армий скорее всего невозможно из-за их масштабности и разнообразия способов боевого применения. Остаётся лишь одно, показать действия сторон в отдельности, а именно в рамках армейского звена. Чтобы не получалось так, что весь позитив баталий приписывался только полевым армиям, как это прослеживается в их донесениях, а работа авиации сводилась лишь к термину «взаимодействие», не раскрывая его сути.

На самом же деле полевые армии всегда продвигались при «поддержке авиации», а это означает, что задачи выполнялись «совместными усилиями» и никак по-другому. Это очень важно, так как в штурме Кенигсберга решающую роль сыграли беспрецедентные удары авиации и артиллерии различных калибров, а мужество и героизм пехоты увенчал блестящую победу.

Здесь же, в интересах фронтовых объединений и Балтийского флота на протяжении всей операции активно действовала 18-я Воздушная армия дальнего действия, находящаяся в прямом подчинении Верховного командования. Штаб армии в то время находился в Москве, а командный пункт с органами боевого управления в Бресте, что позволяло оперативно и качественно выполнять задачи, поставленные Ставкой.

В свою очередь, семнадцать аэродромов армии компактными группами размещались на освобождённых от немецких войск территориях Белоруссии и Польши. Удаление их от объектов удара составляло от 240 до 840 километров по прямому маршруту. Основные направления боевых вылетов: южное, юго-восточное и юго-западное.

В штатном составе армии значилось: пять авиационных бомбардировочных корпусов дальнего действия и четыре отдельные бомбардировочные авиадивизии. Одним словом, силы были достаточно внушительные. А если переложить их на массированные удары, обращённые в противника, то эта мощь несла не только огромную разрушительную силу, но и внушала страх, вызывая трепет у врага.
                *      *      *
На вооружение 18-й Воздушной армии находились двухмоторные бомбардировщики дальнего и среднего радиуса действия. Это советские самолёты Ил-4 (ДБ-3), Ли-2 и Ер-2 (ДБ-240), а также американский В-25 (Митчелл). В качестве воздушно-транспортного «перевозчика» использовался С-47 (Скайтрэйн) производства США. Тактико-технические параметры крылатых машин соответствовали необходимым критериям для их боевого применения.

Ниже указана сравнительная характеристика боевых возможностей основных типов. Бомбардировщик Ил-4//В-25. Дальность полёта до 3800 км//боевой радиус 2170 километров. Максимальная бомбовая нагрузка 2500//2800 кг. Наибольшая скорость до 430//442км/час. Предельная высота полёта 8900//7600 метров, выход в атаку и бомбометание от 1000 до 3500 метров. Оборонительное оружие: 2 пулемёта 7,62 мм и один пулемёт 12,7 мм//12 пулемётов калибра 12,7 мм. Экипаж: четыре человека – лётчик-командир экипажа, штурман-стрелок, стрелок-радист, стрелок//шесть человек – 2 пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист и ещё один стрелок.

Тактико-технические данные армейских бомбардировщиков Ли-2 и Ер-2 (ДБ-240) по основным показателям в целом совпадали с возможностями дальнего бомбардировщика Ил-4, а также бомбардировщика среднего радиуса действия В-25 (Митчелл) и применялись в полном объёме.
                *      *      *
Что касается выполнения 18-й ВА боевых задач при штурме Кенигсберга, то здесь необходимо сказать следующее. Командование 3-го Белорусского фронта создало для неё максимально благоприятные условия, что позволяло наносить удары по позициям противника не только ночью, но и днём. Считается, что дневные бомбёжки большими дивизионными и корпусными группами были выполнены впервые именно в период штурма цитадели.

 Хотя в Берлинской операции армия уже действовала только ночью. Так считалось безопаснее, да и создать там такие условий как в небе Кёнигсберга было невозможно. Тем не менее, необходимо отметить, что дальние бомбардировщики и раньше успешно выполняли задачи в дневное время. Правда, их объём был незначительным, но это не умоляет героизм и боевое мастерство экипажей бомбардиров. Кстати, бомбардировки Кенигсберга так же проводились и в предыдущие годы.

Суть же «благоприятных условий» состояла в том, что ещё до подхода бомбардировщиков к месту удара, на их маршруте и в самом Кенигсберге фронтовая авиация подавляла зенитную артиллерию, бомбила аэродромы противника и блокировала с воздуха сам город. Кроме этого, сопровождала ударные группы при вводе их в бой и выходе на обратный маршрут.

А если случалось, когда старший группы просил прикрыть его от Мессершмиттов и Фокке-Вульфов, то поднимались целые полки советских истребителей и оттесняли неугодного противника. Здесь следует отметить, что группами дальних бомбардировщиков в воздухе управляли сами командиры корпусов и дивизий, а командиры полков уже вели за собой эскадрильи. Доклады о выполнении задач следовали в Генеральный штаб, а отчёты о боевых действиях направлялись командующему ВВС Красной Армии в виде оперативных сводок.

Надо ещё иметь в виду, ибо при штурме Кенигсберга 18-я Воздушная армия параллельно выполняла и другие важные задачи. Вдобавок она бомбила город-крепость Бреслау оказывая помощь 1-му Украинскому фронту, а точнее 6-й Армии, штурмовавшей непреступные бастионы. В этот же период времени наносила удары по портам Хель и Пиллау (Балтийск), а также Фишгаузену (Приморск) как важным узлам маневра резервами, эвакуации награбленного имущества и самих нацистских приспешников. Конечно же в числе эвакуированных были и простые жители с нехитрым домашним скарбом и надеждой вернуться обратно в родные края.

                Подготовительный период.
               
Будет важно отметить, что за четыре дня до штурма Кенигсберга войска 3-го Белорусского фронта начали активно беспокоить окружённую группировку. Более того планировали ещё до начала операции разбить аэродромы противника и их опорные пункты в виде дотов, дзотов, мощных фортов и равелинов. Всё это должно было значительно уменьшить потери и сократить время штурма, но увы не сложилось. Время наступления было выбрано не совсем удачно, но именно оно и поджимало, впереди был Берлин.

В ходе подготовительного этапа операции 18-я Воздушная армия делала неоднократные попытки «прорваться» к городу, но из-за плохой погоды сделать этого не смогла. По этой же причине не смогла подавить систему мощных фортов, опоясывающих город. Хотя таким ударным потенциалом она явно обладала. Поэтому роль «бомбардира» на протяжении четырёх суток до штурма выполняла фронтовая артиллерия, а также артиллерия большой и особой мощности, которая находилась в подчинении Верховного Командования.

Тем не менее без дела экипажи крылатых машин не сидели. Уже 5 апреля в период с 16.16 до 17.28 под прикрытием 30-ти истребителей от 2-й Воздушной армии они бомбили город-крепость Бреслау. Прицельное бомбометание осуществлялось с высоты 900-2900 метров. Таким образом, за данный промежуток времени была сброшена 631 бомба, общим весом 178 тонн.

В результате противнику был нанесён значительный ущерб, однако от интенсивного огня зенитной артиллерии пять самолётов получили пробоины, но оставались в строю. Всего по группе действовало две батареи зенитной артиллерии противника и одна батарея малокалиберной артиллерии, а ещё десять точек зенитных пулемётов.

В ночь на 6-е апреля 28 самолётов Ли-2 от 4-го гвардейского авиационного корпуса вылетавшие на бомбардировку Бреслау из-за плохих метеоусловий задание выполнить не смогли. Всего на разведку погоды подымалось семь самолётов. Это делалось постоянно чтобы оценить условия для безопасности полётов и принять верное решение.

Здесь стоит сказать о том, что город Бреслау в Силезии стал больной занозой для советских войск на их пути к столице Рейха. Более того оставлять в тылу 60-ти тысячную группировку немцев было очень опасно. Тем не менее разделаться с нею враз не удалось, поэтому командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев принял решение блокировать её, а затем уничтожить силами 6-й армии генерала Глуздовского. Сам же фронт продолжил своё наступление в Берлинском направлении.
На деле крепость удалось окружить, но уничтожить немецкие войска не доставало сил, поэтому к штурму была подключена дальняя бомбардировочная авиация, которая оказала большую поддержку войскам фронта. Однако немцы выстояли и сдались только после капитуляции Германии и то не сразу.
                *      *      *
Погода по маршруту на Бреслау: в начале маршрута – безоблачно, во второй половине маршрута и в районе цели – многослойная облачность, высота нижней кромки 600 -1200 метров, видимость только вертикальная.
Погода по маршруту на Кенигсберг: облачность 8-10 баллов, высота нижней кромки 300-400 метров, местами дожди со снижением облачности до 50 метров при видимости в 500 метров.

                Первый день штурма Кенигсберга.
                (6 апреля 1945 года)

Не смотря на плохие метеоусловия авиационные соединения армии под командованием главного маршала авиации Голованова продолжали вести ограниченные боевые действия. Так днём шестого апреля - 54 бомбардировщика В-25, Ил-4 и Ли-2 под прикрытием 24-х истребителей с высоты 800-1600 метров нанесли два удара по противнику в Бреслау. Один из них в период с 12.57 до 13.49, а второй с 15.10 до 18.18.

В результате ударов под огнём двух зенитных батарей было сброшено 287 бомб общим весом 81 тонна. В частности, 46 ФАБ-500, 229 ФАБ-250, 12 ФАБ-100. Расстреляно по пехоте и зенитным расчётам 1350 патронов калибра 12,7 мм. В результате бомбардирования возникло большое число пожаров и разрушений сопровождающиеся взрывами. Накал сопротивления противника заметно спал.

В ночь на 7 апреля 1945 года, из-за плохих метеоусловий боевая работа не велась, авиаторы готовились к генеральному сражению - штурму Кенигсберга. Поэтому в течении дня на разведку погоды вылетали 24 самолёта. Все ждали улучшения погоды, тем не менее она была более или менее сносной только в направлении на Бреслау. Кенигсберг по-прежнему оставался закрыт для ударов.

                Результаты боевых действий.

Всего, в течение дня, 18-й Воздушной армией было совершенно – 78   самолётовылетов, из них на бомбардировку войск противника выполнено 54 и на разведку погоды 24. Из-за плохих метеоусловий, боевые действия велись ограниченно.
                *     *      *
Погода по маршруту на Кенигсберг: облачность 8-10 баллов, высота нижней кромки 200-500 метров, в районе цели облачность 10 баллов, высота нижней кромки 100-200 метров, туман, видимость до одного километра.
Погода по маршруту на Бреслау: облачность 10 баллов многослойная, высота нижней кромки 900-1300 метров, видимость 4-6 километров.
                *     *      *
Кроме прямой видимости важным параметром также выступала высота нижней кромки облаков, так как выходить к цели разрешалось только под облаками. Бомбить же из-за облаков категорически запрещалось. Этим правилом определялась не только точность бомбометания, но и отвага самих экипажей.

Примечание: В публикации были использованы материалы Центрального архива Министерства обороны РФ и Центрального архива Военно-морского флота России.

                Продолжение следует…