Блок. В эти желтые дни меж домами... Прочтение

Виталий Литвин
«В эти желтые дни меж домами…»
 





                В эти желтые дни меж домами
                Мы встречаемся только на миг.
                Ты меня обжигаешь глазами
                И скрываешься в темный тупик…
 
                Но очей молчаливым пожаром
                Ты недаром меня обдаешь,
                И склоняюсь я тайно недаром
                Пред тобой, молчаливая ложь!
 
                Ночи зимние бросят, быть может,
                Нас в безумный и дьявольский бал,
                И меня, наконец, уничтожит
                Твой разящий, твой взор, твой кинжал!
                6 октября 1909







     « – В эти желтые дни…» – осень. См. дату написания.

     В прошлом стихотворении («Под шум и звон однообразный…») герой уходил, возвращался и надеялся, что героиня простит ему «…мои метели, // Мой бред, поэзию и мрак».  Здесь – конкретизация этих поэтизмов.
     И опять привычное для Блока осознание любви как поединка рокового, любви как обладании кем-то кого-то, как преобладании кого-то над кем-то. Вне нежности, доверия, вне уверенности в ком-то.
     Что в его случае, впрочем, понятно и оправдано: все эти «обжигающие» – начиная от Л.Д.! – были акторами другой стороны, задача которых отвлечь его от его долга, увести рыцаря с его боевого поста. Вот и здесь «дьявольский» – это не эвфемизм «злобный», а конкретно - «устроенный, подстроенный дьяволом».

     Жалко, что в черновиках остался только намек на описание того, куда  его увлекли на этот раз:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
                Эти залы огней уходящих…
»

     Эх, ещё бы хоть пару строк подробностей! Но и сейчас – вглядитесь в эту бесконечную анфиладу залов… Да, это не питерские улицы…

     «…Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.
     …кто-то из мелких демониц внушал ему всё большее и большее сладострастие, показывая ему такие формы душевного и телесного – хотя и не физического – разврата, какие возможны в Дуггуре – и нигде более.»
                Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника».

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

«
     ЧН [«ЧН – черновой набросок»] 3-й строфы примыкает к наброскам стихотворений "Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне ..." и  "Посещение".
»

     Приведу эти два стихотворения:

                «Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне
                Притаился, глядит.
                Каждый демон в тебе сторожит,
                Притаясь в грозовой тишине ...
 
                И вздымается жадная грудь ...
                Этих демонов страшных вспугнуть?
                Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь
                В эту страшную пропасть глядеть!»
 
« ПОСЕЩЕНИЕ

                г о л о с.
                То не ели, не тонкие ели
                На закате подъемлют кресты,
                То в дали снеговой заалели
                Мои нежные, милый, персты.
                Унесенная белой метелью
                В глубину, в бездыханность мою,
                Вот я вновь над твоею постелью
                Наклонилась, дышу, узнаю ...
                Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи,
                Я сквозь темные ночи – в венце.
                Вот они – еще синие очи
                На моем постаревшем лице!
                В твоем голосе – возгласы моря,
                На лице твоем – жала огня,
                Но читаю в испуганном взоре,
                Что ты помнишь и любишь меня.
               
                в т о р о й   г о л о с.
                Старый дом мой пронизан метелью,
                И остыл одинокий очаг.
                Я привык, чтоб над этой постелью
                Наклонился лишь пристальный враг.
                И душа для видений ослепла,
                Если вспомню,– лишь ветр налетит,
                Лишь рубин раскаленный из пепла
                Мой обугленный лик опалит!
                Я не смею взглянуть в твои очи,
                Всё что было, – далёко оно.
                Долгих лет нескончаемой ночи
                Страшной памятью сердце полно.
                с. Шaxмаmoвo
                1910»