Свобода, равенство, братство по-французски

Алекс Росс
Рабочая неделя во Франции короткая, всего 35 часов. Несмотря на это, по уровню благосостояния страна занимает 11 место в мире, опережая соседку Германию (18 место) и чуть не дотягивая до другой - Англии (9 место). Оказывается, французы - народ не только сдержанный, но и расчетливый. Медицина у них доступна всем и считается лучшей в мире; минимальные пособие по безработице и пенсия - 500 евро в месяц.

Liberte-egalite-fraternite
Свободу – первое слово лозунга конституции Франции я ощутил сразу при пересечении границы, когда пересел в Страсбурге на суперсовременный скоростной поезд ТGV, похожий на самолет. Он мчался к столице в молочном тумане со скоростью 240 километров в час. Стука колес слышно не было, было ощущение свободного полета. За него пришлось заплатить в пять раз больше обычного. О равенстве я подумал, осмотревшись. Среди пассажиров цветных было больше половины. Билеты проверял араб, в баре работал испанец. На вокзале в справочном сидела мулатка, по дороге в гостиницу встречались только негры. Потом в метро купить билет мне помогла высокая мавританка и, наконец, на мосту у Нотр Дам оказался полезным я сам: сфотографировал англичанок. По их благодарности я почувствовал, что все мы братья и сестры! А по одежде решил, что домашний бюджет у всех очень разный.

Долг платежом красен
Париж отличный пример того, что отдавать долги приходится всем и за всё. И не только простым смертным, но и целым государствам. Из-за прошлого метрополии Франция, особенно ее столица, помимо обычных функциональных зон чётко разделена и по национальному признаку. Где-то в районе элитных особняков, например, темнокожий человек - редкость. При встрече надо быть осторожней, так как им может оказаться какой-нибудь афганский миллиардер. Количество же арабов в районе вокзала Гар дэ Леоне и африканцев у Гар дэ Лест шокирует, а в пригородах местами пугает. Это всё эмигранты. Первые открыты и успешно интегрировались в сферу обслуживания, на рынках их товары пользуются спросом, вторые же импортировали свою экзотическую культуру и установили вокруг четкие границы. У них свои продуктовые магазинчики, рестораны, забегаловки, парикмахерские и салоны тату. Большинство прочно привязано к месту жительства, т.к. относится к малообеспеченной части населения (10%), полагающейся на социальные пособия. Иные пригороды по этой причине превратились в гетто, а молодёжь их из-за отсутствия перспектив периодически устраивает беспорядки. В ноябре 2007 года в них пострадали 118 полицейских, некоторые получили огнестрельные ранения. По плану "Надежда для пригородов" в общественный транспорт в 2008 году будет дополнительно инвестировано 500 тыс. евро, а для контроля ситуации правительство отправит туда четыре тысячи полицейских. Бюджет на их содержание составит около 150 миллионов евро.
 
Как бы то ни было и темнокожие французы предпринимают попытки найти своё место под солнцем. Например, еще не так давно жареными каштанами и ландышами в городе торговали белые старушки, нынче с этим успешно справляются африканцы. А их женщины работают горничными в дешевых гостиницах...

Трое в пригороде
Идеальным для французов с семейным доходом выше 30 тыс. евро в год  (треть населения) представляется домик в пригороде. С мансардой и подвалом для хозяйственных нужд, с гаражём и небольшим садиком. Хозяин может быть торговым агентом, например, по продажам лифтового оборудования, жена - домохозяйка. На ней дом и ребенок, совсем редко - два. Главная задача семьи: "чтоб на всё хватало". Само собой разумеется, на машину французского производства, Citroen, Peugeot или Renault. На здоровое питание, одежду, учебу ребенка и хотя бы раз в год - на хороший отпуск. В садике у дома хозяева разводят цветы. Урожай с фруктовых деревьев, если такие есть, как правило, не собирают. Огород не возделывают и ничего впрок не консервируют. Свободное время предпочитают проводить за любимым хобби: коллекционированием книг, старинных гравюр, картин, марок, каких-нибудь этикеток. В последнее время появилось много фанатов, собирающих картины из тысяч и десятков тысяч пазлов. На это не скупятся. Продукты они закупают раз в неделю. Самый большой выбор и самые низкие цены бывают в гигантских супермаркетах, расположенных на окраинах. Туда они ездят на машинах, и никто не отказывается от товаров со скидкой. А вот хлеб или знаменитые рогалики – круассаны, которые все едят за завтраком с кофе, покупают ежедневно.

Если сын в подобном семействе стал банкиром и женат на женщине с Украины или Молдавии, он не будет просить своих родителей поняньчиться с ребенком, когда няня, получающая 800-1000 евро в месяц (французы получают детские пособия по уходу за детьми, независимо от дохода), отпросилась в отпуск. Он лучше пригласит во Францию на месяц стареньких тещу и тестя, они побудут с ребенком с удовольствием. Вообще сами французы уже давно не работают нянями, консьержами или простыми дворниками, эту работу делают в основном арабы или выходцы из бывших советских республик. Праздники в этих семействах почти не отмечаются, в иных их даже не помнят. Поэтому, если и делают эти люди подарки, то незначительные. А близким, приурочив к какой-то дате, дарят самое необходимое. Причем старая поговорка: "я не так богат, чтобы покупать дешёвые вещи" жива во Франции до сих пор. Хорошим отдыхом в этих семьях считается двухнедельный круиз на комфортабельном теплоходе где-нибудь по Средиземному или Карибскому морям. Для троих, включая стоимость экскурсий, он обходится от четырёх до семи тысяч евро.

Жители "островов блаженства"
Французы, чьи доходы превышают 50 тыс. евро в год, живут чаще в крупных городах (10% населения). По таким фильмам, как "Игрушка" и "Оскар", мы хорошо представляли себе жизнь этой элиты в 80-х годах прошлого века, сейчас вполне достаточно попасть на одну из главных магистралей Парижа - Елисейские поля (Avenue de Champs-Elysees), чтобы увидеть, как эти люди проводят время сегодня и на что тратят деньги. По древнегреческой мифологии Елисейские поля или Элизиум - это "острова блаженства", где обитают герои, получившие бессмертие от богов. Таким и бывает первое впечатление при виде плотной праздной толпы, растянувшейся на многие километры, где на каждом шагу её искушают бутики с мировыми именами, шикарные ювелирные, часовые магазины и автосалоны. В день взятия Бастилии - 14 июля и в день окончания Первой мировой войны - 11 ноября там проводятся военные парады, а во время финалов Чемпионата мира по футболу непрестанно звучат взрывы петард и взлетают в воздух ракеты. Люди не скрывают слез радости во время побед и слёз отчаяния в дни поражений. Это больше для них организуется автомобильная ярмарка, на которой выставляют продукцию сотни автомобильных фирм из десятков стран мира; проводятся престижные авторалли "Париж-Дакар" и велосипедная многодневная гонка "Тур де Франс". Эти люди привыкли к комфорту и изысканной кухне. В ресторане за сто граммов черной икры они готовы платить 800 евро. Их не смущает, что в двадцати метрах за окном сидит бездомный, по-местному - клошар.
Когда приходит тепло, богатые меняют не только одежду, но и пересаживаются из больших машин на антикварные олд-таймеры, доставшиеся им еще от дедушек и бабушек, и отправляются куда-нибудь на Французскую Ривьеру, в Ниццу или на Лазурный берег. Кто-то едет на своих океанских яхтах на Корсику. Для разнообразия они летают иногда на неделю-две на Кубу, в Варадеро или в Мексику, в Канкун, кто-то на какой-нибудь затерявшийся в Тихом или Индийском океане атолл. Такое удовольствие для одного стоит под 10 тыс. евро.

Однако и во Франции счастье человека не зависит от материального благополучия. Так один из героев фильма "Истина в вине" сбегает из старинного замка, чтобы отправиться со знакомым клошаром на утлом паруснике в открытое море.

Жизнь в кредит
Примерно у половины семей в стране средний доход не превышает 14 тыс. евро в год. Многие с самого детства или юности имеют сберкнижки для накоплений на жилье. Приходит время и недостающую сумму они получают в банке под льготные проценты. Выплата в месяц бывает чуть выше средней арендной платы за квартиру, на 100-150 евро. Получается, платят аренду самим себе. Бывает, что платят раздельно: муж по кредиту за квартиру, жена - за питание и развлечения. Иные покупают в кредит всё – машину, мебель и даже одежду. В-итоге, выплаты составляют почти всю зарплату. Свободных денег не остаётся, но люди не бедствуют, так как всё планируют заранее. Одежду, бытовые приборы, посуду покупают на распространенных по всей стране рынках и с отдельных лотков. Недорого: хорошую рубашку за 5, четыре футболки оптом – за 15, пять пар носков за 10 евро. Овощи и фрукты берут на рынке – там и выбор больше, и качество лучше. Кроме того, под вечер там всё становится раза в два дешевле. Помните фильм "Невезучие" с Пьером Ришаром и Депардье в главных ролях? Тяжело бывает лишь после непредвиденных трат. Но для малоимущих предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты, есть пособие к началу учебного года, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Молодым семьям, родителям-одиночкам, а также престарелым и инвалидам предоставляется социальное жилье; 45% получают жилищные пособия. И по закону никто не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Если человек не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье, суды продлевают сроки выселения до трех лет.

Время – деньги
- из-за этого принципа попавшие в небольшую дорожную аварию французы, обыкновенно, не ждут стражей порядка. Полицейский может выписать штраф за пробку, который превысит стоимость ущерба, покрываемого автостраховкой. Кроме того, в таких случаях всегда есть риск, что недовольный царапиной на машине горячий южанин может полезть в драку или, того хуже, стрельнуть. Опять же на автостоянке, если француза "заперли", чтоб не терять время - выехать, он расталкивает соседние машины бампером. Во Франции все понимают, что экономить время - выгодно. Возможно, потому и перечень услуг в сервисе там шире, чем в других странах. Например, вашу подпись на футболке с портретом Зидана вам могут припечатать даже в лавке Лувра. А в супермаркетах, где продукты представлены в десятках вариантов, самые дорогие для удобства стоят на верхних полках, самые дешевые – на нижних. Так же ценят время граждан и чиновники. Например, даже за границей обмен паспорта для француза - заурядная процедура, во время которой ему предложат выпить чашечку кофе. Старые вещи, посуда, мебель, дома – всё это материализованное время. Французы их чинят, реставрируют, потом пользуются сами либо продают или сдают в аренду. В одном из рассказов сборника Людмилы Улицкой "Люди нашего царя" описывается типичный случай. Парижанка Женевьев сама восстановила дряхрый крестьянский дом в глуши: "...и здесь было всё, что нужно душе и телу: горячая вода, душ, телефон, безлюдная красота гор, длинное лето и короткая, но снежная зима".
апрель 2008 год