персики...

Любовь Аверьянова
Я варила варенье из персиков. Моя восьмилетняя внучка помогала мне. Она сидела за столом и резала на дольки персики, и в то же время их ела
- Я уже пятый персик съедаю. О, как вкусно, - причмокивая, говорила она. Это опять спелый как вкусно, бабушка, я съем?-просила она.
- Ешь, ешь, доченька! Но не так вкусно, как я ела, тогда давно. Эти магазинные. Их неспелыми собирают, а я с сада, с ветки ела очень спелые. Тот вкус мне на всю жизнь запомнился. И груши, тогда очень спелые мы ели, и яблоки, и сливы, мы с твоей мамой и с твоим дядей тогда вдоволь ели.
- Когда вы ели и где тот сад? - спросила моя внучка.
- Это давно было на юге. Так давно,  ещё когда твоя мама была такая же маленькая, как ты. И дядя твой был совсем маленький,- сказала я и добавила, -  ему тогда три годика только-только исполнилось...
-  И моя мамка и дядя тоже вдоволь ели такие фрукты? - перебила меня внучка.
- Да, и ещё вдоволь ели виноград, орехи миндаль, помидоры, сливы с веток и огурцы самые нежные. Тогда к нам в санаторий приходил директор совхоза и просил, чтобы мы поработали, помогали им. Они сами не справлялись убирать урожай...
- И вы помогли? - спросила моя внучка и сказала, - расскажи, расскажи,когда это было.
- Я уже сказала, что это было давно. Тогда мы отдыхали не далеко от Феодосии на Чёрном море...
- Я тоже хочу туда, на Чёрное море отдыхать и вдоволь есть спелые персики и груши, - снова перебила меня внучка, - я попрошу маму и папу, чтобы они поехали со мной.
- Нет, девочка моя, это очень дорого. Вряд ли ты поедешь. А мы тогда бесплатно ездили и хорошо отдохнули. Мы вдоволь купались в море, загорали. Жили в отдельном домике. У нас был холодильник,- вспоминала я, - откуда перед уездом в Ленинград мне пришлось выбросить много переспелых фруктов...
- Как выбросить? Лучше бы съели! Ой, как жаль, они же такие вкусные, - сокрушённо сказала она, жуя дольку персика.
- Я же говорила тебе, что мы ели вдоволь, а потом в санатории кормили нас тоже вдоволь вкусной пищей, так что, те персики, груши и сливы и пол-арбуза пришлось выбросить. С собой же в Ленинград не возьмёшь, они испортятся, - рассказывала я.
- Как же вы туда бесплатно попали? Ведь ты говоришь это очень дорого, расскажи...
- Попали мы туда по горящей путёвке...
- Что значит "по горящей путёвке?"- не поняла она.
-  Раньше были профсоюзы, где могли бесплатно за счёт завода или института отправлять своих работников отдыхать в санаторий или в дом отдыха. Я тогда работала в институт, паяла микросхемы, -рассказывала я и добавила, - а детей своих работников или сотрудников, институтов или заводов профсоюзы могли отправлять в пионерский или спортивный лагерь. Сейчас такого нет и за всё надо платить. Мы же, доченька, жили в Советском союзе, а вы сейчас живёте в России.
- А чем отличается союз и Россия, разве ты жиа не в этом же городе, не в России
- Конечно я жила в Петербурге и в России, но Тогда Петербург назывался Ленинград, а как союз отличается от свободной страны та это потом всё узнаешь, в школе... Узнаешь, чем отличается времена союза и просто России.
- А я хочу знать сейчас!
- Ну иди, посмотри в своём компьютере, и почитай об этом. Во все времена были и есть свои прелести, - сказала я.
- Потом, - сказала она, бабушка, ты рассказывай, я буду тебя слушать внимательно - Ты сейчас живёшь в свободной стране, у тебя всё есть. Твои мама и папа покупают тебе хорошие вещи, хорошо кормят. Потому что, зарплаты у них высокие. А тогда, в то время, мы многого не могли себе позволить, зарплаты у нас были низкие... Ну ладно, - сказала я. мешая варение, -  мы с тобой немного отвлеклись, а я хочу рассказать тебе о персиках, - ну вот, когда я получила эту горящую путёвку и сказала мужу, отцу твоей матери, он не захотел меня отпустить со "своими" детьми. Он всегда говорил мне "мои дети". Он очень любил их и не хотел от себя отпускать никуда...
- Но тогда вы не попали бы на юг и не ели бы вдоволь спелые фрукты, - перебила внучка..
- Да, но об этом он не думал и всегда боялся, что с его детьми что-то случится.
 Он тогда сказал мне; "возьмёшь моих детей, только через мой труп!" А я была гордячка и не послушалась его. Взяла детей и поехала с ними на юг. Ой как хорошо там было...
- Ну рассказывай, бабушка, что ты помнишь...
- Я, внученька, всё помню. Ведь человеческая память получше твоего компьютера. В мозгах всё складывается и вынимается тогда, когда о чём -то вспоминаешь и чего-то говоришь, а в твоём компьютере, что сотрёшь, то уже не восстановишь. Но мы с тобой опять отвлеклись от рассказа о персиках и других спелых-сладких фруктах. Ну вот,- продолжила я, -  мы  тогда приехали в санаторий недалеко от Феодосии.  Правда шли до пляжа минут пятнадцать-двадцать по берегу лимана...
- А это что такое? - снова перебила меня внучка,
- А это,.. вроде озера или болота, где на одной ноге стояли журавль или цапля...
- Ой, живые?!- удивилась внучка и добавила, - а я их видела только в зоопарке...
- Ты, доченька, много перебиваешь меня,- сказала я, - я так не закончу свой рассказ, пока варится наше варенье. Ну  продолжаю, ох какое море было тёплое, купаться в нём хорошо, одно удовольствие. Вот только было там много медуз. Они такие скользкие, - вспоминала я, и невольно  сказала брр...Я рассказывала дальше, - они,эти медузы будто сопли. И после моря мы сразу вставали по душ. Однажды, на третий день отдыха, после завтрака, пришёл наш организатор с директором совхоза. Тот просто умолял нас, помочь совхозу убирать урожай слив. Правда он сказал, что это дело добровольное и пойдут в сад, только те, кто захочет. Пошли многие и я с детьми тоже пошла. Тогда я впервые увидела фиолетовые деревья, облепленные спелой сливой. Мы собирали много и осторожно, а потом директор совхоза сказал нам: "возьмите столько слив, кто сколько сможет унести!"  Я взяла ведро, твоя мамка несла в подоле, а маленький твой дядя наполнил кепку. Мы пришли, положили  в холодильник и, даже, тогда не хотели на них смотреть. Мы, просто объелись, а потом бегали в туалет...
- А персики? - спросила моя девочка, - вы тоже в совхозе собирали...
- Нет, персики и груши я собирала одна, в саду у одного хозяина. Я ходила по посёлку, то находилась в километре от санатория, и увидела большой сад.  Я попросила мужчину, который что-то работал на этом дворе,  продать мне персики и груши. Он улыбнулся и сказал мне: "Идите сами собирайте, сколько хотите!" А у меня было ведро и небольшая сумка. Я собрала, расплатилась с ним. Когда он сказал сколько надо заплатить, я удивилась, как дешово, ведь у нас тогда в Ленинграде было, наверное, три-четыре раза дороже. Принесла фрукты в домик, мои дети ели вдоволь и в то же время рассказывали, как твоя мамка залезла на миндальное дерево, что под окном, и рвала миндальные орехи, а маленький Андрюша собирал их в миску. Они нарвали целую миску, спелых орехов. Они наелись, а потом мы с ними пошли в заброшенный сад, где росли спелые румяные яблоки и много других фруктов. Тогда мы собрали целое ведро и маленькую корзинку. Так же в сумку собрали  грецкие, ещё не спелые, орехи. Они были в зелёной кожуре. После я послала их в Ленинград на имя мужа. Ну вот, - продолжала рассказывать я, мешая варенье, - тогда на второй день директор совхоза, который снова пришёл после завтрака, попросил нас собирать виноград. О, какие медовые грозди, - вспомнила я и будто снова ощутила тот вкус спелого винограда.  Я ушла в свои воспоминания , но в реальности мешала варенье и рассказывала внучке, - собирали мы до обеда, и снова директор разрешил взять столько, кто сколько хочет. Мы уже так наелись, что не могли и смотреть на виноград. Тогда мы взяли только полведёрка. Ведь виноград скоро-портящий. А потом нас попросили убирать помидоры и огурцы.  Но на это пошли немногие, так, человек двадцать. Помидоры большие красные спелые, даже некоторые потрескались. Огурцы были всякие; молодые нежные и здоровые переспелые и даже жёлтые и коричневые. Коричневые мы собирали на семена. Но огурцы мы ели только маленькие - нежные. Помидор и огурцов мы ели не так много, как слив и винограда, и взяли немного. Так как в столовой нам и так давали их каждый день. А на ужин тогда нам дали по-пол арбуза. Ну куда нам троим три пол - арбуза. Конечно, тогда мы два пол - арбуза взяли с собой и еле поместили их в холодильник. А когда ехали на поезде, на каждой станции заходили "продавцы" и предлагали всякие фрукты. Но мы уже их не покупали, а покупали; то пирожки горячие, то картошку, то котлеты. Это уже ближе к Ленинграду я купила большой арбуз, а дома, когда ели он был не такой, как на юге и почти не сладкий, и не красный, а какой-то розовый. Вот так , внученька, мы отдыхали и поели много спелых фруктов. Твоя мама и теперь ещё вспоминает. А тогда, когда была маленькая, всё просилась снова на юг, не понимая, что это тогда было невозможно, -закончила я свой рассказ и вздохнула. Ещё раз помешивая варенье я добавила, - всему своё время. Слава Богу за тот отдых! Дай Бог! чтобы Он и тебе, внученька, дал бы такой отдых...