Все храмы городского округа Сочи

Александр Селиверстов
Источник:
Селиверстов А. В. Все храмы края. Кубанская митрополия. Т. II. Краснодар, 2020. С. 156–187.


13 (35). СОЧИ, городской округ
Центральный район (исторический Сочи)

1. Храм в крепости Навагинской.
Не позже ноября 1840 года.

2, 3. Храм Николая Чудотворца в крепости Навагинской и городе Сочи.
1846 год – первый храм. 1912 год – второй храм.

4–6. Храм Михаила Архангела в посаде Даховском, Сочи и городе Сочи.
Не позже 1881 года – первый храм. 1882 год – второй храм. 1891 год – третий храм.
7. Храм Иконы Божией Матери Иверская при Михайловском храме.
2008 год.
8. Часовня Иконы Божией Матери Живоносный Источник при Михайловском храме.
2008 год.

9. Часовня.
1916 год.

10. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
1997 год.
11. Часовня Симеона Столпника при Успенском храме.
2012 год.

12. Храм Владимира равноапостольного.
1997 год.

13, 14. Храм Андрея Первозванного.
1998 год – первый храм. 2000 год – второй храм.
15. Храм Матроны Московской.
2015 год.

16, 17. Храм Пантелеимона Целителя, что на Мамайке.
1999 год – первый храм. Второй храм готовится к освящению.

18, 19. Храм Веры, Надежды, Любови и Софии.
2000 год – первый храм. 2012 год – второй храм.
20. Храм Рождества Иоанна Предтечи при храме Веры, Надежды, Любови и Софии.
Середина 2000-х годов.

21, 22. Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.
2004 год – первый храм. 2006 год – второй храм.

23. Часовня Софии Премудрости Божией.
Середина 2000-х годов.

24. Часовня Царственных Страстотерпцев.
2007 год.

25. Храм Пантелеимона Целителя, что в КСМ.
2008 год.
26. Храм Успения Пресвятой Богородицы при Пантелеимоновском храме.
Готовится к освящению.

27. Храм Владимира равноапостольного.
2011 год.


Первое русское поселение близ устья реки Сочи – укрепление Александрия, названное в честь супруги императора Николая I, – возникло в 1838 году. Основывая свои военные укрепления здесь, на землях, отошедших к Российской империи по итогам Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, русское государство стремилось пресечь поставки оружия и работорговлю, осуществлявшиеся закубанскими горцами через побережье Чёрного моря.
В 1839 году укрепление (форт) переименовали в честь Навагинского пехотного полка, с 1819 года воевавшего на Кавказе и в 1838 году участвовавшего в постройке форта [1]. В 1854 году, во время Крымской войны, Россия была вынуждена оставить Навагинский форт, как и большинство других крепостей Черноморской береговой линии, и разрушить его.
В долину реки Сочи русские войска вернулись в 1864 году – Даховский отряд Русской армии построил здесь Даховский пост. В мае 1874 года пост стал посадом. В 1896 году посад Даховский переименовали в посад Сочи. В 1898 году посад получил статус города.
В 1897 году в Сочи проживало 1309 человек, из них местных жителей – 91, временно проживавших – 1118, иностранцев – 190 [2]. В 1981 году население Большого Сочи, который с 1961 года составляют Адлерский, Лазаревский, Хостинский и Центральный районы, насчитывало 295 000 человек [3]. В 2018 году в Большом Сочи, имеющем статус городского округа в пределах Краснодарского края, жило около 505 000 человек. По количеству населения город Сочи занимает второе место в крае, уступая только городу Краснодару.

Первым священнослужителем будущего города Сочи стал иеромонах Макарий, выходец из Московской епархии, прибывший в укрепление Навагинское в 1839 году. Любопытно, что иеромонаха, прибывшего в то же время в укрепление Святого Духа (нынешний Адлер), также звали Макарий, он был выходцем из Черниговской епархии [4].
Там же, в Навагинской крепости, не позже ноября 1840 года появился первый в пределах исторического Сочи русский православный ХРАМ. Он принадлежал занимавшему крепость 7-му Черноморскому Линейному батальону. В августе 1842 года Коммисариатский департамент Военного министерства Российской империи впервые отправил для этого храма различную утварь, иконы, облачения и богослужебные книги. Среди отправленного были глава (купол) с крестом и писанный на холсте иконостас с 4 иконами. Вещи для Навагинской церкви, как и для церквей других крепостей ЧБЛ, собирались в Москве, Бресте, Динабурге, Риге [5].
В сентябре 1846 года в крепости закончилась стройка новой, каменной церкви. Два следующих года в этом храме невозможно было служить полную литургию из-за отсутствия антиминса. После неоднократных просьб иеромонаха Навагинского форта Ксенофонта (Лаврова) антиминс был отпущен экзархом Грузии архиепископом Карталинским и Кахетинским Исидором (Никольским) и в ноябре 1848 года отправлен в Навагинскую крепость через обер-священника Отдельного Кавказского корпуса. После получения антиминса, 27 февраля 1849 года храм освятили ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. Для совершения чина освящения были приглашены иеромонахи соседних крепостей: Ефрем из форта Головинского, Сосвен из укрепления Святого Духа и Исайя из «Пецунды Азовскаго казачьяго войска». В честь торжества в крепости состоялся «церковный парад», в котором приняли участие все подразделения войск гарнизона [6].
В 1854 году эта «военная» церковь в «круглом здании» [7] погибла вместе с самой Навагинской крепостью, оставленной русскими войсками.

С 1870 года христианские требы в возобновлённом 6 годами ранее русском поселении, на Даховском посту, исполнял священник 2-го Кавказского Линейного батальона, в 1867–1870 годах квартировавшего в урочище Псаго (теперь – село Лесное Адлерского района Сочи), а с 1870 года – в селе Пластунском [8] (теперь – село Пластунка Хостинского района Сочи).
В мае 1871 года посетивший Черноморский округ наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич высказал мысль о необходимости постоянного православного храма на Даховском посту. Первый начальник Черноморского округа генерал-майор Д. В. Пиленко не замедлил с началом воплощения воли начальства: 29 мая 1871 года он предписал бывшему строителю екатеринодарского Александро-Невского войскового собора архитектору А. Г. Вергилесу осмотреть развалины Навагинской «военной» церкви и составить проект и смету на её возобновление.
В октябре 1873 года, когда упомянутые проект и смета ещё находились в работе, генерал Пиленко получил из Москвы письмо, в котором его отправитель, ранее дважды посещавший Черноморское побережье агроном, статский советник Арсений Васильевич Верещагин, предлагал построить в долине реки Сочи церковь на изысканные им частные средства. В ответ генерал запросил планы и чертежи предполагаемой церкви и вскоре получил запрошенное.
В апреле 1874 года почин москвича был одобрен наместником Кавказа великим князем Михаилом Николаевичем, тогда же были утверждены подготовленные московским архитектором А. С. Каминским чертежи будущего храма.
Закладка храма, который задумывался 2-престольным, с посвящениями престолов в честь Михаила Архангела и Марии Магдалины, состоялась 26 мая 1874 года в центральной части Даховского поста, на месте развалин крепостной церкви. Начавшееся строительство посвятили памяти окончания Кавказской войны: первоначально чин закладки планировалось совершить 21 мая – в 10-летнюю годовщину русской победы в полувековой Кавказской войне. Средства для начала работ выделил купец 1-й гильдии, крупный землевладелец Черноморского округа, московский потомственный почётный гражданин Николай Николаевич Мамонтов. Статский советник Арсений Верещагин стал строителем храма.
Помимо кирпича, для кладки церковных стен использовался камень, добытый из крепостных развалин бывшего Навагинского форта. Известь доставлялась из Керчи на казённой фелюге. С целью получения дополнительного источника средств Верещагин испросил и получил разрешение распространять по приходам Кавказской епархии изданную им книгу «Путевые заметки по Черноморскому округу», по 2 р. за штуку.
Любопытно свидетельство о деятельности Арсения Верещагина в качестве строителя Даховской церкви: «Когда строилась церковь в Сочи, А. В. Верещагин работал в качестве архитектора и на своих плечах таскал кирпичи, чтобы скорее устроить печь в колокольне и прожить зиму вместе со священником, Павлом. В то время другого тёплого помещения не было. А первоначально А. В. Верещагин жил даже в землянке со своими рабочими, которые выписывались из Москвы».
К весне 1876 года из личных средств купца Мамонтова на стройку было истрачено уже 30 000 р., при этом для полного окончания работ, согласно расчётам архитектора Вергилеса, требовалось примерно столько же. В октябре 1876 года Мамонтов прекратил финансирование строительства. Источниками средств для продолжения стройки стали поступления от местных властей и личные сбережения Верещагина.
К началу Русско-турецкой войны 1877–1878 годов стены храма были доведены до карнизов, на высоту 10,5 м, трапезная покрыта железной крышей. Начавшиеся в начале апреля 1877 года военные действия остановили строительство. 21 мая 1877 года недостроенный храм пострадал во время произведённой турками бомбардировки Даховского посада – ядро с турецкого броненосца пробило в стене трапезной, в карнизе под крышей, брешь диаметром около метра [9].
Весной 1879 года стараниями Верещагина строительные работы возобновились, начавшись с поправления сделанных во время войны повреждений. В мае 1880 года с Верещагиным случилось «умопомешательство», от которого он оправился к ноябрю того же года и вновь приступил к работам. В 1881 году строителю удалось закончить выведение колокольни, возвести 2-этажный флигель при построенном ранее церковном доме, устроить погреба, бассейн, два колодца и общественную баню (последнюю – «в видах доходности для храма»). Осенью 1882 года стройка остановилась по причине нехватки средств; согласно сделанной инженером Полунитом оценке, для завершения работ требовалось ещё не менее 20 000 р.
Во время стройки в посаде действовал устроенный не позже 1881 года [10] храм с посвящением ВО ИМЯ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА – небесного покровителя Кавказского наместника великого князя Михаила Николаевича. В декабре 1882 года в посаде устроили новый Михайловский храм. Для его сооружения использовался сосновый лес из разобранной части обширного больничного барака, находившегося на площади рядом с недостроенным каменным храмом и прежде принадлежавшего 2-му Кавказскому Линейному батальону.
В начале 1880-х приход храма насчитывал 816 душ, «разселенных в восьми местах, разстоянием от церкви от 5 до 60 верст». Причт состоял из священника и псаломщика. Казна платила им, как и членам причтов других приходов Черноморского округа, очень высокое жалованье: 800 р. (из них 200 на разъезды) и 250 р. (50) в год [11]. Для сравнения: в Закубанье священник получал от войска 200 р. 70 к. в год, псаломщик – 51 р. 43 к.; в приходах бывшей Черномории духовенство жалованья, как правило, не получало.
В апреле 1884 года для продолжения и окончания работ по сооружению каменного храма был учреждён особый строительный комитет. Статского советника Верещагина, посвятившего 10 предыдущих лет постройке Даховской церкви, истратившего на неё 5000 р. из личных средств и занимавшегося ею, в частности, чтобы «на окраине государства, стоющей так много русской крови и денег, по праву господствовали: церковь русская, язык русский, грамота русская» [12], сочли не справившимся с ролью строителя и отстранили от дела. Однако, несмотря на создание особого комитета, в течение последующих нескольких лет работы по достройке храма не производились.
В конце 1886 года проживавшие в Москве владельцы земель в Черноморском округе предприняли попытку оправдать Верещагина и образовать московский комитет для сбора пожертвований на стройку, но безуспешно.
25 октября 1889 года Грузино-Имеретинская синодальная контора, получив 9939 р. от Синода на окончание строительства Даховской церкви (2000 р. из них предназначались на устройство иконостаса и написание икон), обязала епископа Сухумского Александра (Хованского) немедленно приступить к достройке. В марте 1890 года по указанию епископа Александра был создан новый, временный строительный комитет под председательством священника селения Вельяминовского Димитрия Соболева. 25 октября 1890 года члены этого комитета подписали акт освидетельствования законченного строительством Даховского храма [13].
24 сентября 1891 года епископ Сухумский Агафодор (Преображенский) совершил чин освящения [14] каменного храма Михаила Архангела.
Третий Михайловский храм построен в эклектическом стиле, 1-главый, в плане имеет форму латинского креста. Длина храма – 25,6 м, ширина – 17,1 м, высота колокольни с крестом – 34 м. Четверик основного объёма завершён низким массивным световым барабаном-восьмериком со шлемовидным гранёным куполом, увенчанным луковичной главкой на круглой шейке. 3-оконная трапезная надстроена открытым ярусом звона колокольни, завершённым шпилеобразным гранёным шатром с двумя рядами слухов и миниатюрной луковичной главкой. Алтарная часть образована 2-составным объёмом: нижним глухим этажом – продолжением четверика основного объёма и верхним световым этажом-ризалитом.
Богатство экстерьера – одна из основных особенностей архитектуры храма Михаила Архангела. Фасады украшены многочисленными каннелированными пилястрами, фризами, аркатурными поясами, ширинками. Все оконные проёмы и ниши обрамлены контрналичниками. Над четырьмя поставленными по сторонам света окнами барабана-восьмерика устроены полукруглые ложные закомары с миниатюрными гранёными луковичными главками на круглых шейках. Западный портал оформлен с помощью столбов с гранёными дыньками, соединённых высокой полукруглой аркой с замком.

В начале XX века та часть Сочи, которая прилегала к Михайловской церкви, получила неофициальное название Церковного квартала. При храме были устроены церковно-приходская школа, парк и сад с питомником растений.
15 июля 1931 года Сочинский райисполком принял постановление о запрете в городе колокольного звона (тем же летом подобное постановление, следовавшее примеру ростовского, было принято и в городе Краснодаре [15]). В 1934 году Михайловский храм был закрыт, его здание передали Сочинскому курортному управлению для устройства склада.
2 ноября 1943 года богослужения в храме возобновились. Заботами прихожан его отремонтировали, восстановили купол с крестом и шатёр колокольни. Приезжавший в Сочи на отдых и лечение в 1947 и 1948 годах Патриарх Московский и всея Руси Алексий I неоднократно посещал Михайловский храм и молился в алтаре во время архиерейских богослужений, совершавшихся епископом Краснодарским и Кубанским Флавианом (Ивановым) и митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) [16].
В 1953 году на внутреннюю роспись храма было израсходовано 280 000 р. По словам тогдашнего настоятеля протоиерея Ивана Кондратова, доход храма в то время составлял 50–60 000 р. в месяц [17].
В 1981 году здание храма получило статус памятника архитектуры.
В 1990 году при храме открылась воскресная школа, состоящая теперь (весна 2017 г.) из младшей, средней и взрослой групп. В 1992 году в срединной нише восточной, алтарной, стены храма был помещён образ Михаила Архангела, выполненный в технике горячей эмали сочинским художником С. М. Артемьевым.
Осуществлённая в 1992–1994 годах по проекту сочинского зодчего Ф. И. Афуксениди реставрация вернула Михайловскому храму его первоначальный архитектурный облик [18].
19 декабря 1995 года епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин) заложил близ храма крестильную церковь, 12 мая 2008 года освящённую митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко) ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЁ, ИМЕНУЕМОЙ «ИВЕРСКАЯ». 1-главый Иверский храм классицистических форм стал частью нового приходского корпуса, спроектированного архитекторами Смирновыми. В подвальном этаже храма разместились воскресная школа, кружок рисования и рукоделия, библиотека, в пристроенном к храму здании – ризница, просфорня, бухгалтерия, складские помещения. 21 ноября 2014 года в Иверском храме был освящён новый иконостас местной работы.
В 2007–2008 годах была проведена очередная реставрация Михайловского храма: сделана новая кровля, укреплённые фасады заново оштукатурены и побелены, заменены система отопления и полы, в пределах ограды заменены коммуникации, сделан ландшафтный дизайн, построены иконная лавка и освящённая 21 ноября 2008 года водосвятная часовня-киворий ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЁ, ИМЕНУЕМОЙ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК». Чин освящения и первую службу в обновлённом Михайловском храме 11 мая 2008 года совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.
23 ноября 2011 года митрополит Исидор освятил установленный в нескольких метрах от южного фасада Михайловского храма памятник последнему русскому императору Николаю II.

В 1912 году в Сочи, на Хлудовской стороне, был открыт храм, вновь названный ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. Постройкой храма руководил строительный комитет под руководством П. А. Россиева.
15 декабря 1913 года при Николаевском храме открылось православное братство. Его целями стали оказание помощи малоимущим, просвещение сочинцев, утверждение их в православной вере. Для горожан устраивались беседы, лекции, народные чтения на религиозно-нравственные и исторические темы. 1 декабря 1914 года братство начало издавать газету «Известия Свято-Николаевского братства», в которой публиковались официальные синодальные и епархиальные сообщения, объявления о проводимых братством мероприятиях.
28 февраля 1916 года на базарной площади (теперь – Кооперативный сквер напротив Морского вокзала) в присутствии многочисленной публики товарищ председателя совета Николаевского братства П. А. Россиева священник Николаевского храма Евгений Ивановский совершил чин закладки часовни-книжницы, предназначенной для распространения среди сочинцев православной литературы. Эта приписанная к Николаевскому приходу часовня была построена в том же году и освящена тем же священником.
В декабре 1917 года в Николаевском храме отпевали бывшего министра внутренних дел, члена Госсовета и председателя Совета министров Российской империи И. Л. Горемыкина, его жену и его зятя – профессора Николаевской морской академии генерал-лейтенанта русского флота И. А. Овчинникова, – убитых 8 декабря на своей даче на Хлудовской стороне при ограблении.
На рубеже 1917–1918 годов сгорел верхний этаж Николаевского храма. После установления в городе советской власти, в 1926 году, незавершённый строительством купол храма был сломан, здание приспособили под один из цехов Сочинского пивзавода. В мае 1927 года была закрыта Николаевская часовня на базарной площади.
В 2006 году на Сочинском пивзаводе произошёл пожар, после чего завод закрыли. Здание бывшего храма, находившееся на улице Красноармейской, 4, было сломано, на его месте построены высотные жилые дома.
В 2013 году, в память о Николаевском храме, на площадке перед сохранившимся зданием бывшего Сочинского пивзавода было решено воздвигнуть часовню.

8 мая 1995 года – впервые с начала XX века – в Сочи было освящено место возведения нового церковного здания. Стройка, начавшаяся на улице Дагомысской, 50, рядом с главным входом на Центральный погост, осуществлялась «Сочинским фондом возрождения православия» и была посвящена 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Весной 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин на основание храма. Первая литургия в устроенном в цокольном этаже приделе ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В ПАМЯТЬ ЧУДЕСНОГО ЕЁ УСПЕНИЯ, состоялась 22 июня 1997 года. 22 июня 2003 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил освящение иконостаса [19]. 23 ноября 2009 года верхний придел храма был освящён в честь Георгия Победоносца.
Возведённый югославскими строителями по проекту Ф. И. Афуксениди Успенский храм – высокий 2-этажный 1-главый восьмерик с килевидным завершением прясел. Согласно замыслу автора, «план сводов верхнего храма, состоящий из 4 малых и 4 больших конусоидальных параболических в сечении оболочек, а также кессонный потолок нижнего храма в плане напоминают рисунок ордена Георгиевского креста».
7 апреля 2011 года в нескольких метрах к востоку от алтарной апсиды Успенского храма состоялась закладка часовни ВО ИМЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА.
Семёновская часовня была заложена над могилой умершего 6 декабря 2010 года схиархимандрита Симеона (Нестеренко) – старца, известного своими дарами не только на Руси, но и за её пределами. Многие обстоятельства жизненной истории этого человека удивительны – знать о них нам, православным, не только любопытно, но и важно, полезно, – поэтому без хотя бы краткого рассказа о старце не обойтись.
Семён Матвеевич Нестеренко родился 1 сентября 1920 года в бедной многодетной крестьянской семье в селе Берёза Сумской области. Несколько лет тяжело проболев остеомиелитом обеих голеней, в 1940-е он поступил в Богородицерождественскую Глинскую пустынь, что близ села Сосновка Сумской области. В 1958 году светские власти вынудили его, уже иеромонаха, покинуть обитель. По совету глинских старцев он уехал в Абхазию, где начал служить в Успенском храме села Лыхны и прожил следующие 35 лет. В 1993 году архимандрит Симеон переехал в Сочи, поселившись сначала в Уч-Дере, а затем в Верхнем Юрте.
Своей долгой жизнью, а схиархимандрит Симеон прожил более 90 лет, он помогал людям и давал им надежду, воспринимая боль каждого как собственную. В Сочи к нему началось паломничество. Приходившего всегда приглашали к трапезе, а ответ о. Симеона на искания человека бывал, как правило, мягким, добрым советом, а не категорическим повелением. По одному из свидетельств, «он встречал незнакомых людей так, будто это были самые дорогие и близкие ему люди. Будто он истомился в ожидании их и теперь, когда они (как правило, незваные) появились в его доме, несказанно обрадовался от того, что может проявить свою любовь».
Показательна история, случившаяся, когда к старцу привели девушку, попавшую в секту. Прежние беседы со священниками не помогли убедить её в том, что она совершила ошибку. Старец говорил с ней недолго. Спросил: «Что это за люди, с которыми тебе так хорошо?». «Это прекрасные, добрые, отзывчивые люди. Они готовы в любой момент прийти на помощь», – горячась, ответила девушка. «Ну, конечно, они хорошие люди, – вздохнул Симеон. – Но ведь они Божию Матерь не любят и не признают». И старец заплакал. Даже не заплакал, а зарыдал. Девушка была потрясена. Не понадобились никакие богословские доводы. Ей стало понятным то, чего она до той поры не видела и не понимала.
О. Симеон не имел почти никакого образования, но многие искренне удивлялись не только его простоте – сохранилось множество свидетельств о его прозорливости. Ещё в середине 1990-х он говорил, что на Украине будет война с детьми и внуками фашистов, побеждённых в 1945-м. Знал он и число своих земных дней. Тяжело болевший всю свою жизнь старец неоднократно был на грани жизни и смерти (осматривавший его в 1997 г. врач «к ужасу понял, что он может умереть в любой момент, ему оставалось жить максимум несколько недель»), но на заданный однажды вопрос ответил, что умрёт после своего 90-летнего юбилея. По свидетельствам, обезболивающие лекарства он принимать отказывался и добровольно переносил страдания.
Известно множество случаев помощи и исцелений, которые люди получали по молитвам схиархимандрита Симеона. Любопытен случай, произошедший с одним из сочинцев, который страдал от головных болей неизвестного происхождения. Когда он пришёл к Симеону, старец заявил ему, что у него в руке находится чип, который и является причиной страданий. Сочинец вспомнил, что много лет назад, во второй половине 1980-х, когда ему с местным наркозом делали операцию по удалению аппендикса, в кисть его руки был вшит чип, а на вопрос, зачем это было сделано, врачи дали смутное объяснение, посоветовав не беспокоиться и забыть о случившемся. После того как ставший невольной жертвой странного эксперимента сочинец удалил вшитый в него чип, боли прекратились.
Помощь старца люди получают и после его смерти. Один из примечательных случаев произошёл с 17-летней девушкой, которая, после того как у неё обнаружили рак и назначили операцию, пришла молиться на могилу старца: когда перед операцией у неё взяли последние анализы, то ни метастаз, ни опухоли уже не нашли [20].
Чин освящения построенной по проекту Ф. И. Афуксениди Семёновской часовни – уменьшенной, приплюснутой копии Успенского храма – был совершён 22 ноября 2012 года.

В 1997 году в одном из помещений санатория «Русь», что на улице Политехнической, 22, был открыт храм ВО ИМЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. В июле 2008 года, незадолго до престольного праздника, несмотря на действующий договор о 28-летней бесплатной аренде помещения храма, новое руководство санатория закрыло Владимирский храм, предоставив приходу 3-дневный срок для выезда.

Осенью 1998 года новый православный приход появился в Заречном микрорайоне центрального Сочи. Днём его основания считается 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы, – когда в актовом зале городской поликлиники № 1, что на улице Абрикосовой, 21а, состоялась первая Божественная литургия.
В августе 1999 года на избранном для строительства месте, на улице Макаренко, 37, подготовили основание будущей приходской церкви ВО ИМЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. Чин её закладки 13 декабря 1999 года, в день памяти святого, совершил благочинный храмов Сочинского округа архимандрит Иннокентий (Кишкин). Наступившей весной стройка закончилась, 27 апреля 2000 года о. Иннокентий освятил храм малым чином.
Сочинский Андреевский храм – поставленная на бетонное основание деревянная ярусная церковь простых форм, четверик на восьмерике, со срубленными в обло стенами. Алтарная часть выделена 4-угольным прирубом. В 2006 году к восьмерику основного объёма был достроен западный прируб: на четверик притвора поставлены два четверика колокольни с шатром.
22 июня 2009 года в нескольких метрах к северу от Андреевского храма сочинский благочинный протоиерей Иван Мартынюк совершил чин на основание второго храма прихода. 2 мая 2015 года глава Кубанской митрополии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил новый храм ВО ИМЯ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ и в сослужении представителей краснодарского и сочинского духовенства совершил в нём первую Божественную литургию. Матронинский храм построен вне определённой стилистики церковного зодчества, по проекту одного из прежних настоятелей Андреевского прихода протоиерея Игоря Лаврыка. В плане храм имеет форму латинского креста. Его фасады украшены пилястрами, дентикулами, рустовкой и наличниками простых форм, в киотах на алтарной апсиде и южном фасаде помещены мозаичные образа Матроны Московской и Троицы Живоначальной соответственно.
В Андреевском приходе действуют детские воскресная школа и изобразительная студия. Посещающие их дети 5–16 лет изучают Закон Божий, историю Церкви, основы христианской нравственности, церковнославянский язык, церковное пение, историю и культуру кубанского казачества, рукоделие и вышивку, театральное мастерство.
К приходу приписана освящённая 17 июля 2007 года ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ часовня на улице Вишнёвой, 7а, у гимназии № 44.

В 1999 году благочинный архимандрит Иннокентий (Кишкин) в ответ на прошение жителей сочинского микрорайона Мамайка обратился с ходатайством к епископу Майкопскому и Армавирскому Филарету об основании нового городского прихода. В том же году, после получения архиерейского благословения, приход ВО ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА был зарегистрирован. 9 августа 1999 года на месте будущего возведения приходского храма установили крест. Первые богослужения проходили в помещении фойе кинотеатра, предоставленном руководством санатория «Ставрополье».
Стройка храма началась в январе 2001 года. 21 февраля 2001 года архиепископ (с 22 февраля – митрополит) Краснодарский и Новороссийский Исидор (Кириченко) освятил место работ. Пантелеимоновский храм построен по проекту Ф. И. Афуксениди в несвойственных России барочных формах с обилием колонн и полуколонн коринфского ордера на восьмерике основного объёма и четвериках притвора и колокольни. Освящение храма предполагается совершить 18 ноября 2018 года. При храме действуют библиотека, детские воскресная школа и театр.

31 декабря 1999 года в Сочи был зарегистрирован приход храма ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ. Вскоре на улице Чехова, 31а из металлоконструкций был сооружён первый приходской храм, весной 2000 года освящённый архимандритом Иннокентием (Кишкиным).
В середине 2000-х на приходском участке возвели крестильный храм ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДА НАШЕГО, В ПАМЯТЬ ЧУДЕСНОГО ЕГО РОЖДЕСТВА, освящённый иерейским чином благочинным протоиереем Иоанном Мартынюком.
В 2012 году закончилась стройка главного приходского храма Веры, Надежды, Любови и Софии. При храме действует (с 1 сентября 2012 г.) воскресная школа для детей и взрослых.

6 ноября 2003 года в Завокзальном микрорайоне Сочи собралось около 20 православных – они решили объединиться и создать приход ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЁ, ИМЕНУЕМОЙ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ». Вскоре, 12 декабря 2003 года, на улице Дагомысской, 42б, на выделенном в пределах городской больницы № 4 земельном участке, на небольшой поляне в сосновой роще между больницей и родильным домом, состоялись освящение места будущей стройки приходской церкви и воздвижение креста.
23 января 2004 года новообразованный приход получил устав, 1 февраля того же года утверждённый митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. 3 февраля 2004 года Скорбященский приход был зарегистрирован в подразделении Министерства юстиции России.
В марте 2004 года в нескольких метрах от места будущей стройки, через дорогу, в строительном вагоне-бытовке, был устроен первый Скорбященский храм. 6 июня 2004 года протоиерей Алексей Стаднюк совершил в нём первую службу, на антиминсе. 3 марта 2005 года при храме было создано сестричество Варвары Великомученицы с целями миссионерской и благотворительной деятельности в больничных учреждениях города.
24 июля 2005 года был совершён чин закладки второго Скорбященского храма, 1 августа состоялась заливка оснований храма и приходского здания, 25 сентября приступили к возведению храмовых стен. 6 ноября 2005 года в строящемся храме состоялась первая Божественная литургия.
5 ноября 2006 года протоиерей Пётр Клитовченко освятил второй Скорбященский храм малым чином. В тот же день в нескольких метрах от храма установили 8-метровый поклонный крест, сделанный из кипариса. 19 июля 2007 года состоялось освящение храмовых звонов.
Основной объём клетской Скорбященской церкви – крытый 2-скатной кровлей и увенчанный луковичной главой золотого цвета на световом барабане-восьмерике деревянный сруб-четверик с 4 прирубами. Самый крупный, восточный, прируб – прямоугольная алтарная апсида с бочкой. Западный прируб с крыльцом перед входом завершён открытым, 8-угольным ярусом звона с низким шатром и лемеховой главкой. Северный и южный прирубы – тамбуры, как и апсида, крытые бочками.
В апреле 2017 года при храме открылся 2-этажный приют для попавших в беду женщин, ждущих ребёнка или имеющих маленьких детей. На 1-м этаже приюта разместились трапезная и хозяйственные помещения, на 2-м – комнаты для проживания.

9 августа 2004 года на северной окраине Центрального района Сочи, в микрорайоне Труда (КСМ), благочинный храмов Адлерского округа протоиерей Алексей Стаднюк совершил закладку часовни ВО ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА.
Вдохновителем и жертвователем стройки стал П. В. Кесов, объединивший вокруг неё многих людей. Участие в строительстве приняли не только родные и двоюродные братья Петра, но и их родственники из Греции. Не остались в стороне и другие представители сочинской греческой диаспоры, особенно те из них, кто, как и Кесовы, являются выходцами из Цалкинского района Грузии.
Возведение этой часовни было связано с удивительной историей брата прадеда Петра Кесова Софрония.
Софроний Кесов родился в 1890 году в цалкинском селе Олянк, населённом бежавшими из Османской империи понтийскими греками. После смерти Софрония началось его местное почитание в качестве святого – люди, приходившие с молитвой к его могиле, стали получать помощь в своих нуждах, в том числе исцеления от болезней.
При жизни Софроний был простым пастухом; рассказывают, что овцы настолько любили своего блаженного пастыря, что тесной толпой бегали за ним, куда бы он ни пошёл. В памяти людей осталась необыкновенная доброта Софрония, проявившаяся с детства. Спасшиеся от турецкой резни армянские беженцы получали от него, бедного пастуха, деньги и одежду – бедняк делился с попавшими в беду людьми всем немногим, что у него было. Со временем люди со всей округи стали приходить к нему, ставшему известным своей праведностью, за советом. Родной дядя женил Софрония, жена оказалась гулящей, дочь родилась хромой, а сын погиб в горах, но Софроний не потерял своей доброты, благодарил за всё Бога и утешал всех нуждавшихся в утешении. Умер он в возрасте 30 лет, в 1920 году.
После смерти он стал являться людям, к могиле началось паломничество, по ночам над ней видели свет. При вскрытии гроба Софрония оказалось, что нетленными остались нижняя челюсть с подбородком и правая рука от кисти до локтя, остальные кости были цвета светлого воска. Узнавшие о мощах представители советской власти решили их изъять, однако одному из них Софроний явился во сне, и тот, прибыв в село, предупредил Кесовых, чтобы они спрятали мощи...
В 2008 году Пётр Кесов со своим отцом Владимиром решили найти мощи и перевезти их из уже покинутого почти всеми греками села Олянк в строящуюся в Сочи часовню. Представители рода Кесовых на автобусе приехали из Греции в Грузию, и 12 добровольцев начали раскопки на месте, где, по рассказам, были захоронены мощи. После дня безуспешных поисков двоюродный брат Петра Харалампий, построивший в Греции несколько православных храмов, сумел отыскать святыню. Мощи доставили в греческий Салоники, где отдали на временное хранение в монастырь. Любопытно, что, когда не имевшие разрешения на провоз человеческих останков греки пересекали обе турецких границы, турки вообще не досматривали их багаж, хотя тщательно проверяли его на пути греков в Грузию. После получения официального разрешения греческих гражданских и церковных властей [21] мощи Софрония на Пасху 2009 года были перевезены в Сочи и помещены в специально устроенной под Пантелеимоновским храмом усыпальнице.
Несколько лет назад Софроний Цалкинский был канонизирован в лике праведных крупнейшей православной старостильной церковью Греции (неканонической). Не исключено, что мы увидим Софрония и в святцах Русской Православной Церкви, однако в ней такие вопросы, как правило, не решаются скоро. Один из необходимых и обязательных земных критериев святости – выдержанное испытание временем. При этом очевидно, что святость – вне времени, подлинная святость – это неизменный, непреходящий свет на Небесах. А это значит, что она или есть, или её нет – вне всякой зависимости от земного времени её признания или того, включена она в святцы или не включена... Между тем, не так давно стало известно об ещё одном случае исцеления, связанном с Софронием Цалкинским. Настоятель Пантелеимоновского прихода протоиерей Олег Киреев узнал, что его отец болен раком 4 степени. И сам священник, и его родные уже приготовились к худшему, но всё же обратились с молитвой к Софронию, прося о помощи, к молитве присоединились и представители рода Кесовых. Спустя некоторое время посетивший врача отец священника узнал, что в его теле не осталось никаких следов недавней болезни.
Строительство Пантелеимоновской часовни было завершено 9 августа 2008 года – в этот день в ней был совершён первый молебен. К концу года часовня обрела статус храма. Первая Божественная литургия в нём состоялась 19 декабря 2008 года, на Николу зимнего.
11 июля 2015 года в нескольких десятках метров вниз от Пантелеимоновского храма благочинный церквей Сочинского и Лазаревского округов протоиерей Андрей Дубровский в сослужении протоиерея Олега Киреева совершил закладку храма ВО ИМЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, В ПАМЯТЬ ЧУДЕСНОГО ЕЁ УСПЕНИЯ. Первая Божественная литургия в построенном также усердием и на средства П. В. Кесова Успенском храме состоялась на Рождество 2017 года. В настоящее время (весна 2018 г.) храм готовится к великому освящению.
1-главые Пантелеимоновский и Успенский храмы возведены в традициях византийского церковного зодчества по проектам Ф. И. Афуксениди. Представляющий более характерный пример византийской архитектуры Успенский храм стоит на мощном подклете, в котором предполагается обустроить нижний придел в память Софрония Цалкинского.
В приходе действует детская воскресная школа, к приходу приписана построенная в микрорайоне Труда в середине 2000-х часовня ВО ИМЯ СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ.

20 октября 2007 года прибывший в Сочи митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил чин на основание храма ВО ИМЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. 28 июля 2008 года на строящийся на Виноградной горе храм были подняты купола, ровно через 2 года состоялись освящение и установка звонов.
3 июля 2011 года митрополит Исидор освятил построенный храм. На его сооружение было потрачено 304 млн р., из них 50 – пожертвования горожан.
Владимирский храм возведён попечением полномочного представителя президента России в ЮФО В. В. Устинова из высокопрочного бетона строителями общества «Отделстрой» (руководитель – А. Н. Панин). Проект храма подготовил Д. С. Соколов (1947–2015) – московский зодчий, почётный архитектор России, автор кубанских храмов в Темрюке и Юровке, а также таких незаурядных работ, как Петропавловский храм-памятник в Прохоровке, Преображенский собор в Тольятти, Скорбященский храм в Сургуте.
Храм имеет вид корабля: с востока к основному объёму пристроена 3-частная алтарная апсида, с запада – короткая, в 2 окна, трапезная и массивный западный притвор, на который поставлены 2 яруса колокольни. Основной объём храма – 2-светный бесстолпный четверик, перекрытый, по словам автора проекта, «уникальной системой перекрещивающихся арок, так что таинство крещения здесь присутствует даже в конструктивном решении храма», и завершённый крупной главой – высоким круглым световым барабаном со шлемовидным куполом.
Чрезвычайно богатый внешний декор, по мысли зодчего, роднит сочинский храм с московским собором Покрова на Рву (Василия Блаженного), а также «подчеркивает неземной характер дома Божия, каким является храм, и напоминает нам о рае, ждущем православных христиан в вечной жизни». Среди украшений фасадов не только затейливые фризы и изразцы, разноцветные бровки и наличники высоких узких арочных окон, золотистые подзоры и увенчанные причудливыми башенками кубоватые капители полуколонн, но и серафимы над окнами барабана и в вершинах срединных прясел трифолийных фасадов основного объёма, райские птицы на боковых пряслах и четверике колокольни, а также 8 4-метровых керамических фигур апостолов, помещённых между окон главного барабана. Северное, западное и южное кры;льца храма оформлены с помощью украшенных резными узорами круглых колонн; в тимпане западного крыльца помещены резные образы князя Владимира и ангельских сил.
Наряду с богатым декором особенностью архитектуры храма являются лоджии, примыкающие к северному и южному фасадам основного объёма и притвора. Их применение «являлось первым в практике современного храмоздательства и было вызвано природными и климатическими особенностями города Сочи, а также "царским" посвящением храма». Использованные в четверике колокольни круглые окна-иллюминаторы указывают «на место нахождения храма в близости моря».
В конце ноября 2016 года была закончена начатая в 2015 году внутренняя роспись. Её осуществили мастера из «Палехской иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского». Они же написали иконы для 4-ярусного иконостаса верхнего придела.
Владимирский храм имеет второй, нижний, престол, в 2013 году освящённый в честь Николая Чудотворца и Спиридона, епископа Тримифунтского. Интерьер нижнего придела украшен несколькими резными деревянными иконами работы сочинца Н. Б. Пелевцова.
При храме действуют: с декабря 2011 года – молодёжный клуб «Купель», с июля 2012 года – детская воскресная школа, с весны 2013 года – воскресная школа для взрослых.


АДЛЕР, городской район

28. Храм в крепости Святого Духа Черноморской береговой линии.
Не позже мая 1841 года. Войсковой, 8-го Черноморского Линейного батальона, переведённый из Гагр вместе с батальонным штабом [22].

29, 30. Молитвенный дом и храм Сошествия Святого Духа.
1882 год – открытие прихода, устроившего молитвенный дом.
1898 год – каменный храм, с пристроенной кирпично-бетонной колокольней с 7 звонами. Закрыт в 1924 году, разрушен в 1947 году.

31, 32. Молитвенный дом и храм Троицы Живоначальной.
1990 год – освящённый малым чином молитвенный дом [23], в приспособленном здании авиакасс на бывшем участке Духовского храма.
1998 год – второй храм.
33. Храм Сошествия Святого Духа при Троицком храме.
2014 год. Домовый в 2-этажном здании воскресной школы.

34. Часовня Иконы Божией Матери Целительница.
2008 год. В городской больнице № 6. Приписана к храму Троицы Живоначальной.

35. Храм Спиридона, епископа Тримифунтского, в Голубых Далях.
2010 год. Деревянный, построенный за день в рамках проекта «Семь храмов в семи городах за один день».

36. Храм Спаса Нерукотворного Образа.
2014 год. «Олимпийский», у Олимпийского парка.
37. Храм Рождества Иоанна Предтечи при Спасском храме.
Обустраивается. Домовый в Предтеченском корпусе Предтеченского приюта.
38. Храм Илии Пророка при Спасском храме.
Обустраивается. Домовый в Предтеченском корпусе Предтеченского приюта.
39. Часовня Воздвижения Честного Креста Господня при Спасском храме.
Обустраивается. В Предтеченском корпусе Предтеченского приюта.
40. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы при Спасском храме.
Обустраивается. Домовый в Благовещенском корпусе Предтеченского приюта.
41. Часовня Киприана и Иустинии при Спасском храме.
Обустраивается. В Благовещенском корпусе Предтеченского приюта.
42. Храм Спиридона, епископа Тримифунтского, при Спасском храме.
Обустраивается. Домовый в Спиридоновском корпусе Предтеченского приюта.

43. Храм Димитрия Донского.
2018 год. Каменный, 1-главый.


АИБГА, село

44. Храм Константина и Елены.
Досоветское время. Закрыт не позже 2 сентября 1927 года.

45. Храм Царственных Страстотерпцев.
Заложен 13 августа 2006 года.


АХШТЫРЬ, село

46. Храм Николая Чудотворца.
1913 год. На руинах древнего византийского храма. Закрыт в 1930 году.


БАРАНОВКА, село

47. Часовня Новомучеников Кубанских.
2007 год. На новом городском кладбище.


БЛИЗ СЕЛА АИБГА

48. Храм Иконы Божией Матери Владимирская.
Первая половина 2000-х годов. Во Владимирском скиту Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря в 10 км от села Аибга.


БЛИЗ СЕЛА СОЛОХАУЛ

49. Часовня Иконы Божией Матери Троеручица.
1999 год. Приписана к монастырю Крестовая Пустынь в селе Солохаул.


БЫТХА, микрорайон

50, 51. Храм Иоанна Златоуста.
2000 год – первый храм, в цокольном этаже жилого многоквартирного дома.
Новый 5-купольный храм с нижним, крестильным, приделом Иконы Божией Матери Живоносный Источник достраивается.


ВЕРИНО, село

52. Храм.
Досоветское время. Закрыт в 1927 году.


ВЕРХНЕВЕСЁЛОЕ, село

53. Храм Новомучеников и Исповедников Российских.
2011 год. Бывший приписным к храму Николая Чудотворца села Молдовка, с 2012 года – приходской.


ВЕРХНЕНИКОЛАЕВСКОЕ, село

54. Храм Николая Чудотворца [24].
Начало XX века. Закрыт в 1930 году.


ВЕСЁЛОЕ, село

55. Молитвенный дом Николая Чудотворца.
1876 год. Деревянный, на каменных столбах, крытый дранкой, первоначально не имевший иконостаса и престола. Освящён 19 ноября 1883 года. Был приписан к храму Михаила Архангела Даховского посада. В 1911 году восстановлен после пожара.

56, 57. Храм Александра Невского.
2005 год – основание прихода, устроившего первый храм, в приспособленном деревянном здании.
Новый, 2-престольный, храм заложен 20 мая 2007 года, строится.


ВИШНЁВКА, микрорайон

Предполагается строительство храма Георгия Победоносца.


ВЫСОКОЕ, село

58, 59. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Последняя треть XIX века – первый, деревянный храм.
1904 год – второй, каменный храм. Дважды закрывался в советское время.


ГОЛОВИНКА, микрорайон

60. Храм в крепости Головинской Черноморской береговой линии.
Не позже ноября 1840 года. Войсковой, 7-го Черноморского Линейного батальона [25].

61, 62. Храм Нины равноапостольной.
2001 год – первая служба в первом храме, на старом погосте, в строительном вагончике, который в 2003 году был обложен стенами, разрезан и вынут.
Новый храм заложен 15 июня 2011 года, строится. Нижний придел Иконы Божией Матери Иверская освящён в честь вынесенного морем на берег и впоследствии самообновившегося Иверского образа.


ГОРНОЕ ЛОО, село

63. Храм «святой Богородицы» в селе Церковное Лоо, в 1965 году объединённом с селом Горное Лоо.
Досоветское время.


ДАГОМЫС, микрорайон

64–66. Храм Иконы Божией Матери Казанская.
1917 год – первый храм. Разрушен к 1956 году.
1992 год – открытие прихода, устроившего второй храм, в здании досоветской постройки на улице Гайдара, 14.
2000 год – третий храм. Построен по проекту архитектора Б. Бабакова. Освящён 4 декабря 2016 года. Имеет нижний придел Саввы, архиепископа Сербского.
67. Храм-часовня Царственных Страстотерпцев при Казанском храме.
Середина 2000-х годов.

68. Храм Сорока мучеников Севастийских на Мамайском перевале.
Предполагается строительство. Приход зарегистрирован 4 июля 2005 года.


ЕРМОЛОВКА, село

69. Храм Троицы Живоначальной.
Конец 1990-х годов. В Троицком скиту Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

70. Часовня Михаила Архангела.
2007 год. На пограничной заставе.


КАЛИНОВКА, микрорайон

71. Храм Георгия Победоносца.
1871 год. Из старого разнородного леса, без фундамента, крытый дранкой, с устроенным не по правилам престолом, сооружённый греками-переселенцами из Турции.

72. Часовня.
Досоветское время. У источника.

73. Часовня Георгия Победоносца.
2011 год. У Георгиевского источника.


КАШТАНЫ, село

74. Храм Николая II Царя-страстотерпца.
2006 год. Построен из кедрового леса по проекту сочинского архитектора И. В. Ярошевского. Приписан к храму Преображения Господня микрорайона Хоста.


КРАСНАЯ ПОЛЯНА, посёлок городского типа

75, 76. Храм Харалампия, епископа Магнезийского.
Конец XIX века – первый, деревянный храм. Закрыт в 1929 году.
2004 год – второй, каменный храм. Первый храм, построенный по проекту Ф. И. Афуксениди.

77. Храм-часовня Зинаиды Тарсийской.
2005 год. На погосте. Построен по проекту Ф. И. Афуксениди. Приписан к храму Харалампия, епископа Магнезийского.

78. Часовня Веры, Надежды, Любови и Софии.
2016 год. На месте вновь открывшегося лечебного источника в зоне Цирк-2, в Горки Городе.


КУДЕПСТА, микрорайон

79, 80. Храм Василиска Мученика.
1999 год – первый храм, в арендованных помещениях 5-этажного жилого дома.
Второй храм готовится к освящению.

81. Храм Феодора Ушакова.
Строится с 2007 года по проекту Ф. И. Афуксениди. Приписан к храму Преображения Господня микрорайона Хоста.


КУЛЬТУРНОЕ УЧ-ДЕРЕ, микрорайон

82. Часовня Петра и Павла.
Рубеж 2000–2010-х годов. В санатории «Белые ночи». Построена после гибели в санатории его владельца, генерального директора петербургского предприятия «Кировский завод» П. Г. Семененко.


ЛАЗАРЕВСКОЕ, микрорайон

83. Храм в крепости Лазарева Черноморской береговой линии.
Не позже сентября 1841 года [26].

84, 85. Молитвенный дом и храм Рождества Пресвятой Богородицы.
1874 год [27] – деревянный молитвенный дом, построенный греками-переселенцами из Турции, без купола и пола, на земляном фундаменте, с крытым дранкой полом в алтаре.
1903 год – каменный храм. В 2004 году над приходским зданием построена 3-ярусная колокольня.
86. Храм Серафима Саровского при Богородицерождественском храме.
2009 год. Домовый в приходском здании.

87. Храм Николая Чудотворца.
1999 год. Построен по проекту архитектора Андрюса Кубилюса.

88. Часовня Лазаря Праведного в Казачьем хуторе.
2017 год.

89. Молитвенная комната Луки, архиепископа Крымского.
2014 год. В городской больнице № 1.


ЛЕСНОЕ, село

90, 91. Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость [28].
1870 год – первый храм, в расположении 1-й роты [29] 2-го Кавказского Линейного батальона. Освящён в честь Георгия Победоносца после расформирования батальона 1 августа 1874 года. Деревянный, крытый тёсом, без колокольни [30].
1905 год – второй храм (Георгия Победоносца). В 1915 году пристроена колокольня. Кирпичный, с деревянными завершениями. Закрыт в 1936-м. Возобновлён в 1993-м.

92. Троице-Георгиевский монастырь, женский.
1999 год.
93. Храм Иконы Божией Матери Владимирская в монастыре.
1999 год.
94. Храм Уара Мученика в монастыре.
2004 год.
95. Храм Иконы Божией Матери Казанская (Песчанская) в монастыре.
2005 год. На достроенном над Владимирским храмом 2-м этаже. В 2008 году освящён правый престол Серафима Саровского.
96. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре.
Середина 2000-х годов. На 2-м этаже келейного корпуса.
97. Храм-часовня Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в монастыре.
2006 год.
98. Храм Иконы Божией Матери Умягчение Злых Сердец (Семистрельная) в монастыре.
2008 год.
99. Храм Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в монастыре.
2014 год. Домовый в келейном корпусе.
100. Храм Иконы Божией Матери Игумения горы Афонской в монастыре.
2014 год.
101. Храм Иконы Божией Матери Иверская в монастыре.
Строится.
102. Храм Пантелеимона Целителя в монастыре.
Строится.


ЛОО, микрорайон

103–105. Храм Симона Кананита Апостола.
1998 год – основание прихода, в 1999 году устроившего первый храм, в «маленьком вагончике» на пустыре на месте сгоревшего ДК.
1999 год – второй храм, построенный за 4 месяца.
Новый храм строится с июня 2008 года по проекту Ф. И. Афуксениди.

106. Храм Димитрия Солунского.
2001 год. Домовый, на 4 этаже пансионата «Горный воздух». Приписан к храму Симона Кананита Апостола.


МАЦЕСТА, микрорайон

107. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в Новой Мацесте.
1999 год. В санатории «Зелёная роща». Построена по проекту Ф. И. Афуксениди.

108, 109. Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Верхней Мацесте.
2010 год – первый храм, в армейской палатке.
2013 год – второй храм, из металлокаркаса.

110. Молитвенная комната Пантелеимона Целителя в Старой Мацесте.
2016 год. В главной лечебнице бальнеологического курорта «Мацеста».
Предполагается строительство храмового комплекса Сергия Радонежского.


МАГРИ, микрорайон

111. Часовня Иконы Божией Матери Смоленская.
2011 год. Построена по проекту Ф. И. Афуксениди.


МЕДОВЕЕВКА, село

112. Храм.
1914 год. Закрыт в 1927 году.


МОЛДОВКА, село

113. Молитвенный дом Михаила Архангела.
1876 год. Турлучный, крытый дранкой, с деревянными потолками и земляным полом, с иконостасом, но без престола, построенный на средства местного жителя М. М. Райсляна. Был приписан к храму Михаила Архангела Даховского посада. Закрыт в 1927 году.
114. Храм Николая Чудотворца.
2010 год. С нижним приделом Иконы Божией Матери Сумельская (Панагия Сумела).

115. Часовня Михаила Архангела.
2010 год. В секторе «С» аэропорта Сочи. Приписана к храму Николая Чудотворца.


МОНАСТЫРЬ, село

116. Троицкий монастырь, мужской.
1902 год. Общежительный. Закрыт в 1924 году.
117. Храм Троицы Живоначальной в монастыре.
После 1902 года. Деревянный, с резным самшитовым иконостасом. Закрыт 30 августа 1927 года.


НАВАГИНКА, село

118. Храм.
Досоветское время. Закрыт в 1923 году.


НИЖНЯЯ ШИЛОВКА, село

119. Храм в селе Шиловка.
Досоветское время.

120. Храм-часовня Георгия Победоносца.
2002 год. На месте сожжённого местными жительницами сельского клуба.


ОРЁЛ-ИЗУМРУД, село

121. Храм Серафима Саровского.
2016 год. 1-главый, с 2-скатными кровлями.
Намечено строительство каменного храма в псковском стиле.


ОТРАДНОЕ, село

122. Храм-часовня Исидора Юрьевского.
2013 год. Приписан к монастырю Крестовая Пустынь в селе Солохаул.


ПЕРВИНКА, село

123. Молитвенный дом (Георгия Победоносца).
1881 год [31].


ПЛАСТУНКА, село

124–127. Храм и молитвенная комната Нины равноапостольной.
Досоветское время – первый, деревянный храм. Закрыт в 1927 году.
2002 год – создание прихода, устроившего молитвенную комнату, которая была перестроена и 26 января 2004 года освящена малым чином как храм.
Новый храм строится с 1993 года на Верхнепластунском кладбище.

128. Часовня Виктора Мученика.
2015 год. На Верхнепластунском кладбище.

129. Храм-часовня Николая Чудотворца.
Строится с 2013 года. У моста.

130. Часовня Георгия Победоносца.
2009 год. Деревянная, в учебном центре спецназа.


СВЕТЛАНА, микрорайон

131. Часовня Иконы Божией Матери Иверская.
2008 год. Приписана к храму Преображения Господня микрорайона Хоста.


СОВЕТ-КВАДЖЕ, микрорайон

132. Храм Иосифа Астраханского.
2004 год.


СОЛОХАУЛ, село

133. Монастырь Крестовая Пустынь, мужской.
2000 год. Основан как подворье Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря [32]. Построен по проекту сочинского архитектора Б. Бабакова.
134. Храм Воздвижения Честного Креста Господня в монастыре.
Начало 2000-х годов.
135. Храм Иоанна Предтечи в монастыре.
Начало 2000-х годов. Домовый.

Предполагается строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы.


УЧ-ДЕРЕ, село

136. Храм.
1917 год. Закрыт в 1927 году [33].


ХОСТА, микрорайон

137. Храм Преображения Господня.
1911 год. Построен по проекту сочинского архитектора А. А. Иона. Освящён 4–5 августа 1912 года. Закрыт в 1933 году. Вновь освящён, малым чином [34], в 1990 году.


ЧЕМИТОКВАДЖЕ, микрорайон

138. Храм Царственных Страстотерпцев.
2005 год. Деревянный, в пределах военного санатория «Чемитоквадже».


ЯКОРНАЯ ЩЕЛЬ, микрорайон

139. Храм Иконы Божией Матери Нерушимая Стена.
2013 год. В вагончике.