Ч. 353 Дела минувших дней и современность

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/07/19/687

Ефим Васильевич не знал, что из Пекина в Петербург направили ноту Сенату с жалобой на него. Китайское правительство было возмущено, что, несмотря на дружественные отношения между Китаем и Россией, Путятин вошёл на «Америке» в Печелийский залив, закрытый для посещения иностранными судами.
 
Далее китайцы писали, что, по их мнению, самым подходящим пунктом для переговоров с русскими   была Кяхта. Однако раз уж Путятин вошёл в Печелийский залив, то они выслали своих чиновников для переговоров. Но адмирал не дождался их, передал свои требования и ушёл в Шанхай.
 
Китайское правительство сообщало, что для переговоров по Амурскому вопросу назначен главнокомандующий войсками в Маньчжурии. Необходимости пребывания Путятина в Шанхае, по мнению китайского правительства не было.
 
Нота из Пекина и донесение Путятина о неудачной попытке начать переговоры пришли в Петербург практически одновременно. Восторга в столице они не вызвали. В то время в Петербург приехал Николай Николаевич Муравьёв.

В Министерстве иностранных дел решение пограничного вопроса поручили генерал-губернатору Восточной Сибири, о чём сообщили в Пекинский трибунал внешних сношений, сделав вид, будто уступили китайцам.
 
В апреле 1858 года Путятин снова вошёл на «Америке» в Печелийский залив. В устье реки Пейхо уже находились английская, французская эскадры и американский корабль.

Ефим Васильевич, уже простившийся с возможностью стать послом в Китае и разжалованный в императорского комиссара, предложил свои услуги посредника китайцам и западным послам.

Но из этого ничего не вышло. Обе стороны заявили, что они в посреднике не нуждаются. Пришлось оставаться зрителем в этой трагедии.

Ефим Васильевич, наблюдая китайские суда на реке, пришёл к мысли приобрести такое небольшое палубное судно, похожее на китайскую «джонку».

Он решил, что такое судно будет полезно на Амуре. Джонку купили и взяли её на буксир.

Переговоры послов с китайскими представителями, тремя мандаринами, тянулись безрезультатно. Тогда западные послы решили продолжить давление на китайское правительство силой. До этого их войска заняли Кантон.

Теперь они поставили задачу своим командующим эскадрами блокировать устье реки, занять форты и затем, поднявшись вверх по реке, овладеть Тяньзинем, портом Пекина.

После артиллерийского обстрела с канонерских лодок десанты с эскадр захватили китайские форты.

Путь к столице Китая был открыт. Не встречая существенного сопротивления, войска союзников заняли Тяньцзинь. К Путятину прибыли тайно три мандарина с просьбой к нему стать посредником для переговоров, но союзники ещё ранее ясно дали понять, что им посредничество русского адмирала не требуется.

С джонкой на буксире пришли вслед за союзниками в Тяньцзинь. Там Путятин нанял дом, в котором поселился  со всей своей миссией.

Ефим Васильевич регулярно общался с послами, не теряя надежды на переговоры с китайским правительством.

Ему повезло в Японии пройти вслед за американским посланником, вынудившим японцев к переговорам, а теперь он не собирался упускать такую же возможность в Китае.

Между тем на «Америке» назревала неприятность. Николай Яковлевич Шкот, оскорблённый тем, что Путятин отстранил его от командования без всяких на то оснований, конфликтовал с новым командиром Николаем Матвеевичем Чихачёвым.

Шкот настаивал, чтобы ему разрешили отправиться на купленной Путятиным джонке в Николаевск. Путятин и Чихачёв долго колебались, но потом решили рискнуть и дали разрешение, выделив Шкоту команду из пятерых матросов.

Их хорошо вооружили, снабдили продовольствием, навигационными приборами. Жаль, что Николай Шкот не оставил никаких записок об этом отчаянном плавании. Но главное, что он благополучно пришёл на джонке в Николаевск.

Вместо него Путятин назначил старшим офицером Александра Михайловича Линдена. Но оставим на время наших героев в китайских водах и вернёмся в Европу.
 
10 сентября в Кронштадте стояла отвратительная погода: сильные ветры, иногда со снегом.

Эскадра из трёх кораблей, «Императрица Александра», «Владимир» и «Лефорт», покинула Ревель и совершала переход в Кронштадт. Они шли под парусами. По распоряжению Константина за ними отправили пароходы.

Те привели только «Императрицу Александру» и «Владимира». Командовал эскадрой контр-адмирал Фёдор Давидович Нордман.

А случилось вот что, о чём великий князь написал Александру II: «…привели сюда вчера утром два корабля, «Императрицу» и «Владимира». Нордман тотчас ко мне приехал с рапортом. На нём лица не было, и он мне рассказал следующее….

Нордман сидел на «Владимире», непосредственно за ним шёл «Лефорт».
Во время поворота ветер стал ещё крепчать, и они тогда видят, что «Лефорт» шквалом сильно положило на бок. Однако марса шкоты и марса фалы на нём отдали, стало, там не зевают.
 
Продолжают смотреть и видят, что «Лефорт» не только не поднимается, а, напротив, его всё более и более кренит на левую сторону, так что он медленно и постепенно ложится совершенно на бок, реи и мачты уходят  в воду, и пять минут спустя он в этом положении исчезает в воде!

Можешь себе вообразить, какое это должно было сделать впечатление на всех! Это происшествие неслыханное  в истории флотов!...

К несчастию, никто никогда этого не объяснит, потому что все, которые были на корабле, с ним вместе и погибли мгновенно.  Командовал им командир 13-го экипажа Кишкин.
 
На нём было человек 20 офицеров и около 800 матросов со своими жёнами и детьми, которых перевозили на зимовку в Кронштадт. Ничего ужаснее и поразительнее этого колоссального несчастия себе вообразить невозможно».

«Лефорт» погиб 10 сентября в 7 часов 23 минуты утра на глубине 30 саженей. На нём находились 827 человек. Не спасся никто.

В истории российского и советского флотов было три катастрофы с огромным числом жертв во время гибели корабля «Лефорт», линкора «Новороссийск» и теплохода «Армения».

Никто толком не знает, сколько людей находилось на теплоходе «Армения». По разным источникам, от семи до десяти тысяч человек.

В мае 2013 года 9-я международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» искала корабли Второй мировой войны, а обнаружила на глубине 70 метров  корабль «Лефорт» в 5 милях севернее острова Большой Тютерс.

Среди различных предметов  обнаружены останки членов экипажа.

В соответствии с международным законодательством место гибели линейного корабля «Лефорт» объявлено воинским захоронением. Его координаты нанесены на морские карты.
 
В этом месте запрещено проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, должны приспускать флаги и отдавать воинские почести.
 
Продолжение http://proza.ru/2022/07/25/1419