И снова о Девушке с жемчужной серёжкой

Людмила Куликова-Хынку
«Девушку с жемчужной серёжкой», которая на снимке, - вы видите впервые.
Да, это не та знаменитая картина Вермеера, взглянуть на которую люди приезжают в Гаагу со всего света. Эта работа из частной коллекции.

О   ВЛАДЕЛЬЦЕ

Константин, её владелец, - увлеченный коллекционер живописи и не только. Коллекционировать предметы старины он начал ещё в советские годы, когда отношение государства к собирательству ценных предметов было весьма предосудительным. Это был мир рекомендованных ценностей, которые пропагандировались с экрана ТВ, партийными постановлениями, красным уголком. В среде обывателей зачастую коллекционеры слыли «тёмными дельцами», людьми с подмоченной репутацией, спекулянтами.

Константин – инженер по образованию, но судя по увлечённости, глубокому интересу к коллекционированию предметов искусства, можно сказать, что настоящая его профессия – коллекционер.

Когда нумизмат рассматривает царский рубль, - понятно, что он не смотрит на него как на фантик. Есть многие составляющие, и одна из них – материальная. Да, приобретая вещь, коллекционер знает, что может её продать. Или не продать. И дело не только в контексте денег и престиже. Важный аспект - и культурная значимость: эстетическая ценность, интерес к тому пласту истории, в котором предмет был создан, исторической личности, которой он принадлежал и какое-то подспудное желание быть хоть малую толику лично причастным к этому.

ЛЕГЕНДА

Картину Константин приобрёл у московского коллекционера. Тот в свою очередь купил её у ветерана Второй Мировой войны, привезшего вырезанный из подрамника холст из Германии.
Тонкий холст с изображением знаменитой вермееровской модели и небольшой осыпью красочного слоя в правой верхней части хранился во избежание коробления в стопке старых журналов и альбомов. Много лет.

ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 Первый взгляд

Картина по размерам меньше, чем работа Вермеера, находящаяся в музее. Конечно, для любого, кто интересуется живописью, при первом взгляде на этот кусок холста со знакомым изображением, будет естественным вопрос: «А вдруг подлинник?».

Реставратор подойдёт к вопросу вполне «материально» и предложит химическое исследование грунта, красочного слоя, холста.
Неискушённый зритель скажет: «Похоже! Только тюрбан у неё зелёный, а не голубой, как у Вермеера».
 
Более осведомлённый возразит, отметив, что цвет не столь важный показатель, тем более, что из-за времени и действия лака ультрамарин мог приобрести зеленоватый оттенок.

К тому же, известно, что Вермеер, даже находясь в стеснённых обстоятельствах, не скупился на материалы. Самым дорогостоящим был синий пигмент. Его добывали из афганского лазурита. Цена приравнивалась к золоту.

Световые блики на серёжке

Если присмотреться, можно увидеть отражение на серёжке витражных стёкол. Художник владел техникой «пуантилье» и с помощью точечных акцентов усилил эффект светотени на жемчуге.

Свет и тени

Одно из главных достоинств Вермеера – виртуозное обращение со светом и тенью.
Краски одежды или покрывала могут казаться чисто зелёными  или желтыми, как платье девушки. На самом деле в них множество оттенков, а тени у дельфтского живописца – цветные. Его называли Мастером света. Но не менее виртуозно он писал тени. Живописные тени Вермеера – одно из отличительных достоинств его стилистики.

Их можно увидеть или нет.

ЧУВСТВО СТИЛЯ


Умение разглядеть определённые стилистические особенности – важный фактор при
осмотре картины, а не наличие печатей бывших владельцев, отметок, наклеек об участии в выставках. Разглядеть авторский почерк помогает чувство стиля, то, что определяется понятием «знаточество».
В данном случае к знатокам относятся специалисты, которые изучают творческий арсенал того или иного автора или специфику направления, работают с каталогами, пишут монографии. Исследуя длительный период наследие художника, изучая манеру письма, эти люди могут чувствовать и форму мысли автора,
 
Таким «острым глазом» и чутьём могут обладать не только эксперты-искусствоведы, но и собиратели. И право на ошибку остаётся. Но оно может быть минимальным.

ОТКРЫТИЕ

Продолжая визуальное исследование, тщательно рассмотрим картину под углом. И обнаружим слева темно-зелёные пятна, напоминающие нечто похожее на драпирующиеся шторы.

Может быть, это просто результат разыгравшегося воображения – ведь известно, что на знаменитом произведении – фон нейтральный.

Однако в апреле 2020 года было закончено масштабное исследование «Девушки с жкмчужной серёжкой» в галерее Маурицхёйс.

С помощью рентген-лучей было обнаружено, что фон картины – не нейтральный. А жухло-зелёные пятна слева напоминают текстуру ткани. Возможно, это занавес, который присутствует и в других картинах Вермеера, написанных в интерьерах. Например, в картине «Девушка, примеряющая ожерелье».

А это уже настоящий квест.


ФАЛЬСИФИКАТОРЫ И ЭКСПЕРТЫ


Уже в 40-е годы прошлого века эксперты обнаружили, что кракелюры на работах «под Вермеера» от искусного фальсификатора ван Мегерена, - вовсе не следы минувших столетий, которые пережил холст, а созданы искусственно, путём нагревания.
В наше время технологии определения подлинности живописного полотна продвинулись далеко вперёд. Это и химико-технологический анализ красок и холста, и инфракрасное излучение, с помощью которого можно видеть и подмалёвок, и подпись автора (или её подделку).
Но даже при наличии подлинной подписи не исключены случаи «контрафактов». Тот же Коро, став в зрелый период творчества очень востребованным художником, часто давал ученикам делать копии своих работ. Ставил свою подпись. Не случайно среди музейщиков бытует шутка: «Художник создал 3 тысячи картин, из которых 5 тысяч – в Соединённых Штатах».


В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живопись – искусство тонкое. Ни одна техническая экспертиза не может дать абсолютно достоверного знания.

Так, приобретенная госпожой Стефани Клегг за солидную сумму в 1994 году на торгах Сотсби акварель «Пара» Марка Шагала – в июле текущего года была признана подделкой.

И, кстати, подделать произведения барокко или романтизма сложнее, чем, скажем, искусство авангарда.
Но не без доли иронии можно сказать, что в конце концов искусство подделок – это тоже искусство.

Глядя на «Девушку с жемчужной серёжкой», несомненно одно: одетая в багетную раму, она станет элегантным предметом интерьера   барочного стиля.