Бубен шамана

Владимир Пастернак
                БУБЕН ШАМАНА


      Сердце ещё бьётся, гонит кровь по разорванным артериям, но через несколько мгновений всё кончится и последняя капля упадёт на раскалённую броню.
Бум-бум...бум-бум... Эти вибрации мне знакомы с детства, так звучит дедушкин бубен. На «белом коне»* он уже отправился на Небо, чтобы встретить мою душу и защитить от злых духов, не дать утащить в ад.  Бум-бум...бум-бум... Я лечу к тебе навстречу, дедушка Жаргал.
 
      Внизу горит наша  бээмпэшка, дом без крыши, трупы  вдоль дороги: старик рядом с велосипедом, двое возле подъезда, тётка с бидоном в руке...

      Я всего лишь водитель, дедушка, и не стрелял в этих людей. Даже если они – нацисты, как сказал командир, но я не верю, они не похожи на тех из фильмов про войну...

      Вчера в доме без крыши мы с парнями искали жратву. Наверное, про нас забыли или, просто, не успели подвезти, а пайки закончились давно. Командир приказал «далеко от машины не отходить», вот мы и пошли к ближнему дому, тем более, по всем признакам там уже никого нет – дверь настежь, все окна выбиты. Ничего не нашли, кто-то уже побывал до нас, даже краны свинтили. Дедушка, я знаю, что брать чужое – грех, но нам сильно хотелось есть. В соседнем доме дверь открыла старая бабка, сказала, что у неё самой ничего не осталось, кроме подмороженной картошки в погребе, но спускаться без света боится. Картошка почти вся гнилая, кое-как наскребли полведра ей и полведра нам, получилось по четыре картохи на брата.  Испекли на костре возле бээмпэхи. Малость сладкая, но ничего, умяли за милу душу.  К ней бы нашего солёного омулька! Помнишь, как мы рыбачили с тобой на Ольхоне?...

      Всё лучшее, что было в моей жизни, связано только с тобой, дедушка.  Сколько раз я молился в детдоме, чтобы ты забрал меня к себе на Ольхон и ты услышал. Жалел об одном, что с нами нет сестрёнки. Помнится, Марийке не было двенадцати, когда очередной мамкин сожитель изнасиловал, а потом задушил её в сарае...
      
      В то лето мы приехали к тебе все вместе – я, Марийка и мама. Помнишь, дедушка? Марийка рисовала на песке зверей, а мы ловили омуля и ты рассказывал про Великого бурятского шамана Хара-Мэргэна. Он был могущественней самого царя-сатаны,  который со своими слугами воровал души бурятов и отправлял в ад.  Великий шаман отбирал души у злых духов и возвращал людям. Особенно, мне запомнилась легенда про то, как Хара-Мэргэн сел на свой бубен и полетел на небо искать украденную душу. Хитрый властитель небес Эсэгэ-Малан спрятал её в глиняном горшке и заткнул узкое горлышко пальцем. Великий шаман перехитрил Эсэгэ-Малана и превратился в осу. Он ужалил Властителя небес в лоб и тот отнял палец, а душа вылетела из сосуда. Так великий шаман Хара-Мэргэн освободил украденную душу...
 
      Я горжусь, дедушка, что ты тоже – шаман. Прости, что не продолжил наш шаманский род, но уже ничего не вернуть.
Ты научил меня всему: ловить рыбу, стрелять из лука, ездить на лошади и разбираться в разных травах...Благодаря тебе, я познал старинные бурятские обряды и научился делать настоящий шаманский бубен. Помню, как долго мы выбирали нужное дерево. Это была берёза. Конечно, его не сравнить с твоим бубном, которому, наверное, столько лет, как скале Шаманка, но мой тоже ничего...

     Слышал, как ты ругался ночью с мамой, уговаривал оставить нас с Марийкой на всё лето. Как опытный шаман, ты почувствовал приближающуюся беду. Эх, мамка, мамка! Если бы послушалась тебя, Марийка осталась бы жива! А так, и свою жизнь сгубила, и нашу...
 
      А как я выиграл соревнования по стрельбе из лука? Ты всегда говорил, дедушка, что бурят должен хорошо делать две вещи – лук и настоящий шаманский бубен. Тогда я не понимал, как связаны эти две вещи, разве что, ручка твоего бубна была в форме натянутого для стрельбы лука. Когда я стал взрослым, ты объяснил: как стрела, выпущенная из лука, шаман устремляется в Небо верхом на бубне...

      Тренер сказал, что у меня твёрдая рука и я, обязательно, стану чемпионом.  Это всё ты, дедушка! Свой первый лук я сделал на Ольхоне, когда гостили у тебя. Мы мастерили его вдвоём, а потом ты научил меня стрелять. Целый день я пулял в старую берёзу, пока не попал Марийке в глаз, когда она, неожиданно,  выглянула из-за дерева. Стрела повисла на нижнем веке, вывернув его наизнанку. От страха я подумал, что глаз выскочил наружу. Бросив лук, спрятался в сарае под брезентом и просидел там до самой ночи, представляя, как меня арестовывает милиционер и ведёт в тюрьму. Марийка уже вернулась из больницы, где ей зашили веко, но я не знал, что глаз не пострадал. Так и просидел в сарае, пока ты меня не нашёл. Помнишь, как я зажмурился, когда ты поднял брезент? Ждал, что ударишь, а ты обнял  и повёл в дом...

      Странно, дедушка, но название этого города напоминает нашу Бичуру, где я жил до детдома. Только дома здесь получше и не похожи на наши развалюхи. Есть и многоэтажки, но они почти все без окон или полностью разбиты. Интересно, их хозяева успели уехать или до сих пор прячутся в подвалах? Видел женщин, варили что-то на костре возле дома. Представляю, какая сейчас холодрыга в квартирах без газа и света. В бээмпэшке тоже спать не подарок, обогреватель давно не включаем, экономим солярку, её почти не осталось. Если честно, дедушка, мне жалко этих людей, а командиру не верю. Зачем он обманул нас, что мы едем на учения? Сегодня хвастался красивыми часами, сказал, что это – военный трофей, но мы знаем, он сменял их у десантуры на два наших пайка.

       Дедушка, почему я перестал слышать твой бубен? Только капли крови с шипением лопаются на раскалённой броне.
Пока не упала последняя, молю тебя, дедушка, не дай злым духам украсть мою душу! Когда на белом коне ты поднимешься на Небо и встретишься с Властителем небес Эсэгэ-Маланом, скажи ему, что я никого не убивал, а те четыре мороженные  картошки взял, потому что был голоден.

*белый конь – так бурятские шаманы называют бубен из конской кожи.