В Якутске

Юрий Шель
 Вы когда-нибудь были в Якутске перед Новым годом? Как там холодно. Много где удалось побывать, похолодать, но так морозно мне еще не было никогда. Судебные заседания у адвокатов назначают, не особенно оглядываясь ни на их занятость, ни на погоду.

И в Апелляцию Верховного суда Якутии можно было не летать из Москвы. Потому что жалобу рассмотрят без тебя. Но опыту любой адвокат знает, что личное выступление в суде лучше, чем неживая жалоба. И вот ты уже летишь в Якутию двадцать пятого декабря, а суд у тебя на следующий день. Табло аэропорта показывает минус пятьдесят один градус. Но запомнилось вовсе не это...

Перед выступлением в суде я взял такси, и прямо из аэропорта поехал к своему подзащитному в сизо на окраину Якутска. Всегда арестованные ждут своего защитника. Потому что свободный человек в сизо расскажет все новости, он в настроении, от него даже пахнет свободой.

На улицу я вышел, когда уже стемнело. Не было ни одной машины. Пять, десять, двадцать минут жду и чувствую, что теряю сознание.

Тебе удивительно хорошо, голова приятно кружится, но как-то незаметно из тебя выходит тепло вместе с жизнью. Легкая курточка для московской зимы совсем не грела, а шапка годилась только для осенней рыбалки.

Вдруг я увидел мутный свет, вроде едет кто-то. Машина двигалась медленно, и снег жутко скрипел под колесами. Из-за сильного тумана видны были только фары. Я встал посреди дороги и замахал рукой. Машина остановилась. За рулем сидел якут.

Пожалел он меня, взял в машину, прибавил сильнее печку. Достал термос:

- Да у Вас нос побелел, трите сильнее. Да не так.

И он грубой шершавой ладонью, как наждачкой, растер мой нос. Потом в железную кружку термоса налил пахучий травяной настой. Я потихоньку отогрелся. Он запричитал:

-Да что ж Вы в такой шапке? У нас их называют менингитки! И ботинки - летние, что ли? Еще б постояли и всё, кирдык! А вообще Вы, русские, молодцы.
 
И замолчал. Долго молчал.

Потом снова заговорил:

- Вот сейчас жена привела домой русского. В кровати с ним любится. Иди, говорит мне, погуляй пока.

Мне стало интересно. Я не то, чтобы согрелся, а представил, и мне стало горячее.

- Так у тебя баба гуляет, а тебя выгнала? Ну, что ты за мужик?

Тут якут вздохнул и мирно продолжил:

-У нас, якутов, бабы правят. А русский ей нужен, он сильнее меня. Да я не против, если ей надо. Жена у меня хорошая.

В голову пришла пошлая мысль: Может быть, в гости напроситься? Я тоже вроде не слабый...

Машина еле ползла.

Туман так усилился, что в пяти шагах впереди ничего не было видно.

Довез он меня до гостиницы. И я подумал, как много в этом якуте честности и доброты. И какая молодец его жена, которая выставила его на улицу, а он подобрал меня в этой ледяной глуши. И я от души пожал ему руку.