Ч. 352 Не пускают ни с суши, ни с моря

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/07/15/1335

Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв был крайне недоволен, что Путятина прислали вести переговоры с китайцами. Внешне он этого не показывал, но через свои связи в Петербурге добился дополнительного указания Путятину, чтобы тот в переговорах не касался Амура.

Муравьёв не без оснований считал, что переговоры по поводу границы должен вести он. Генерал этого добился. Путятину велели ограничиться в переговорах получением тех же преимуществ в морской торговле с Китаем, что и у европейских держав, и произвести опись берегов Приморья.

Миссию Путятина пополнили военным инженером капитаном Иосифом Феофиловичем Ватовским. Если китайский император согласится, то Путятин должен был оставить Ватовского и Баллюзека в качестве инструкторов в китайской армии.

Надо сказать, что и Путятина, и Муравьёва правительству приходилось жёстко контролировать, потому что тех всё время заносило действовать с позиции силы, которой, в сущности, у них не было.
 
Ефим Васильевич, видимо, перегревшись от жары в Кяхте, предложил: «…отправиться вслед за курьером, не ожидая согласия китайского правительства, угрозами и силой дойти до Урги и взяв ее приступом держать как залог успеха переговоров».

Но его жар сразу остудили и на всякий случай отправили в Трибунал внешних сношений письмо, в котором подчёркивался мирный характер миссии.

Пароходо-корвет «Америка», на котором отправился в Китай Путятин со своей миссией, построили в США в соответствии с требованиями российского Морского министерства, которые изложил строителям Пётр Васильевич Казакевич.

«Америка» должна была выполнять функцию боевого корабля, быть мореходной и в то же время иметь небольшую осадку, чтобы входить в реки, служить в качестве буксировочного и грузопассажирского судна.

Перемещалось судно с помощью двух огромных гребных колёс, как в кинофильме «Волга-Волга», и парусов на трёх мачтах.

Нетрудно догадаться, что при наличии столь противоречивых требований в техническом задании на строительство корабля, ни одно из них не могло быть толком выполнено.
 
Можно только восхищаться американским капитаном со звучной фамилией Гудзон и его командой, которые провели пароход по двум океанам из Нью-Йорка вокруг мыса Горна в Николаевск и сдали его русским в отличном состоянии.

Водоизмещение парохода было всего лишь 554 тонны. Помещение для 60 человек команды тесное, неудобное, но офицерские каюты просторные и хорошо отделаны.

С прибытием миссии Путятина условия жизни экипажа по понятной причине ухудшились.

Из вооружения на пароход установили в Николаевске шесть орудий, но чтобы из них стрелять, требовалось убирать с палубы угольные ящики. Словом, конструкция корабля была несуразная.

Специалистов для работы с корабельными машинами в Николаевске не было.
Уговорили остаться американца Нортона в качестве механика, соблазнив высоким окладом.

Старшим механиком Казакевич назначил корпуса горных инженеров подпоручика Маюрова. Старшинство его было формальным: на самом деле, он должен был учиться специальности у американца.

Наконец, «Америка» под флагом вице-адмирала  Путятина направилась в Китай. Командир Сибирской флотилии и портов Восточного океана контр-адмирал Казакевич в рапорте от 3 июля 1857 года доложил генерал-губернатору Восточной Сибири, что "пароходо-корвет «Америка» 1-го июля с генерал-адъютантом графом Путятиным отправился из Николаевска по назначению.

 Вместе с пароходом «Америка» отправился из Николаевска и тендер «Камчадал» на остров Сахалин для нагрузки там каменным углем. Тендер этот вместе с пароходом «Америка» пойдёт в гавань Гамильтона", где Путятин собирался устроить склад каменного угля для российских паровых судов.

Путятин приказал следовать к югу, придерживаясь материкового берега. Благодаря этому обнаружили две превосходные, закрытые от ветров бухты, которые назвали именами св. Владимира и св. Ольги.

По пути в Китай зашли в хорошо знакомую Путятину бухту острова Гамильтон, но из путятинской затеи устроить там склад ничего не вышло: не позволили местные власти.

Потом по Жёлтому морю пришли к устью реки Пейхо, где стали на якорь в четырёх милях от низменного, едва заметного берега.

Ефим Васильевич передал китайцам ноту о цели прибытия. Через некоторое время те ответили, что не видят необходимости заключать новый торговый договор, потому что у них и так прекрасно налажена торговля с Россией через Кяхту.

Пришлось не солоно хлебавши покинуть унылый рейд Пейхо и отправиться в Нагасаки, затем в Шанхай, Нинчпо, Фуджоуфу, Амой и Гонконг. В Гонконге находились эскадры английского посла Джеймса Брюса и американского посла Уильяма Брэдфорда Рида.
 
Начались взаимные визиты, сопровождавшиеся салютами, из-за которых артиллеристы при своих шести орудиях измаялись. Видимо, визиты надоели и Путятину, поэтому он распорядился перейти в соседнюю бухту, в Макао, где стоял французский флот посла Жана-Батиста Луи Гро.

Здесь тоже не обошлось без визитов, но их было в два раза меньше. В Макао Ефим Васильевич решил дождаться прибытия эскадры, отправленной в его распоряжение.

В Гонконге Ефим Васильевич загорелся идеей морской торговли с Китаем: возить чай морем, а не сушей, забыв, что в отличие от западных держав, Россия подобным торговым флотом не обладала.

Путятин, фанатичный верующий, понимал, что толку в плане распространения христианского учения в Китае мало.

В основном, Духовная миссия занималась разведкой, поэтому он решил, что «для нас настало время, конечно не в самом Китае, где оно уже пропущено, но на пределах сего Государства,
 
входящих теперь в состав нашей Империи, употребить большую духовную деятельность, которая если и поздно, но всегда доставляет самое твердое и благотворное влияние Христианскому народу над языческими племенами».

Короче говоря, Путятин предлагал внедрить православие среди малых народов, населявших окраину Китая, которую предполагали присоединить к Российской империи, и тем самым ещё крепче привязать их к России.
 
Порт Макао португальцы арендовали у Китая для торговли. Когда был основан Гонконг, в основном, торговля сосредоточилась в руках англичан, поэтому в Макао было гораздо спокойнее и меньше людей, чем в Гонконге.

Ефим Васильевич решил дождаться прихода своих кораблей. Он снял на берегу дом и перебрался в него со всей своей миссией. Пароход встал на якорь в трёх кабельтовых. Путятин оговорил с Чихачёвым визуальные сигналы  с берега и с корабля.
 
С убытием адмирала с корабля все вздохнули с облегчением. Путятин, не стесняясь в выражениях, распекал за непорядок на корабле офицеров, делая исключение только для командира, замучил всех артиллерийскими и парусными учениями.

По его приказу на юте установили палатку для походной церкви. Ни одно богослужение без вице-адмирала не проходило. Несчастный Аввакум с тоской смотрел на гичку, которая везла адмирала на корабль.

Ефим Васильевич, обладавший уникальной памятью, знал церковный устав назубок и постоянно шпынял Аввакума за любые  неточности в богослужении, как это бывало ещё на «Палладе».

Продолжение http://proza.ru/2022/07/21/1309