Естественный путь к безбожию

Поляков Виктор Николаевич
               О том, как люди ищут Бога и приходят к Богу, рассуждали практически все русские писатели от Николая Гоголя до Фёдора  Достоевского и все философы от Владимира Соловьёва до Николая Бердяева. В советской литературе уже активно действует герой-атеист. А вот «переходный период» от религиозной жизни к «безбожной» описан скупо. Может быть, самый замечательный по глубине и смыслу фрагмент на эту тему я нашёл в дневниках Михаила Михайловича Пришвина.
Из дневников 1931-1952 Леса к «Осударевой дороге». См. журнал «Наше наследие».11.1990.  Запись от 30 сентября:
                «Люди эти, религиозные или определившие мысль свою проходить в берегах религии, попали в такую муку, о которой когда-то читали в Житиях Святых, но в возможность повторения  в наше время просто не верили. Первое время они, встретив библейскую муку, переносили её геройски, подогревая себя надеждой скорого конца и своего торжества. Так проходили годы, и десяток лет прошёл, и вошли в середину второго десятка, а из мук как-то ничего не выходило, так что муки стали уже обыденностью. Мало-помалу стало очевидностью, что мука эта не имеет конца впереди, а назади всё позабывается, и в воспоминаниях ни плохого, ни хорошего, ничего не встаёт.  Так муки больше не стало. Это оказалась не мука, а такая жизнь, самая настоящая жизнь. Вот тогда только люди эти поняли в самом сердце своём, что всё прежнее кончилось и прошло. И вот именно, что вся сумма страданий не дала никакого смысла, не пошла в заслугу, не перешла в спасение, не дала воскресенья, это самое и открыло глаза, и стало ясным для всех них, что целая эпоха и связанное с нею верование в необходимость духовно целительного страдания  прошла. Тогда ветер, проходящий через пустыню, с этими догоравшими кострами, стал открывать среди них редкие искры, раздувать… там и тут стали появляться люди, проповедующие новую жизнь, в которой больше храмов не нужно, и всё совершенно новое, и песнь другая.

Жизнь Дуни: жила 15 лет, проклиная большевиков и их строительство, и однажды вышла постирать бельё и вдруг увидела плотину, и перешла её и приняла, как свою. Так всё вообще рождается в муках, из чего вовсе не следует, что муки целительны и неизбежны».