Поездка из Мурманска -Россия в Одессу- Украина

Иван Воробьёв
    Июнь 2021-го года.Я в Мурманске получаю из Одессы(Украина) известие о смерти друга.Денег у меня швах.Самолёт дорог,но хотя бы на сорок дней там я должен быть обязательно.В мире КОВИД.Я не близкий родственник.Потому стал готовиться.Получил вторую прививку.У меня, который ходил в моря,остался международный сертификат о прививках.Девочки-медики за улыбку перенесли туда данные под круглые и треугольные печати.
   Звоню по СКАЙПЕ в Одессу.Сына друга прошу сделать приглашение.При приезде в Одессу обещаю отдать денежки.Он :Дядя Ваня,вы меня обижаете.Мне приятно.Звоню сестре в Москву .Скоро буду.Ответ:Ждём.Тоже приятно.
   Время нынешнее полно "цыфры".По интернету смотрю как добраться до Украины. А тут проблема.Поезда не ходят.Только автобусы.
Цены для меня,пенсионера,просто трудные.Автобус по цене поезда.Просто кошмар.Куда скатился мир.
   Я считаю себя продвинутым на компе.Заказываю место в автобусе 24-е,мне дают 99-е. Иду на вокзал в Мурманске.Плацкарт,нижнее,не у туалета.Достаточно дешово.Доволен.
   Через неделю вхожу в комп.С Одессы:Приглашение выслано в Москву.Там Витя,это младший сын умершего друга,он его получил.Встретитесь с ним,он передаст.Я доволен.
   И тут звонок по телефону с Одессы от кума покойного,тоже моего друга,проверенного временем.Говорит:Губу не раскатывай.Майским постановлением правительства России выезд россиян на территорию Украины в связи с КОВИД...запрещён.
     Исключение только для близких родственников.Затем:если есть вид на жительство на Украине.А также собственность.Смерть друга не является пропуском на Украину.Удар обухом по моей бестолковке.Я в шоке.
  Эти отступления от основной темы пусть читающего не смущают.
    Ночь беспокойная и вся в мыслях.Как добраться,если цель поставлена.Билеты куплены.И всплывает ещё одна дата в голове.18 июля 2021 года годовщина смерти моей первой жены.В 2019 я был в Одессе.И захотел навестить могилы тестя и тёщи,которых любил,помнил и почитал.И обидел своим разводом с их дочерью.И тогда я поехал в Очаков,где они похоронены.К Инне Антоновне,моей первой я не обратился.Она замужем за другим,а у меня с ним был конфликт из-за моей дочери. Дело было давнее,но неприятное.
    Тогда в 2019 я приехал в Одессу к Васе и Рае.И попёрся в Очаков.
Почему то в моей бестолковке было то,что они похоронены на новом кладбище.А оно на тот момент было мало.Избороздил я его и вдоль и поперёк.Толку не было.Пришёл на автовокзал.Добраться до Одессы только через Николаев.Добрался усталым.Плохо быть бестолковым.Раечка,жена Васи так и сказала.И посоветовала.Иди к Инне,своей бывшей.Переломи себя.Мы уже в том возрасте.Спросим.Не убьют.И добавила:время лечит убогих и сирых.Я атеист,но не воинствующий.Пошёл.Адрес знал.Дверь открыла.Я её не узнал,как и она меня.Время не молодит,а только старит.
 -Вы из собеса?-
 -Нет.Я от себя.Не узнаёшь.-
  Узнала.-Проходи.-
  Прошли в кухню.Достала из холодильника компот.Мы его попили.Сунул голову её муж.-Кто?-Инна спокойно:-Мой бывший.-Голова исчезла.Вспомнил наверное наш с ним скандальчик.Ну да ладно.Дело давнее.
 Наша с Инной дочь в Америке.Замужем за американцем.Он старше её на 22 года.Надо сказать,что и я не промах.Моя последняя моложе меня на 23 года.Но я с ней разбежался в 2018 году по обоюдному согласию.Она не смогла жить в Мурманске из-за климата.Я В Литве.С видом на жительство,проблемы.Я патриот России.Погоревали,но оставшись друзьями разошлись.И до сих пор в хороших с её литовцами отношениях.Простой литовский народ мне не враг.Литву люблю и уважаю.Ибо её роль в истории России огромна.Но это отдельная тема.
  Итак назад к Инне.Поговорили спокойно.Мама с папой похоронены на старом кладбище в Очакове.Дала телефон Тани.Это дочка сестры моей любимой тёщи,Анны Максимовны.-Позвони,она тебе поможет.- 
 -Сама то как?-
 -Хреново мне.Здоровья нет совсем.-
 От дочки я знал,что ей сделали операцию.Подозрение на рак.Катюша с Америки деньги присылала на операцию.
-Ты то тоже как?.-Сказал,что живу один.Никому не мешаю,и мне никто.Распрощались хорошо.Дала свой Скайпе и телефон.Договорились общаться.Обиды:да я прав,ты не права,давно позабыты.У тебя своя жизнь,у меня своя.Пожелали друг другу здоровья.С тем и ушёл немного в печали.Пришёл к Рае с Васе.Они мне родные и близкие люди.Я всегда у них в Одессе и жил.
 Надо сказать,что ходьба,это единственный спорт в моей жизни.Пешком к Инне Антоновне на улицу Щорса,и оттуда пешком до нынешней Канатной, зарядка для организма поношенного жизнью, прекрасная.Пришёл.Первый вопрос от Раи:-Ну как?-
 -Налей стопочку.Расскажу.-
  Вася:-заодно и мне.-
 Рая:И я с вами за компанию.-
 Раиса Васильевн мать троих хороших сыновей.Одесситка ещё та.Быстро нарезала салатик.Небольшой закусончик.И мой отчёт после первой стопочки.
 Вопрос от Раи:-Поедешь в Очаков на кладбище?.
Ответ._Нет.Сил нет.Дорога туда,когда сворачиваешь на Очаков ужасная.Сидел в маршрутке на колесе.Всего растрясло.А мне,дорогая,уже 70 -сят.-
 И Вася мрачно.-Украина катится в жопу...-
 Немного о нём.Это и есть мой друг,покойный,к которому я и стремлюсь.Вместе с ним мы учились в Одесском мореходном училище рыбной промышленности.Правда в разных группах.Там близки не были.По распределению,когда закончили мореходку,попали в Мурманск.И наша дружба началась именно там.Ждали после своих отпусков назначение на суда.Работали в разных мурманских рыбных конторах.И так получилось,что встретились в гостинице"Полярные Зори".Уболтали администратора поселить в один двухместный номер.Добавлю.Васька,а он всегда после начала нашей дружбы звал меня  Ванька,был очень красивым.Девки,глядя на него были в шоке.Потому администраторша не взяв с нас мзду за поселение и поселила в один номер.Время было зимнее.Назначение на суда затягивалось.Васька приехал без тёплых вещей.Думал,что сразу уйдёт в море.Ан не тут-то было.А у меня индийский свитер.
Тот,кто ходил в моря знает.Отметку в кадрах пропускать нельзя.Я же соня.Как сейчас принято "сова".С Николай Николаичем, в моей конторе Архангельского рыбак- колхоз союза,отношения сложились приятные.Мне подсказали...пьёт.Через бутылку всё и будет хорошо.Так и было.Однажды, опоздав на отметку, я почуял  запах алкоголя.
 Я без стеснения:-бутылка за мной.-
 Потому спал по утрам спокойно.А Васька,покойный мой друг,ходил на отметку в свой Мурманрыбпром в моём свитере.И этот свитер он мне не забыл.Я ушёл в море первым.Свитер ему на память-"забыв".
  В моём рассказе будут отступления от основной темы.Терпи,меня читающий.
 И для тебя краткая справка о себе-любимом.
 Родился 20-го мая 1949 года.В селе Лопухинка,Троснянского района,Орловской области.Сталинское время.Мне было всего три месяца,когда умерла моя мама.Пошла на торфоболота.Надо было работать.Жила три дня в шалашике.Там и нашла её моя бабушка, горящей в простуде.Я не кричал.Просто молчал.Так мне потом сестра говорила.Через пару дней мама умерла.Бабушка не могла держать младенца.Советская власть,которую до сих пор уважаю,взяла меня под своё крыло.Меня отправили в дом ребёнка.Затем в Глазуновский дошкольный детдом,а оттуда в любимою мною Некрасовку под городом Орлом.Детский дом,а затем в 1959 году,Некрасовская школа-интернат.И это время,пока я там воспитывался,до сих пор самое счастливое в моей жизни.Поверьте.
 Ещё небольшое отступление.
От моей мамы у меня и сестры не осталось даже фотографии.В 1940 году,после окончании школы,она с подругой завербовалась на стройку в Севастополь.А в 1941-ом... война.Молодая,красивая,а все мамы красивые,она покорила инженера-строителя.Всю оборону Севастополя,а затем оккупацию,беременная моей сестрой,мазанная сажей,чтобы не приставали полицаи...она дождалась освобождения.Её капитан с простой русской фамилией Капустин,вернулся в Севастополь,но погиб подорвавшись на мине,пересекая одну из бухт Севастополя.Мама одна с дочерью.Тогда все соседи держались дру-друга.И были дворовые дет сады.Но беда в мелочах.Мама ушла на работу,а дети пришли к сестре и стались играть спичками.Пожар.Домик,где жила мама сгорел.Что делать.Мама приняла решение вернуться в Лопухинку,к своей маме.Тогда же из Австрии в 1947 году вернулся её брат,Иван Иванович.Мама мамы жила в блиндаже оставшемся от немцев.Тёплые от буржуек зимой,и прохладные летом.В Лопухинке,если верить,на момент Курской битвы,был штаб немецкой дивизии.Дядя Ваня привёз из Австрии два аккордеона.Продал.И на деньги построил первый деревянный дом в Лопухинке.Мама и поехала к маме надеясь на брата.К тому же,это село.Картошка,капуста...и орехи,грибы,да ягоды.
 Приехала.И в своей судьбе,печальной и слёзной, встретила моего отца.Он,как и брат мамы, тоже воевал.С войны вернулся живым.Работал разъездным киномехаником по сёлам и деревням.А жил не далеко от мамы.Село Лопухинка,это дворов 25.Через поле тропинка на Пятово,где он жил. А через большие поля Слобода,где и была власть деревенская.Трагизм заключался в том,что мама была с довеском,моей сестрой.Мужики в послевоенном Советском Союзе в таких разоренных войной сёлах и деревнях на вес золота.И,что естественно,бабы льнули к ним.А мама знала мужчину в прошлом,в отличии от выросших молодых.Короче слюбились.Что там дальше было,то покрыто временем.А по сельски-деревенски ...меня нагуляла.И потому...брат мамы...со слов злых...маму в свой тёплый дом и не принял.Был он к тому времени женат,ждал ребёнка.
 Мама,моя бабушка с сестрой...в блиндаже немецком.Куда рождённому податься,коли мама умерла.Слава Богу,власть советская была.Маму похоронили.Меня отправили в Болховский дом ребёнка.
Затем по достижению двух или трёх лет в Глазуновский дошкольный детский дом.Там и впервые услышал:Ванечка.Сиротинушка.И ласку поварих,мимо которых пробегал.Тискали.Целовали в макушку.Кормили котлеткой...после которой нянечка на меня ворчала.-Заморыш.Помрёшь,коли не будешь кушать.-А я был сытым.От Глазуновки остались воспоминания.Танки,все во громе по дороге.И мы,малышня,с ладошками у виска.А затем,возможно это было начало августа,мою группу и меня,посадили в бортовую открытую машину...и...увезли из Глазуновки.И привезли в Некрасовский детский дом,что под городом Орлом.В место... самое счастливое в моей жизни.Был солнечный тёплый день.Под аркой в украшениях наша машина остановилась у конторы.Сколько ехали из Глазуновки я не помню.Но встречу в Некрасовке до сих пор.Снимали нас с машины старшие ребята.Нас построили и повели кушать в столовую.У здания был ряд рукомойников.Это только летом.Под присмотром девочек,тоже старших,мы помыли руки.Затем сама столовая.У двери в неё директорша.Она сидела на стуле со связкой ключей в руках.Мы протягивали к ней ручки.И она,гремя ключами...-Проходи-До сих пор помню музыку:Ах,Маша,Маша-,что звучала с патефона.Пишу сейчас эти строки.И вижу всё наяву.Слёзы.Затем отвели нас в барак,где передали в руки наших воспитателей.
  На этом я прерываю свои мемуарные воспоминания и возвращаюсь к основной теме.
 Кто я сейчас для вас.Прямо скажу,человек битый жизнью,но не сильно.Циник.Атеист,но не воинствующий.И тот,кто принимает в своём возрасте жизнь,на данный момент ему данной...как данность времени.
 В ночь отъезда из Мурманска в Одессу провёл беспокойно.Старость не радость,но и не беда.Небольшой рюкзачок.В нём,как раньше говорили,смена белья,да наше время:зубная паста,влажные салфетки,фонарик мелкий,в ком тяжесть для спины не тяжела.
 День настал.Вокзал Мурманска.От террора... метало- кабинки.Плацкарт.Нижнее боковое не у туалета.Почему полюбил нижнее боковое?Отвечу прямо.В СССР я ходил в море.Летал только самолётами.Как моряк-рыбак зарабатывал хорошо.И...вспоминаю смешные цены,при моих деньгах  от рыбы...39-ть рублей до Одессы.Потом они поднялись до 54-х.А затем дикая перестройка.Самое для меня печальное время.Это сейчас открывается многое.Но в моём понятии...преемственность власти для России...просто беда.Андропов в Горбачёве увидел молодость для СССР.А этот для шапки Мономаха был просто комбайнёр Миша,что заработал орден в битве за урожай ещё подростком.И время СССР ему помогло.Поступил в высшее учебное заведение в Москве,уже имея партбилет,как говорил мой друг по Одесской таможне Володя Королевский,хлебной карточкой.А там Раиса Максимовна,дурня этого полюбившего,которому в курсовых и прочих делах помогала.Лукьяненко,придурок негласный ГКПЧ,писал.Она сделала его.Меченого.Не было бы её...вылетел бы,даже имея партбилет.Но...кто виноват от времени,в коим живёт.Судьбы сверху от бога,сомнительно.Все были в партии безбожники.Значит "меченный" для СССР от дьявола?...Возможно.
 И этот "меченый" дьяволом,когда я пишу эти строки ещё жив.А масса советского народа по его милости давно уже сгнила.Опять отвлёкся на"гниду".Много её в истории России.
 Не лежит сегодня душа писать.Ибо всё печально.Завтра день военно морского флота России.Полюбуюсь мощью нашего флота.И выпью за Россию.

   Сегодня 27 -е апреля,2023 года.СВО на Украине.Почему не продолжил писать то,что пережил в июне 2021 года пока всё было свежо вернувшись в Мурманск ...
  Просто не знаю.Замкнуло.
  Сегодня в печали я и продолжу.
   В поезде Мурманск-Москва лёжа на боковом плацкарте я мысленно отрабатывал варианты проблемы на границе.
 Первый:под дурака,когда мне скажут,что нельзя.Я делаю вид,что не понимаю.У меня международны сертификат от КАВИДА. У меня приглашение есть с Украины.У нас,что уже война с Украиной.Мне старику на всё и начхать.Я буду жаловаться.
 Второй,используя первый.На нём и остановился.
 Москва.Я еду к сестре.Я ,круглый сирота,по спискам любимой мной воспитательницы,оказывается имею двух сестёр,двух братьев,по отцу...и одну сестру по матери.Чудеса.
 И они разрешились в 1977 году.
.......................................
 Когда я был в пятом классе в Некрасовскую школу-интернат,(детдом стал интернатом в 1959г.), пришло письмо директору.Письмо было от сестры по матери.Через Красный Крест она нашла меня как брата.Она учится в железнодорожном техникуме в Орле и хотела бы увидеть брата,о котором помнила маленькой.Была и фотография.Директором тогда,если не ошибаюсь,был, Кострица Андрей Фёдорович,дал моему первому воспитателю,Святославу Константиновичу Рогатень,отвести к сестре.
 Вначале,если читаете меня,по приезде в Некрасовский детский дом,моими первыми воспитателями в нём были:Рогатень Святослав Константинович и Марина Фёдоровна Ушакова.
  Святослав Константинович был для нас малышей фигурой значимой.Это был мужчина под два метра.Участник ВОВ.Награждённый.Уже после того ,как я закончил,Корсаковскую мореходную школу приехал в Некрасовку,он в печали вина рассказал,как попал в плен на Курской дуге.Он контуженый.Очухался.Немец,шибздик в плен его взял,руки ему не связал.С дури его всем собой звезданул.Отвагу свою получил.
На момент поездки к сестре,он сам имел двух сыновей.И мы с ним поехали...пешком.
     Некрасовка, как бы клин между оврагом со стороны Орла,
так и ложбиной со стороны деревни Некрасовка и старого аэропорта.
  Милый детдом и интернат.Ты в памяти стари моей.
   
    пр.сл.