С чего начать?

Юрий Матусов
      

        Сегодня можно услышать много нареканий на нынешнюю молодёжь. Молодёжью недовольствовались всегда. Доказывающий это эпизод у меня размещён в конце рассказа «Андрианов». Поэтому сам факт многочисленных осуждений в адрес подрастающего поколения – это норма жизни. Другое дело, что культурный, интеллектуальный и нравственный  уровни сегодняшних молодых людей действительно значительно уступают молодёжи советского времени. А патриотизма и взаимного уважения хотелось бы побольше, не правда ли? Что делать? Этот традиционный русский вопрос очень непростой.
        В конце прошлого века я гостил у своего друга Нури в Сухуми. Идём мы по улице и видим, как с одним из прохожих встречные люди подобострастно раскланиваются.
–  Кто это? – спрашиваю я у друга.
–  О! Это школьный учитель, – отвечает Нури.
–  Он чем-то знаменит?
–  Это учитель младших классов! Главный человек в школе после директора.
–  Почему главный?
–  Сам подумай, он учит ребёнка читать, писать, считать. Самому главному учит! А чтобы торговать потом мандаринами или варить мамалыгу разве нужна тригонометрия и прочая мура?
        На этом наша беседа, конечно, не закончилась, но она послужила поводом для моих раздумий по поводу важности того или иного предмета в школе. Я пришёл к мысли, что у нас роль учителя начальных классов принижена. Ведь, действительно, учитель младших классов стоит у истоков формирования характера и мировоззрения ученика, а к учителям старших классов приходят уже почти сложившиеся личности. Нам необходимо увеличить престиж и ответственность учителя начальной школы.
        Воспитательная роль родителей ещё важнее. В семидесятых годах прошлого века, будучи деканом факультета в Институте киноинженеров, при одной из проверок студенческого общежития (на Бухарестской улице, дом 150) я увидел рядом с вахтой своего студента-узбека, сидя ожидающего телефонный разговор с Ташкентом. Когда Ташкент ответил, этот юноша стремительно вскочил со стула и с телефонной трубкой у уха стал отбивать поклоны и весь разговор провёл стоя. Вахтёрша предлагала ему стул, но узбек категорически отказывался присесть. Оказывается, он говорил с мамой, называя при этом маму только на «Вы». Конечно, узбекская мама не могла видеть его поклонов, такое поведение студента было следствием высокого уровня домашнего воспитания, привычки, закреплённой с детства на всю жизнь. Я с восхищением рассказал об этом случае своей сестре (Нине), а её муж Николай Гончарук, выросший в украинской деревне, сказал: «Так это вы – русские – говорите маме „ты“, а у нас, в Кодыме, разговор с мамой ведётся только „на Вы“ и только стоя». Быть может, Николай немного утрировал, но как это красиво!
        А ведь до революции в культурных семьях у нас тоже было так. И сын, говорящий с мамой «на Вы», никогда не замахнулся бы на неё топором, как теперь мы иногда узнаём о подобных случаях из телевизионных новостей или газет. Так почему бы нам не попытаться вернуть утраченные элементы высокой культуры общения, начиная с детских садов и школ и, конечно, с самих родителей?!  А все ли родители думают об этом? Приведу, к примеру, близкую к истине ситуацию из анекдота.
        Учительница в шоке от того, что она услышала из уст первоклассника.
– Так нельзя говорить! Где ты слышал это некрасивое слово? Кто так говорит?
– Папа.
– А ты знаешь, что это слово обозначает?
– Знаю. Значит, опять машина не заводится.
        У сегодняшних учеников школа отнимает детство, поскольку школьные программы излишне перегружены. В обычных школах стало модно вводить второй иностранный язык. А так ли это нужно, если практика показывает, что по окончании школы выпускник, как правило, и на одном-то иностранном языке хорошо говорить не может? Здесь речь, конечно, не идёт о специализированных школах. А разве не достаточно было бы лишь поверхностных знаний по вышеупомянутой, к примеру, тригонометрии для будущего актёра, музыканта, животновода, повара, модельера, парикмахера, художника и т. д.?  Вероятно, после восьмого класса надо уже учитывать склонность ученика к той или иной профессии.
        И необходимо бОльшее внимание патриотическому воспитанию. Не менее образованности для молодого человека  необходима и нравственность. Причём ученикам надо внушить, что мало просто любить Родину, надо, чтобы она гордилась ими!
        Что же необходимо сделать немедленно:
1)Ввести раздельное обучение (по крайней мере, в городских школах); в мужских школах необходимо ввести уроки военного дела, а в женских - уроки по домоводству; Об этом я сделал отдельную публикацию “Раздельное обучение”;
2)Вернуть школьную форму;
3)Запретить преподавание в школе второго иностранного языка;
4)Сделать необязательным посещения уроков по физкультуре для занимающихся в  спортивных секциях; уроки по физкультуре проводить на последних часах занятий. Об этом я сделал отдельную публикацию “Физкультура”;
5)Сократить курс ОБЖ до одного года;
6)В городских школах передать школьные учебники (вместе с другой литературой если она есть) в районные библиотеки. Об этом я сделал отдельную  публикацию
“Я плохой”;
7)Возродить организацию типа пионерской, воспитывающую патриотизм, коллективизм и  взаимное уважение.
8)Убрать из интернета все неприличные изображения и фильмы с пометкой 18+, осуществляя их демонстрацию только в кинотеатрах, где можно проконтролировать возраст зрителя.
.
             Вот, хотя бы это, для начала.