Авиатор

Борис Аверин
   
                АВИАТОР
                ПОВЕСТЬ

                ГЛАВА ПЕРВАЯ
                ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК
   Владимир Сергеевич, выйдя из автобуса, не спеша, направился домой. Обратил внимание на неторопливое движение прохожих. Раскалённый за день асфальт не позволял остывать воздуху, хотя солнце уже клонилось к закату. Южная жара, отбирая у людей энергию, замедляла жизнь.
   
   В его кармане завибрировал телефон. Остановился, подойдя к стене дома, чтобы не мешать прохожим. Услышал, как показалось ему, знакомый голос.
- Приветствую Вас, Владимир Сергеевич!
- Василий Петрович! – С восторгом ответил он. – Сколько лет, сколько зим, не слышал и не видел Вас. Как Вы? Не сомневаюсь в Вашем здоровье!
- Здоровье в порядке, Владимир Сергеевич, — услышал ответ. – А как Ваше здоровье? Ещё работаете?
- Здоров по возрасту! Вы, наверное, помните моё увлечение авиамоделизмом? Работаю в клубе «Авиамоделист». Учу молодёжь, помогаю советами опытным авиамоделистам.

   - Извините, но, нужна Ваша помощь.
- Чем могу помочь?
- Я с товарищами летаю на самолёте Як пятьдесят два. Мы, пилоты-любители, купили его несколько лет назад, при закрытии аэроклуба ДОСААФ. Когда-то, Вы там работали.

   Нужно на самолёте найти причину неисправности. Два дня назад, после взлёта заклинило сектор газа. Пришлось заходить на посадку на взлётном режиме.
   - Справились, не поломали самолёт?
   - Нормально! Но, пришлось пережить несколько тревожных минут. Чтобы не росла скорость, выпустил шасси. После четвёртого разворота остановил мотор выключением магнето и пожарным краном.

   - Понял Вас, Василий Петрович. В субботу могу посмотреть!
   - Я подошлю за Вами машину.
   - Нет, не нужно. Я подъеду на своей шестёрке, часиков в девять.
   - Огромное спасибо, Владимир Сергеевич. Будем ждать. До свидания!

   Телефонный разговор всколыхнул в памяти давние события. Он вспомнил, как многие годы, работал в аэроклубе авиационным инженером. С распадом страны работа аэроклуба замерла. Задержки снизившейся зарплаты заставили искать другую работу, чтобы год дотянуть до пенсии.

   Ему, чемпиону СССР по авиамодельному спорту, были рады в авиамодельном клубе, который он прославил на всю страну. Со школьных лет, до поступления в авиационный институт, увлечённо строил авиамодели. Участвовал в соревнованиях различного уровня. Перед окончанием школы стал мастером спорта по авиамоделизму.


                ГЛАВА ВТОРАЯ
                ВОСПОМИНАНИЯ
   Жигули свернули с шоссе на лесную дорогу. В утренний, субботний час, она была свободна. Пейзаж, увиденный из автомобиля, взволновал Владимира Сергеевича. Сердце забилось ритмичнее. Он почувствовал огромное желание, скорее увидеть своё прежнее место работы. Хотелось увеличить скорость машины, но извилистость дороги, её крутые повороты, сдерживали его.

   В памяти всплыли события, которые, как проезжаемые повороты петлистой дороги, изменяли направление его жизни.
Окончание авиационного института с отличием! Начало работы на авиационном заводе в большом городе. Но, смерть отца потребовала возвращения в отчий дом к маме с его братом школьником.

   Приехав домой, устроился в аэроклуб. Ему предложили должность начальника авиационной службы. Быстро изучив конструкцию поршневых самолётов аэроклуба, требования к их эксплуатации, с молодецким задором взялся за новое дело. Инженерная подготовка, аккуратность в работе, заботливое отношение к техническому составу, высоко подняли его авторитет.

   После работы на аэродроме, он поспевал на занятия в авиамодельном клубе. Он не был там новичком. Время шло. Женился, родился первенец. Жене нужна была помощь. Он прекратил любимое дело.

   Однажды, лет пять, семь назад, просматривая журнал, увидел фотографию самолёта – самоделки. Возникла идея – построить подобный самолёт, и летать на нём. Собрал библиотеку специальной литературы и изучил. Особенно внимательно отнёсся к проектам сверхлегких самолётов.

   Задумал спроектировать свой самолёт. Сидел за письменным столом допоздна. Чертил, делал расчёты. Не всё сразу получалось. Но, он не бросал начатого занятия, настойчиво шёл к цели.

   Воплощение мечты в жизнь требовало больших материальных затрат. Чтобы не ущемлять семью в деньгах, подрабатывал. В свободное время ремонтировал автомобили.

   Подготовил место строительства аэроплана. Расширил и удлинил гараж, закупил, необходимый инструмент и материалы. Приступил к изготовлению задуманного самолёта-малютки.
Воспоминания скоротали дорогу. Он подъехал к аэродрому.

                ГЛАВА ТРЕТЬЯ
                РЕМОНТ САМОЛЁТА
   Ворота на въезде на аэродром были закрыты, но замка не было. Владимир Сергеевич вышел из автомобиля, отворил одну створку, и, медленно, въехал на территорию частного аэроклуба.

   В глаза бросилась дорога, ведущая от ворот, влево, по опушке леса. - Там был склад ГСМ, — подумал он, и увидел, на том месте строительство двухэтажного здания.

   Проехал мимо одноэтажного небольшого дома. - Это был штаб аэроклуба, — вспомнил он.
Дорога была неровной и заросшая травой.

  - Редко ездят по этой дороге. Раньше она вела к стоянке самолётов, — размышлял водитель автомобиля. - А, вот, и стоянка! Но, что это? На ней всего только три самолёта! Где остальные? Их было не менее пятнадцати!

  У одного из трёх Як – 52, красиво раскрашенного в цвета флага России: красный, синий и белый, с бортовым номером 8937014 ФЛА РФ, стояли двое высоких, стройных мужчин.
Встреча людей, знавших друг друга, но, не видевшихся несколько лет, была очень тёплой. Радость была искренней. Владимир Сергеевич вспомнил Василия Петровича, преподавателя из Политехнического института и Михаила Николаевича, начальника милиции Центрального района города. В ту пору, в аэроклубе ДОСААФ, они начинали летать.

Быстро перешли к делу. Василий Петрович подробно рассказал, что произошло в злосчастном полёте.
   - Повезло Вам, Василий Петрович! – Улыбаясь, тихо сказал авиационный инженер,
   — Умение пилотировать, и хладнокровие, спасли жизнь Вам, и самолёту.
   - Я, кроме полётов, — вступил в разговор Михаил Николаевич, — работаю механиком самолёта.
   - Механик – самоучка! – Пошутил гость.
   - Срочную служил механиком на Ту – 95. – Без улыбки ответил Михаил Николаевич.

   – После той посадки проверил систему управления двигателем, но причину заклинивания руда, не нашёл.
   - Хорошо. – Подытожил Владимир Сергеевич, — я переоденусь. Покажите, где самолётный инструмент? Как сделаю, позвоню, Василий Петрович. Вы оба можете уезжать с аэродрома.

   - Я буду работать с Вами, — ответил Михаил Николаевич. Оставшись вдвоём у неисправного крылатого аппарата, Владимир Сергеевич переоделся в комбинезон. Когда взял в руки отвёртку, чтобы вскрывать лючки доступа к системе управления двигателем, ощутил себя тем специалистом, которым был много лет назад.

   Он вспомнил схему, в которой произошёл сбой в работе. В голове возникла логическая цепочка действий по определению неисправности. Владимир Сергеевич с большим желанием, увлечённо работал на самолёте. Через час работы подобрался к месту неисправности. Оно было в труднодоступном месте. Чтобы его увидеть, пришлось снять несколько агрегатов в моторном отсеке, перед пилотской кабиной.

   - Причиной лётного инцидента стала "заёршенность" троса управления двигателем! Смазка высохла. Её давно не меняли! – Громко сказал мастер своему помощнику.
Накануне, обдумывая возможные причины отказа техники в небе, предполагал, что может потребоваться новый трос. Взял с собой из запасов материала строящегося самолёта.

   Смазав нужные места системы управления мотором, заменил трос. Поставил снятые агрегаты и боковую панель в кабине. В конце работы, к самолёту подъехал легковой автомобиль. Из него вышел Василий Петрович.

   - Во время я, – пошутил он. – Можно взлетать, как вижу! Быстро вы вдвоём управились!
   Втроём зачехлили самолёт. Василий Петрович достал деньги для расчёта за выполненную работу.
   - Что Вы, Василий Петрович? Уберите! Не позорьте меня. – Не довольным тоном заявил мастер. – Я должен был выручить Вас! Сколько лет мы знакомы!
   - Огромное спасибо Вам, Владимир Сергеевич!
   - Летайте, в удовольствие! Хороший самолёт. Очень красивая у него раскраска.

   - Вы сказали о полётах, Владимир Сергеевич. – Подхватил тему разговора Василий Петрович. - Если мы попросим Вас поработать механиком на этом самолёте? – И, сделав короткую паузу, добавил, — но, только с оплатой Вашего труда.

   Предложение было неожиданным для Владимира Сергеевича. Он задумался.
– Деньги нужны для завершения постройки и начала испытаний самолёта на земле, – мысль пронеслась в голове инженера. - Могу работать во время скорого отпуска.
- Мы летаем не ежедневно, — продолжил беседу Василий Петрович, — наша группа, пять человек, но летают в смену не более двух, трёх человек. Все работают, бывает сложно выкроить время для полётов. Они занимают по времени не более трёх часов. Правда, в субботу и воскресение, если позволяет погода, мы летаем всегда.

   - Хорошо! - Медленно, будто обдумывая слова, отвечал Владимир Сергеевич. – Смогу выполнить Вашу просьбу, но только во время отпуска. Начнётся он со среды, двадцать восемь календарных дней.

   - Замечательно! – Радостно воскликнул Михаил Николаевич. - Буду ждать Вас у самолёта в среду. Передам Вам технику! Время назначите по телефону.

                ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
                ОСМОТР САМОЛЁТА
   В среду, в назначенное время, Владимир Сергеевич был на аэродроме. Самолёт был расчехлён. Опершись на законцовку левой плоскости, стоял Михаил Николаевич.
- Давно меня ждёте? – Подавая руку, спросил инженер.
- С утра! – Пошутил пилот – любитель. – Мы решили, сегодня не летать, чтобы Вы, Владимир Сергеевич, осмотрели авиационную технику. Я здесь, чтобы ответить на возникшие у Вас вопросы.

   Вскоре началась совместная работа двух мужчин, влюблённых в авиацию. Они были разного возраста. Имели образования разных направлений. Один был авиационным инженером, другой связал свою жизнь с милицией. Прожил в ней большую жизнь. Не раз рисковал жизнью в борьбе с преступниками.

   Их объединяло увлечение авиационной техникой. Они относились к самолёту, как живому существу: заботливо и бережно. Один из них, взлетая в небо, доверял ему свою жизнь. У другого авиатора была цель: добиться, чтобы крылатая машина была исправна и надёжна.

   Двое специалистов быстро открыли все лючки, сняли створки капота с двигателя, обнажив сердце аэроплана, мотор. Владимир Сергеевич приступил к осмотру авиационной техники. Он очень внимательно осматривал все узлы и агрегаты. Иногда просил Михаила Николаевича сесть в кабину и двигать различными органами управления самолёта, двигателя. Тут же записывал увиденное состояние в тетрадь.

   Михаил Николаевич впервые видел скрупулёзную работу авиационного техника. Он много раз осматривал самолёт, но сегодняшний осмотр, был учёбой. Завершив осмотр состояния самолёта, Владимир Сергеевич оценил его эксплуатационное состояние.

   - В целом, ничего. Троечку можно поставить за содержание техники. Мне теперь требуются паспорта всех агрегатов, чтобы видеть сроки их эксплуатации. Возможно, у некоторых из них, он истёк, а самолёт летает, пока не произойдёт отказ?

   Вопрос поставил Михаила Николаевича в тупик. Самолёт был приобретён за плату в аэроклубе, в котором когда-то, давно, Владимир Сергеевич был начальником инженерно - авиационной службы. Будущие пилоты самолёта, покупая его, не получили требуемые сейчас документы.

   - К сожалению, Владимир Сергеевич, таких документов я представить Вам не могу. Нам их не выдали при покупке самолёта.
Возникла пауза. Владимир Сергеевич смотрел в свои записи и размышлял о том, что при оформлении продажи самолёта покупатели были обмануты за некомпетентность.

   - Ладно! – Нарушив молчание, задумчиво произнёс авиационный инженер. – Будем исходить из реальности. Несколько дней лётной группе придётся посидеть на земле. Я вижу, что мне необходимо позаниматься самолётом.
- Да, конечно, — согласился пилот. – Мы, в это время, с руководителем группы, будем готовиться к полётам.

                ГЛАВА ПЯТАЯ
                ПОЛЁТЫ
   Через два дня, Василий Петрович и Михаил Николаевич с руководителем группы, рано утром, были на аэродроме. Подъехав к самолёту, увидели необыкновенную картину. Площадка, на которой стоял самолёт, была выровнена. Трава скошена вокруг на расстоянии, не менее двадцати метров. Самолёт стоял на небольших квадратных площадках из досок. На патрубке цилиндра двигателя, из которого всегда капало масло на носовое колесо, была надета обрезанная пластиковая бутылка, в неё стекали капли масла. Колесо было чистым.

   Ещё большее удивление испытали пилоты, когда один из них сел в кабину, а другой расположился с руководителем группы на плоскости самолёта для проведения предполётного тренажа.

   Плексиглас фонаря кабины сверкал чистотой. Аварийные выключатели и рычаги были законтрены. На стёклах приборов пилоты увидели тонкие красные чёрточки минимальных и максимальных показаний.

   Пилотам нравились эти изменения. Настроение было приподнятым.
Шли дни. Почти ежедневно, с восходом солнца, у самолёта, подготовленного к полётам, Владимир Сергеевич ждал пилотов – любителей.

   Выбравший, в юности, профессию авиационного инженера, он размышлял о том, что за короткий период истории, авиация объединила в себе: и науку, и отрасль экономики, и вид Вооружённых Сил. Он духом и сердцем врос в неё.
Его всегда манил аэродром свежестью воздуха, гулом авиационных моторов, необыкновенным запахом самолётов.

   Он прежде восхищался пилотами - спортсменами. Видел в них особых людей. Каждый отрыв от земли, подъём в небо, мог закончиться падением, увечьем, смертью.
Парни, казавшиеся бесшабашными, в критических ситуациях становились собранными. В них не было страха. Пилоты сдерживали эмоции и принимали правильные решения. Небо делало их общительными, дружелюбными, лишёнными жадности, сварливости и зазнайства.

   Сейчас жизнь свела его с пилотами – любителями, людьми значительно старше пилотов - спортсменов. Это опытные специалисты разных профессий, далёких от авиации, – размышлял Владимир Сергеевич. - Небо привлекло их простором, бесконечностью высоты и свободы. Чтобы испытать чувства, которые возникают только в полёте, они много времени посвящают подготовке к полётам. До начала повседневной работы, с рассветом, приезжают на аэродром, чтобы успеть насладиться послушностью крылатой машины, высотой и безбрежностью неба.

   Как правило, с руководителем группы, на полёты, приезжали двое пилотов. Руководитель проводил с ними занятия в кабине самолёта, давал указания, занимал место у радиостанции. Начинались полёты.

   Позже, за полчаса до назначенного времени взлёта, определяемого плановой таблицей полётов, иногда, приезжали другие пилоты – любители. Пока Владимир Сергеевич подготавливал летательный аппарат к очередному вылету, руководитель группы занимался предполётной подготовкой с очередным пилотом.

   В процессе полётов Владимир Сергеевич помогал летчикам надеть подвесную систему парашюта, застегнуть привязные ремни, контролировал их действия.
После завершения полёта руководил заруливанием самолёта, помогал пилотам покинуть кабину. Спрашивал о замечаниях в работе техники, просил расписаться в журнале подготовки самолёта к полётам.

   Профессиональная аккуратность временного механика самолёта учила пунктуальности пилотов – любителей. После окончания полётов, час - полтора, он работал на самолёте. Из смены в смену, аэроплан летал безотказно.

   Приближалось окончание отпуска Владимира Сергеевича, а с ним и расставание с пилотами-любителями. Он часто задумывался о возможных последствиях полётов на самолёте, давно списанном по выработке ресурса, но продолжающем полёты.

   В нелётный день группы, инженер открыл доступ ко всем узлам планера самолёта. Вооружившись мощной лупой, он осматривал их на наличие трещин.
Его предчувствие не было напрасным. Он нашёл трещину в месте крепления стабилизатора.

   - Вовремя я обнаружил опасный дефект! – Подумал авиатор. – В каком-то из очередных полётов количество взлётов самолёта стало бы на один больше посадок. Если продолжить летать, трагедия неминуема!
Опасное место пометил, обведя его красной краской. Поставил снятые детали на свои места, зачехлил самолёт и позвонил Василию Петровичу.

   - Конечно, можно искать новый узел. Заменить им повреждённый. Но, Василий Петрович, где гарантия, что вскоре не появятся новые трещины в других местах планера? – Возбуждённо говорил в трубку Владимир Сергеевич. – Предлагаю, не искать замену этому узлу, а поставить самолёт на вечную стоянку! Он своё отлетал! Даже больше, чем было положено! Вы, понимаете, что он давно был списан по старости! Главное, чтобы были живы все вы!

                ГЛАВА ШЕСТАЯ
                АВИАЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК
   Оставшиеся три отпускных дня конструктор провёл в гараже. Завершал обтяжку полотном хвостового оперения летательного аппарата.
   - Скоро День воздушного флота, — думал Владимир Васильевич, — пожалуй, успею закончить работы в гараже, и начать сборку самолёта на аэродроме.

   Он рисовал в воображении картину собранного аэроплана. – Можно будет выставить его для обозрения в ряду с летательными аппаратами, участвующими в празднике.
Он помнил, как интересно, в аэроклубе ДОСААФ, проходили эти праздники. На аэродром стекалось огромное количество народа. Публика с интересом осматривала авиационную технику на земле, и восторгалась красотой полётов пилотов-спортсменов.

   - Может быть, теперь той красоты праздника не будет? – Размышлял он. – В любом случае, к празднику, соберу самолёт.

   Сконструировать, построить все детали крылатой машины своими руками, собрать их в единое целое, посильно только человеку - мечтателю со светлой головой и золотыми руками. Таким, и был ветеран – авиатор!

   Владимир Сергеевич радовался, что вскоре маленький, красивый самолёт будет готов к полётам. Думал о его пилотировании.
   - Я, опытный авиационный инженер. Но, летать на самолёте, управлять им, это совершенно другое, – размышлял конструктор. Выбрал из книг своей авиационной библиотеки те, по которым решил изучить технику пилотирования самолётов. Вечерами читал их, мысленно представлял себя в кабине своего летательного аппарата.

   - Не Боги горшки обжигают! Не первый и я из авиаторов, которые построили в одиночку самолёты, и полетели на них без инструктора. – Мыслил инженер.

   Пришёл ожидаемый праздник, День воздушного флота. Разноцветная лента автомобилей, велосипедов, мотоциклов, вилась по дороге к аэродрому. Голубое небо, и солнце, предвещали прекрасную погоду, необходимую для праздника.

   Группа пилотов-любителей шла к своему самолёту. Красивая его раскраска была скрыта чехлом. Они тоскливо смотрели на крылатую машину, которая несколько лет дарила им радость полёта.

   Подойдя к нему ближе, увидели неожиданную картину. За Як-52 стоял очень маленький самолёт. Его необычный вид. Прежде всего, крохотный размер, миниатюрность в сравнении с их яком, восхитила их. Он всецело завладел их вниманием и прогнал тоску, вызванную не праздничным видом «соседа».

   У «самолёта-малыша» пилотов встретил Владимир Сергеевич. Его лицо украшала улыбка, он был рад своим коллегам.
   - Владимир Сергеевич, с праздником! – Пилоты пожимали его сильную руку. – «Малышок», это Ваше чудо?

   Пилоты-любители с интересом осматривали самолёт-малютку. Конструктора засыпали вопросами о его детище. Тот подробно рассказывал о самоделке, о которой ранее, никогда не делился.

   - Неужели, такой миниатюрный, способен летать? – Рассуждал Василий Петрович. – Очень короткий фюзеляж. Достаточна ли эффективность рулей высоты?
   - Рассчитывал. – Твёрдо парировал сомнения конструктор. – Должна быть достаточной!

   Владимир Сергеевич занял место пилота в своём «малыше». Мгновенно запустил мотор. Несколько раз изменял режим его работы. Поднял левую руку вверх, запрашивая выруливание у собравшихся зрителей. Один из пилотов, вытянув левую руку, разрешил руление.

   Маленький самолётик, покачиваясь, медленно двигался к месту экспозиции техники, прилетевшей с других частных аэродромов. На линии демонстрации самолётов, он вызвал у посетителей праздника, огромный интерес.

                ГЛАВА СЕДЬМАЯ
                ПОЛЁТ
   После праздника, на третий день, Владимир Сергеевич приехал на аэродром после работы, вечером. Аэродром был безлюден. Вечер был тихим. Запустил мотор, прогазовал, и порулил на взлётно-посадочную полосу. О своём намерении поднять самолёт в воздух никому не говорил. О планах не знал никто из знакомых, даже жена. Он представлял, что от полёта его будут отговаривать из-за отсутствия опыта пилотирования. В нём не было страха. Был уверен, что задуманное получится, и был спокоен.

   Выполнил несколько пробежек по земле. Разгонялся. Останавливался. Разворачивался. Вновь выруливал на линию старта, и, снова разбегался. Техника работала надёжно. Она вселила в него уверенность в успешном выполнении полёта.

   Звук мотора привлёк внимание сторожа, единственного человека на аэродроме. Он быстро шёл к месту, удобному для наблюдения за необычно маленьким самолётом.
Аэроплан непродолжительно бежал по взлётной полосе, оторвался от земли, и медленно набирал высоту. Набрав метров тридцать, сорок, как казалось сторожу, он, будто остановился. Необычное поведение самолета в воздухе насторожило мужчину.
- Что - то не так с техникой! – Пронеслась мысль в его голове. Самолёт мгновенно опустил нос и, заметно увеличивая скорость, полетел к земле. До него донёсся звук удара.

   Свидетель трагического завершения полёта необычного самолёта вытащил из кармана брюк мобильный телефон. От волнения руки тряслись. Он с трудом набрал номер службы спасения.

   Приехавшая медицинская бригада констатировала смерть авиатора.

   После его похорон, пилоты рассуждали о возможной причине трагедии. Мнения были разные.
 
   Что произошло, в начавшемся полёте, к которому, не менее пяти лет, шёл Владимир Сергеевич? Ответ, он унёс собой.
                Б. Аверин
                01.03.19.