Выставка братьев Морозовых в Пушкинском музее

Вячеслав Суханов
Культура
Вячеслав СУХАНОВ
БРАТ ИВАН. КОЛЛЕКЦИЯ БРАТЬЕВ МОРОЗОВЫХ

О выставке коллекции французского импрессионизма (и не только) братьев Михаила и Ивана Морозовых громко заговорили еще в феврале, сразу после начала специальной военной операции на Украине...

Коллекция Михаила и Ивана Морозовых, собранная ими в конце XIX века - начале XX века, в 1918 году была экспроприирована большевиками, а гораздо позже распределена между тремя главными музеями страны, ныне Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей и Эрмитажем.
И тут ее вновь, впервые за долгие годы, соединили и отправили показывать во Францию (то ли похвастаться, то ли деньги заработать). Там она произвела такой фурор, что по просьбе принимающей стороны, была продлена еще на месяц (выставка открылась в фонде Louis Vuitton 22 сентября 2021 г. и работала до 22 февраля 2022 г.; из-за большого интереса публики ее продлили до 3 апреля).
И тут 24 февраля - война, в которой приняла опосредованное участие и Французская республика, поставляющая Украине оружие. Началась травля русских людей за границей, конфискация их собственности, даже заморозка государственных золотовалютных резервов Банка России. Поэтому появились вполне обоснованные опасения, как бы коллекцию тоже не «прихватизировали», подобно тому, как еще в 2014 году в Голландии задержали и до сих пор удерживают коллекцию скифского золота, привезенную из музеев Крыма, ставшего российским.
Но, слава Богу, остатки совести у французов остались – картины и скульптуры окружным путем все-таки вернулись на родину, в Москву. И тут кто-то правильно решил, что наш зритель ничуть не хуже французского, а, значит, пусть посмотрит эту выставку тоже. И выставили ее в ГМИИ им. Пушкина.
Где я ее посетил и увидел…

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 67 работ из Эрмитажа, 63 – из Третьяковской галереи и 103 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М. Дени, А. Сислея, К. Писсарро, П. О. Ренуара, К. Моне, П. Синьяка, А. Майоля, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, В. Васнецова, К. Коровина, И. Левитана, М. Шагала, Б. Кустодиева, В. Серова, С. Виноградова, В. Сурикова и других художников» (с сайта ГМИИ им. Пушкина).

Помня об огромных очередях в филиал Третьяковской галереи на выставки Серова и Айвазовского, билет на выставку коллекции братьев Морозовых я заказал в интернете. Чтобы не стоять очередь в кассу.
Но без очередей не обошлось. Одна стояла в кассу, отдельно – с электронными билетами.
В этой очереди ко мне сбоку подошла пожилая женщина маленького роста, но предельно сурового вида, и спросила с интонацией Лаврентия Берии, допрашивающего Тухачевского:
- У вас билет на какое время? (по-видимому, пытаясь влезть в очередь впереди меня).
- А вы что, прокурор?! – ответил я вопросом на вопрос не менее сурово, пытаясь скрыть, что пришел слишком рано.
Женщина испуганно посмотрела на меня снизу вверх и тут же куда-то ретировалась…

Но раньше всех меня на выставку все-таки не пропустили. Охрана музея вежлива, но неприступна. Пускает чисто за пятнадцать минут до времени, указанного в билете. И этого времени, естессственно, не хватает, чтобы справить малую пенсионерскую нужду и помыть после этого ручонки. Поэтому сразу прохожу в музей.

В первом зале вижу, к своему удивлению, не французов, а картину нашего Нестерова, небольшой вариант «Видения отроку Варфоломею». И только дальше - знаменитые картины Ренуара, возле которых все фотографируются (фотографировать разрешают, но без фотовспышки). Я не утерпел и тоже фотозапечатлелся.
А потом - наотмашь по восторженной психике – ШЕДЕВРЫ: скульптура Родена, картины Моне, Сезанна, Матисса, Ван Гога, Гогена, Марке, и снова Ренуара…
А еще единственная в российских музеях работа модного нынче Эдварда Мунка …
А рядом наши Серов, Суриков, Кустодиев, Сарьян, первый русский импрессионист Константин Коровин, Наталья Гончарова, о двух выставках которой я писал ранее.
Но, пожалуй, больше всех мне понравились два великолепных пейзажа моего самого любимого французского художника - Камиля Писсарро, работы которого я помню еще по Эрмитажу.
И картина Альфреда Сислея, любимого мастера нашего замечательного сергиево-посадского пейзажиста, заслуженного художника России Валерия Секрета.
Божественно!

А «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне!
А «Девушка с веером» Поля Ренуара!
А «Девушка за пианино» Поля Сезанна!
А «Яблоня после дождя» Михаила Ларионова! Кстати, кто не знает, - мужа Натальи Гончаровой.

И открыл, разумеется, для себя, не слишком просвещенного в искусстве, новые имена: Андре Дерен, например.

А вот Пикассо обидели. Я увидел три его картины. Одну («Арлекин и его подружка») вывесили в уголочке, в простенке, другую, самую знаменитую «Девочка на шаре», - почему-то в коридоре, чуть ли не на лестнице. И только кубистическую работу («Портрет Амбруаза Воллара») выставили так, как она того и заслуживает. Я обиделся за Пабло. Ну, нехорошо…

Еще заметил, что в первых залах было довольно оживленно, а в залах чуть подальше людей все меньше, а, значит, можно было подойти к картинам поближе, прочитать надписи, посмотреть МАЗОК кисти великих художников, чьи косточки давно истлели, а картины висят, радуют людей и выглядят, как только что написанные…

Короче, занимайтесь творчеством, искусством, господа! Ваши работы останутся в Истории, а, значит, о вас будут помнить вечно. Как сказал о моей книге мой приятель, кандидат исторических наук, Владимир Ткаченко: «Кто попал в книгу Суханова, тот останется в Истории. А кто не попал – тот пролетел…»

После выставки я, по своему обыкновению, купил пару магнитиков на холодильник с видом музея и картиной Клода Моне, а затем пошел искать буфет. Узкий коридорчик в подвале и столы с удобными диванчиками в один ряд. В конце – буфетная стойка.
Взял капучино и пирожное. Оценил: вкусно.
И, удовлетворенный всем просмотренным и съеденным, поехал домой.
Писать то, что вы сейчас читаете…

15 июля 2022
Лоза