Мои придворные музеи

Наталья Коноплева-Юматова
      Давным-давно, лет пятьдесят тому назад, когда Музей народов Востока ещё находился в прекрасном особняке на улице Обуха (позже был отдан посольству), мне довелось работать неподалёку, поэтому он был для меня «придворным» музеем, где я частенько бывала и на выставках и просто так, например, в обеденный перерыв. Перевод музея на Суворовский бульвар принимала трудно — никакого сравнения! Эти узкие коридоры и закутки, эти белёные стены — и тот волшебный дом, атмосфера которого была частью интерьера!.. Но со временем, когда музей обжился на новом месте, привыкла и долгие годы ходила в него и на лекции, и на выставки. А какие книги продавались в его фойе!..  А сколько знакомств было заведено именно там – возле книг и на лекциях!.. Хорошее было время!.. Удивительно, но в моей жизни это был не единственный «придворный» музей! – И возле театрального музея Бахрушина довелось поработать, даже в разное время. Но здесь важнее давнее время, жадное до впечатлений и знаний. Однако Бахрушинский не стал таким родным, как музей народов Востока (и Рериховский тоже)... Ещё один важный для меня музей это— биологический музей им.Тимирязева, где ежегодно в марте проходили выставки камней. Недалеко от него проработала много лет... А к камням была приведена ещё в детстве, которое проходило и в стенах Московского геолого-разведочного института, где работала моя мама. В музее этого института я частенько бывала, когда мама вынуждено приводила меня на свою работу. А какие там были камни!.. С тех самых пор я и полюбила камни — не те, что в украшениях, а те, которые выглядят простым булыжником, а на срезе — картина — моховый агат, например! Вот где чудо!..  Но вернусь к музею Рериха. Это тоже особое место. И когда ходила на лекции в него, то выбирала себе место — среди картин! — чтобы видеть какие-то работы, которые хотелось именно в этот день... С именем Рериха у меня связано много воспоминаний, но, так получилось, что есть и стих, который начинается словами — «Розовое небо, как у Рериха! Почему художникам не верите? И на этом розовом деревья вплавлены ветвямя акварельно...» Такая вот получилась история. А напомнил мне об этом периоде жизни просмотр фильма о Нью-Йоркском музее Рериха, где работает хранителем Дмитрий Николаевич Попов, давний друг, работавший и в музее Рериха в Москве, а раньше в издательстве «Сфера» главным редактором, там мы работали вместе (подружились раньше). А ведь в это издательство я тоже ходила на лекции — и задолго до этого!.. Кто бы мог предположить о таком счастье — работать в этом месте! Оно и вправду было особенным, и, пожалуй, это самая дорогая страница в моей рабочей биографии... Осталась моя фотография на фоне голубой мандалы – это то самое место в Трёхгорном переулке, где было это издательство в свои лучшие годы.
18.07.22